В Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона "О внесении изменения в статью 6 Закона РСФСР "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР".
Представленный законопроект предусматривает, что сбережения граждан в Сберегательном банке РСФСР индексируются Сберегательным банком Российской Федерации (Сбербанком России) путем увеличения суммы вклада по состоянию на 1 января 1992 года с учетом индекса потребительских цен за период с 1 января 1992 года по 1 января 2003 года.
Вместе с тем Федеральным законом "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации" предусмотрено, что восстановление и обеспечение сохранности ценности денежных сбережений, созданных гражданами Российской Федерации путем помещения денежных средств на вклады в Сберегательный банк РСФСР в период до 20 июня 1991 года гарантирует государство (статья 1). Гарантированные сбережения граждан являются государственным внутренним долгом Российской Федерации (статья 2).
В соответствии с федеральными законами о федеральном бюджете на очередной финансовый год Правительство Российской Федерации осуществляет необходимые мероприятия по компенсации потерь от обесценения сбережений граждан. В Федеральном законе "О федеральном бюджете на 2003 год" на указанные цели предусмотрено 20 млрд. рублей.
Возложение на Сбербанк России обязательств по индексации гарантированных сбережений граждан противоречит статье 9 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", устанавливающей, что кредитная организация не отвечает по обязательствам государства.
Согласно статьям 29 и 30 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" вопросы, касающиеся установления размера процентных ставок, относятся к компетенции самих кредитных организаций. В этой связи доходность по вкладам рассчитывается Сбербанком России самостоятельно.
Сбербанк России неоднократно повышал размеры процентных ставок по вкладам с учетом динамики цен и финансовых показателей Сбербанка России по всем вкладам, независимо от того, были они внесены до 20 июня 1991 года или позднее. При этом Сбербанк России осуществлял выплату вкладов по первому требованию и в полном объеме.
По данным Сбербанка России, по состоянию на 1 января 1992 года остатки средств на счетах по вкладам составили 372,3 млрд. рублей. Потребительские цены на товары и услуги с 1992 года по настоящее время возросли в 26 раз. Таким образом, для увеличения суммы вклада по состоянию на 1 января 1992 года с учетом индекса потребительских цен потребуется около 9,7 трлн. рублей. Чистая прибыль Сбербанка России за 1992 - 2002 годы составила около 100 млрд. рублей, в том числе, по предварительным данным, в 2002 году - 32 млрд. рублей или немногим более 3% от необходимых средств. Если предположить, что в последующие годы размер полученной прибыли сохранится на уровне 2002 года, то для погашения требуемой суммы Сбербанку России потребуется не менее 300 лет. Приведенные данные свидетельствуют об экономической нереальности подготовленного законопроекта.
Учитывая изложенное, Правительство Российской Федерации считает нецелесообразным принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 6 Закона РСФСР "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР".
Заместитель Председателя |
А.Кудрин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 14 января 2003 г. N 142п-П13 "Официальный отзыв на проект федерального закона "О внесении изменения в статью 6 Закона РСФСР "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР", вносимый в Государственную Думу депутатом Государственной Думы Ищенко Е.П."
Текст письма официально опубликован не был