• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 8 ноября 2021 г. N Ф08-10547/21 по делу N А01-2303/2020

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 21.04.2003 N 6-П указал, что Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) не ограничивает заинтересованных лиц в выборе способа защиты нарушенного права и не ставит использование общих гражданско-правовых способов защиты в зависимость от наличия способов специальных. Граждане и юридические лица в силу статьи 9 Гражданского кодекса вправе осуществить этот выбор по своему усмотрению с учетом статьи 12 Гражданского кодекса, исходя из характера спорных правоотношений и существа нарушенного права. При этом способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса).

В данном случае судебные инстанции неправильно квалифицировали требования предпринимателя, который фактически ссылался на нарушение принадлежащего ему права в результате неправомерного изменения границы арендуемого им участка на основании межевого плана, подготовленного в отсутствие требуемого законом согласования (т. 1, л. д. 92 - 95). Судебные инстанции надлежащим образом не оценили довод истца о том, что в результате подготовки спорного межевого плана изменились исключительно внутренние границы контуров участка, права смежных землепользователей не нарушены. Ссылаясь на отсутствие спора о праве с обществом, суды не приняли во внимание, что с учетом конфигурации участка и оспариваемого изменения границ, требующего определения судьбы территории общего пользования (при наличии), к участию в деле в качестве соответчика подлежала привлечению администрация, по заявлению которой, как указали суды, проведены соответствующие межевые работы. Сведения о совершении судом первой инстанции процессуальных действий, названных в части 5 статьи 46 и статье 47 Кодекса, в решении отсутствуют. Кроме того, подлежал проверке довод учреждения об изменении границ участка предпринимателя в связи с установлением публичного сервитута (т. 3, л. д. 153 - 162).

Поскольку суды неправильно квалифицировали требования предпринимателя и не установили обстоятельства, необходимые для их надлежащего разрешения, а суд кассационной инстанции в силу статьи 286 Кодекса не обладает полномочиями по исследованию доказательств и установлению фактических обстоятельств дела, решение от 02.04.2021 и апелляционное постановление от 02.07.2021 в части отказа в удовлетворении заявленных требований истца следует отменить, дело в отмененной части направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции (пункт 3 части 1 статьи 287, часть 1 статьи 288 Кодекса)."