г. Краснодар |
|
09 ноября 2021 г. |
Дело N А53-33542/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 ноября 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе
председательствующего Садовникова А.В.,
судей Артамкиной Е.В. и Рассказова О.Л.,
в отсутствие в судебном заседании заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик ККПД-Инвест" (ИНН 6168014188, ОГРН 1076168000952), заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области (ИНН 6164229538, ОГРН 1046164044156),
третьего лица - администрации города Ростова-на-Дону, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет,
рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 31.05.2021, дополнительное решение от 21.06.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2021 по делу N А53-33542/2020,
установил следующее.
ООО "Специализированный застройщик ККПД-Инвест" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Росреестра по Ростовской области (далее - управление) о признании незаконным отказа, обязании зарегистрировать право собственности.
Решением суда от 31.05.2021 (дополнительное решение от 21.06.2021), оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 22.07.2021, заявленные требования удовлетворены; признано незаконным как не соответствующее нормам Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) решение управления от 15.09.2020 N 61/001/007/2020-68857 об отказе в осуществлении государственной регистрации; суд обязал управление в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу осуществить государственную регистрацию права собственности общества в отношении объекта - трансформаторная подстанция N 6-52, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, ул. Маршала Жукова, 23а; суд обязал управление в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу поставить на государственный кадастровый учет объект - трансформаторная подстанция N 6-52, расположенный по адресу: Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, ул. Маршала Жукова, 23а.
В кассационной жалобе управление просит отменить обжалуемые судебные акты и отказать в удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы указывает, что спорная трансформаторная подстанция не относится к объектам вспомогательного назначения. Со стороны управления отсутствуют нарушения норм действующего законодательства.
В отзыве на кассационную жалобу общество указало на ее несостоятельность, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела видно и суды установили, что 01.06.2020 в управление обратилось общество с заявлением об осуществлении государственной регистрации права в отношении сооружения трансформаторной подстанции N 6-52, расположенной по адресу: Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, ул. Маршала Жукова, 23а.
Уведомлениями N 61-0-1-236/3403/2020-6334 и 61/001/007/2020-68857 государственная регистрация права приостановлена.
В связи с не устранением причин приостановления уведомлением от 15.09.2020 N 61/001/007/2020-68857 обществу отказано в осуществлении регистрации права. Отказ мотивирован тем, что по истечении срока приостановления государственной регистрации в ЕГРН прав в отношении сооружения заявителем не представлены документы, устанавливающие его право собственности на данный объект недвижимости, из представленных документов не усматривается, что на указанное сооружение не требуется получения разрешения на ввод в эксплуатацию, а также то, что данное сооружение является вспомогательным.
Полагая действия регистрирующего органа незаконными и нарушающими его права, общество обратилось в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Таким образом, ненормативный акт, действия (бездействие) государственного органа могут быть признаны недействительными (незаконными) при наличии одновременно двух условий:
в случае, если данные ненормативный акт, действия (бездействие) не соответствуют закону и нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Кодекса при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Статьей 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) предусмотрено, что градостроительная деятельность должна осуществляться с соблюдением требований технических регламентов, безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам, соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Согласно части 7 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машиноместах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации. Эти документы должны отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено названным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц. Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 данного Закона и требованиям принятых в соответствии с названным Законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено данным Законом или иными федеральными законами (часть 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ).
Осуществление государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 5 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ).
Неустранение причин, препятствующих осуществлению государственной регистрации прав, указанных в статье 26 данного закона, в течение срока приостановления, служит основанием для отказа в осуществлении регистрационных действий (статья 27 Закона N 218-ФЗ).
В силу части 10 статьи 40 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости.
В соответствии с частью 2 статьи 51 Градостроительного кодекса строительство объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.
В силу пункта 3 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования выдача разрешения на строительство не требуется.
Согласно части 15 статьи 55 Градостроительного кодекса разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не требуется в случае, если в соответствии с частью 17 статьи 51 данного Кодекса для строительства или реконструкции объекта не требуется выдача разрешения на строительство. Основными критериями определения объектов вспомогательного использования являются принадлежность объектов к виду сооружений пониженного уровня ответственности, отсутствие необходимости получения разрешительной документации на их строительство и наличие основного объекта недвижимого имущества, по отношении к которому объект является вспомогательным и для обслуживания которого он построен, а также невозможность самостоятельного использования для иной деятельности.
Согласно статье 65 Кодекса каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Суды первой и апелляционной инстанций, на основе оценки представленных доказательств по правилам статьи 71 Кодекса, учитывая экспертное заключение от 07.02.2018 N 671/5-ДС, установили, что спорное здание трансформаторной подстанции по своим техническим характеристикам является объектом недвижимого имущества.
Ввиду того, что указанное сооружение является частью единой системы внутриплощадочных инженерных сетей и сооружений, предназначенных для инженерного обеспечения (обслуживания) всего комплекса многоквартирных жилых домов и общественных зданий микрорайона N 6 жилого района "Левенцовский", построенных обществом, то оно не подлежит включению в состав общего имущества граждан, проживающих в отдельно взятом многоквартирном доме.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2009 N 14801/08.
Между тем, указанное обстоятельство не отменяет обоснованность выводов судов нижестоящих инстанций о том, что здание трансформаторной подстанции выполняет вспомогательные и обслуживающие функции по отношению к каждому из основных строений, расположенных на обособленных земельных участках, но являющихся частью единого комплекса многоквартирных жилых домов и общественных зданий микрорайона N 6 жилого района "Левенцовский", и с учетом положений постановления Правительства Ростовской области от 06.03.2014 N 137, на его строительство не требуется отдельного разрешения.
Суды отметили, что в отсутствие регистрации права собственности в ЕГРН общество не имеет возможности исполнить обязательство, предусмотренное пунктами 4.4.15 и 4.4.18 договора аренды от 12.05.2014 N 35323, по передаче в собственность муниципальному образованию город Ростов-на-Дону здания трансформаторной подстанции.
Выводы судов соответствуют сложившейся судебной практике во взаимоотношениях сторон (определение Верховного Суда Российской Федерации от 22.10.2021 N 308-ЭС21-19308 по делу N А53-33397/2020).
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции не установил оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Суды первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства. Доводам управления дана оценка судов в обжалуемых судебных актах.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 31.05.2021, дополнительное решение от 21.06.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2021 по делу N А53-33542/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Садовников |
Судьи |
Е.В. Артамкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды первой и апелляционной инстанций, на основе оценки представленных доказательств по правилам статьи 71 Кодекса, учитывая экспертное заключение от 07.02.2018 N 671/5-ДС, установили, что спорное здание трансформаторной подстанции по своим техническим характеристикам является объектом недвижимого имущества.
Ввиду того, что указанное сооружение является частью единой системы внутриплощадочных инженерных сетей и сооружений, предназначенных для инженерного обеспечения (обслуживания) всего комплекса многоквартирных жилых домов и общественных зданий микрорайона N 6 жилого района "Левенцовский", построенных обществом, то оно не подлежит включению в состав общего имущества граждан, проживающих в отдельно взятом многоквартирном доме.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2009 N 14801/08.
...
Выводы судов соответствуют сложившейся судебной практике во взаимоотношениях сторон (определение Верховного Суда Российской Федерации от 22.10.2021 N 308-ЭС21-19308 по делу N А53-33397/2020).
...
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 9 ноября 2021 г. N Ф08-11430/21 по делу N А53-33542/2020
Хронология рассмотрения дела:
09.11.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-11430/2021
22.07.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-11855/2021
21.06.2021 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-33542/20
31.05.2021 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-33542/20