г. Краснодар |
|
09 ноября 2021 г. |
Дело N А32-48733/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 ноября 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Рассказова О.Л., судей Аваряскина В.В. и Садовникова А.В., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Краснодарскому краю (ИНН 2310189575, ОГРН 1162310050044) - Биджоевой А.Г. (доверенность от 13.11.2020), в отсутствие заявителя - Берикян Светланы Зильфиевны, извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно- телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.02.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2021 по делу N А32-48733/2020, установил следующее.
Берикян Светлана Зильфиевна обратилась в арбитражный суд с заявлением к МИФНС N 16 по Краснодарскому краю (далее - инспекция) со следующими требованиями:
- признать незаконным внесение инспекцией записи от 13.06.2019 N 6192375107270 о недостоверности сведений о юридическом лице ООО "Трансэкспорт" (ИНН 2309136681; далее - общество);
- признать незаконным внесение инспекцией записи от 17.04.2020 N 2202305807031 об исключении из ЕГРЮЛ юридического лица - общества;
- обязать восстановить общество в ЕГРЮЛ путем внесения записи в отношении общества как о действующем юридическом лице.
В ходе судебного разбирательства Берикян С.З. в порядке части 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) отказалась от заявленных требований в части признания незаконным внесения инспекцией записей от 13.06.2019 N 6192375107270 и от 17.04.2020 N 2202305807031.
Решением от 16.02.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 19.06.2021, на инспекцию возложена обязанность внести сведения об обществе как о действующем юридическом лице. В части признания незаконными действий инспекции по внесению в ЕГРЮЛ записи ГРН 6192375107270 от 13.06.2019 о недостоверности сведений о юридическом лице в отношении общества, а также по внесению в ЕГРЮЛ записи ГРН 220230580703 от 17.04.2020 об исключении из ЕГРЮЛ общества производство по делу прекращено в связи с отказом Берикян С.З. от иска. Судебные акты мотивированы тем, что общество фактически не прекратило деятельность.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить судебные акты. По мнению заявителя, выводы судов не обоснованы, возражения от общества и иных заинтересованных лиц об исключении общества не поступили, процедура публикации соблюдена. Наличие предусмотренных подпунктом "б" пункта 5 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) обстоятельств является самостоятельным основанием для исключения юридического лица из реестра. Инспекция не вправе проверять или устанавливать иные обстоятельства при рассмотрении вопроса об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ. Выводы судов о ведении обществом хозяйственной деятельности на момент исключения его из ЕГРЮЛ не соответствуют обстоятельствам дела, поскольку суды не оценили отсутствие налоговой отчетности после 19.01.2019 и движения денежных средств за 2020, 2021 годы.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы жалобы, просил суд кассационной инстанции отменить обжалуемые акты.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителя инспекции, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, Берикян С.З. является участником (10%) и директором общества. Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, общество зарегистрировано в качестве юридического лица 17.03.2013, адрес регистрации: г. Краснодар, ул. им. М. Седина, д. 2, кв. 24.
В ходе осуществления контрольных мероприятий по проверке достоверности сведений об адресе места нахождения общества 21.09.2018 ИФНС России N 3 по г. Краснодару установлено, что по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, общество не находится. По данному факту составлен протокол осмотра объекта недвижимости от 21.09.2018 N 001061.
В связи с установлением факта отсутствия общества по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, инспекция направила уведомления в адрес общества, а также по адресу учредителей общества о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений об адресе (месте нахождения) общества.
13 июня 2019 года в ЕГРЮЛ в отношении общества внесена запись о недостоверности сведений об адресе за ГРН 6192375107270.
23 декабря 2019 года инспекция приняла решение N 23098 о предстоящем исключении общества из ЕГРЮЛ, о чем в ЕГРЮЛ внесена запись от 25.12.2019 за ГРН 7192375338930.
17 апреля 2020 года инспекция внесена запись ГРН 2202305807031 об исключении общества из ЕГРЮЛ.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю от 29.05.2020 N 24-24-528 жалоба заявителя на решение регистрирующего органа от 17.04.2020 о внесении в ЕГРЮЛ записи ГРН 2202305807031 оставлена без удовлетворения.
Берикян С.З., ссылаясь на то, что с момента регистрации и по настоящее время общество осуществляет предпринимательскую деятельность, обратилась в суд с заявлением.
В ходе рассмотрения дела Берикян С.З. заявила отказ от заявленных требований в части признания незаконным внесение инспекцией записей от 13.06.2019 N 6192375107270 и от 17.04.2020 N 2202305807031. Заявленный отказ суд принял и в этой части производство по делу на основании пункта 4 части 1 статьи 150 Кодекса прекратил.
Рассматривая дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, арбитражный суд устанавливает факт нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Кодекса).
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ, пунктом 1 статьи 64.2 Гражданского кодекса Российской Федерации регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ (при наличии одновременно всех признаков недействующего юридического лица, к которым отнесены: непредставление в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и неосуществление операций хотя бы по одному банковскому счету; такое юридическое лицо признается фактически прекратившим свою деятельность и может быть исключено из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном Законом N 129-ФЗ.
Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления (пункт 3 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ).
Согласно пункту 4 названной статьи заявления могут быть направлены в срок не позднее, чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении.
В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается, и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке. Если в течение вышеназванного срока, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения в него соответствующей записи.
Согласно подпункту "б" пункта 5 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ предусмотренный порядок исключения юридического лица из ЕГРЮЛ применяется также в случае наличия в названном реестре сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи.
Если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ, заявления не направлены, то регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения в него соответствующей записи (пункт 7 статьи 22 Закона N 129-ФЗ).
В силу пункта 8 статьи 22 Закона N 129-ФЗ исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из реестра, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.
Суды установили, что 23.12.2019 инспекция внесла в ЕГРЮЛ сведения о принятом решении о предстоящем исключении недействующего юридического лица - общества из ЕГРЮЛ на основании наличия более шести месяцев записи о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ от 13.06.2019 ГРН 6192375107270. Решение от 23.12.2019 N 23098 размещено в журнале "Вестник государственной регистрации" от 25.12.2019/1334 часть 2 N 51 (767). Заявитель и иные заинтересованные лица в установленный пунктом 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ срок заявлений не направили.
Берикян С.З., не оспаривая законность действий инспекции по исключению сведений из ЕГРЮЛ, настаивая на необходимости восстановления записи в ЕГРЮЛ в отношении общества как о действующем юридическом лице указала на то, что общество осуществляло и осуществляет предпринимательскую деятельность, представляет налоговую отчетность.
Из смысла и содержания норм Закона N 129-ФЗ следует, что исключение юридического лица из ЕГРЮЛ является правом регистрирующего органа; наличие совокупности признаков, изложенных в подпункте "б" пункта 5 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ, не влечет безусловное (обязательное) исключение из реестра лиц, поскольку применение норм права не должно способствовать недобросовестному поведению, в том числе преследующему цель освобождения от последствий, предусмотренных гражданским законодательством об обязательствах.
Процедура, регламентированная статьями 21.1 и 22 Закона N 129-ФЗ, может быть применена налоговым органом только в том случае, когда у него имеются достоверные сведения, свидетельствующие о фактическом прекращении юридическим лицом своей деятельности. Указанные гарантии в части возможности предъявления регистрирующему органу возражений относительно предстоящего исключения юридического лица (как фактически недействующего) из реестра направлены на выявление лиц, заинтересованных в сохранении правоспособности должника и в защите своих прав и законных интересов в судебном порядке, а в части судебного обжалования исключения - на обеспечение возможности восстановления регистрационного учета по обращению этих лиц на основании решения суда (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18.05.2015 N 10-П). Следовательно, юридическое лицо подлежит исключению из ЕГРЮЛ в порядке статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ только при фактическом прекращении деятельности хозяйствующего субъекта.
Суды установили, что общество является действующим юридическим лицом, сдает соответствующую отчетность в налоговый орган, в материалы дела представлены доказательства осуществления хозяйственной деятельности. С учетом конкретных обстоятельств рассматриваемого дела и необходимости неформального подхода к принятию решения о прекращении деятельности юридического лица, суды правомерно обязали инспекцию восстановить в ЕГРЮЛ сведения об обществе как о действующем юридическом лице.
Довод подателя жалобы о том, что суды оставили без внимания отсутствие налоговой отчетности и движения денежных средств не принимается во внимание, поскольку не ставит под сомнение оценку представленных в материалы дела доказательств и сделанных на их основе выводов о фактической деятельности общества. Ссылка заявителя на иную судебную практику не может быть принята во внимание, поскольку при рассмотрении спора суды учли обстоятельства конкретного дела. Суды верно указали, что исходя из смысла и содержания статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ, следует, что регистрирующий орган не может исключить юридическое лицо из реестра лишь по формальным основаниям. Исключение юридического лица из реестра допустимо только в случае фактического прекращения организацией своей деятельности (пункт 24 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.06.2021). Доводы кассационной жалобы направлены на несогласие с выводами судов и связаны с переоценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судами обстоятельств, что находится за пределами компетенции и полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, определенных положениями статей 286, 287 Кодекса.
Нарушения норм процессуального права (часть 4 статьи 288 Кодекса) при разрешении спора не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.02.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2021 по делу N А32-48733/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Л. Рассказов |
Судьи |
В.В. Аваряскин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод подателя жалобы о том, что суды оставили без внимания отсутствие налоговой отчетности и движения денежных средств не принимается во внимание, поскольку не ставит под сомнение оценку представленных в материалы дела доказательств и сделанных на их основе выводов о фактической деятельности общества. Ссылка заявителя на иную судебную практику не может быть принята во внимание, поскольку при рассмотрении спора суды учли обстоятельства конкретного дела. Суды верно указали, что исходя из смысла и содержания статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ, следует, что регистрирующий орган не может исключить юридическое лицо из реестра лишь по формальным основаниям. Исключение юридического лица из реестра допустимо только в случае фактического прекращения организацией своей деятельности (пункт 24 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.06.2021). Доводы кассационной жалобы направлены на несогласие с выводами судов и связаны с переоценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судами обстоятельств, что находится за пределами компетенции и полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, определенных положениями статей 286, 287 Кодекса.
Нарушения норм процессуального права (часть 4 статьи 288 Кодекса) при разрешении спора не установлены."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 9 ноября 2021 г. N Ф08-10356/21 по делу N А32-48733/2020