г. Краснодар |
|
12 ноября 2021 г. |
Дело N А63-1033/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 ноября 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Аваряскина В.В., судей Артамкиной Е.В. и Фефеловой И.И., в отсутствие в судебном заседании заявителя - акционерного общества "Кавминкурортресурсы" (ИНН 2626003072, ОГРН 1022601222027), заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (ИНН 2634063830, ОГРН 1042600339737), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 30.04.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2021 по делу N А63-1033/2021, установил следующее.
АО "Кавминкурортресурсы" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором просило:
- признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (далее - управление) об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности в отношении объекта капитального строительства - надкаптажное сооружение скважины 70-РЭ, площадь 9 кв. м, год завершения строительства - 1999, местонахождение - Российская Федерация, Ставропольский край, городской округ город-курорт Железноводск, г. Железноводск, Курортный парк, выраженное в уведомлении от 25.11.2020 N 26-0-1-122/3012/2020-731/3;
- возложить обязанность на управление осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности общества в отношении названного объекта капитального строительства.
Решением суда от 30.04.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 29.07.2021, заявленные требования общества удовлетворены. Решение управления, выраженное в уведомлении от 25.11.2020 N 26-0-1-122/3012/2020-731/3, признано незаконным и полностью отменено.
На управление возложена обязанность осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности общества в отношении спорного объекта капитального строительства. С управления в пользу общества взыскано 3 тыс. рублей расходов по уплате государственно пошлины.
В кассационной жалобе управление просит отменить решение и постановление, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя, общество не представило необходимый объем документов для осуществления регистрационных действий. Из представленных документов невозможно однозначно идентифицировать объект учета.
В отзыве на кассационную жалобу общество указало на ее несостоятельность и просило отказать в ее удовлетворении.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты надлежит отменить по следующим основаниям.
Из материалов дела следует и судами установлено, что общество является коммерческой организацией, осуществляющей на основании лицензий предпринимательскую деятельность в сфере добычи и реализации потребителям природной минеральной воды.
Общество арендует земельный участок с кадастровым номером 26:31:010316:1 на основании договора от 04.02.2015 N 25/2015, который предоставлен для использования скважины N 70.
Объект - надкаптажное сооружение, построено силами заявителя в целях поставок добываемой минеральной воды потребителям и защиты принадлежащей обществу на праве собственности скважины 70-РЭ от противоправных посягательств и негативного воздействия внешней среды.
25 февраля 2020 года изготовлен технический план сооружения.
21 августа 2020 года общество обратилось в управление с заявлением N 26-0-1-122/3012/2020-731 о постановке на государственный кадастровый учет и с заявлением N 26/122/012/2020-1061 о государственной регистрации права собственности в отношении объекта капитального строительства - надкаптажного сооружения скважины 70-РЭ, площадь 9 кв. м, год завершения строительства - 1999, местонахождение - Российская Федерация, Ставропольский край, городской округ город-курорт Железноводск, г. Железноводск, Курортный парк.
Уведомлением от 25.08.2020 регистрирующий орган известил заявителя о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права, указав на отсутствие необходимых для регистрации документов и наличие признаков самовольной постройки.
Уведомлением от 25.11.2020 N 26-0-1-122/3012/2020-731/3 отказано в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права в отношении сооружения по причине не устранения причин, указанных в уведомлении о приостановлении.
Полагая, что отказ управления является незаконным, общество обратилось в суд с рассматриваемыми требованиями.
В силу части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления, за исключением установленных указанным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном данным законом порядке. Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; иные документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости (пункты 2 и 8 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН.
Основания приостановления в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав предусмотрены статьей 26 Закона N 218-ФЗ. Пунктом 7 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ установлено, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно статье 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 Закона N 218-ФЗ.
В соответствии с частью 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.
В силу пункта 3 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования выдача разрешения на строительство не требуется.
По смыслу норм действующего законодательства под объектом вспомогательного использования следует понимать постройки, предназначенные для обслуживания и эксплуатации основного объекта и не имеющие возможности самостоятельного использования для иной деятельности. Возможность осуществлять строительство объектов и сооружений вспомогательного использования без получения разрешения на строительство законодатель связывает с их особым назначением (вспомогательным).
Суды установили, что спорный объект возведен на арендуемом земельном участке с кадастровым номером 26:31:010316:1, имеющим целевое назначение - для использования скважины N 70. Согласно данным технического плана и заключению администрации спорный объект является вспомогательным по отношению к скважине N 70 и используется исключительно для обслуживания и эксплуатации скважины - основного объекта. Самостоятельное использование надкаптажного сооружения невозможно, поскольку оно предназначено для поставки добываемой минеральной воды потребителям.
Признавая отказ управления незаконным, суды исходили из того, что представленных обществом документов достаточно для государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на спорный объект, который не имеет самостоятельного хозяйственного значения и используется как вспомогательный; для возведения объекта не требовалось получение разрешения на строительство.
Между тем суды не учли следующего.
Подпунктом 5 пункта 1 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации определен правовой принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
Согласно пункту 56 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если лицо полагает, что государственным регистратором допущены нарушения при осуществлении государственной регистрации права или сделки, оно вправе обратиться в суд с заявлением по правилам главы 24 Кодекса с учетом подведомственности дела.
Судебный акт по таким делам является основанием для внесения записи в ЕГРП только в том случае, когда об этом указано в его резолютивной части. Суд вправе сделать такой вывод, если изменение ЕГРП не повлечет нарушения прав и законных интересов других лиц, а также при отсутствии спора о праве на недвижимость.
Отказ управления в государственной регистрации обусловлен отсутствием в материалах дела необходимого объема документов для осуществления регистрационных действий и невозможностью однозначно идентифицировать объект учета, а именно документов подтверждающих возведение спорного здания в 1999 году, что свидетельствует о самовольном характере возведенного строения.
Так, из материалов дела усматривается, что общество обращалось с заявлениями о постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности в отношении объекта капитального строительства - надкаптажного сооружения скважины 70-РЭ, год завершения строительства - 1999.
В качестве подтверждения прав на земельный участок общество приложило договор аренды от 04.02.2015 N 25/2015, заключенный с управлением имущественных отношений администрации города-курорта Железноводска.
В соответствии с данным договором земельный участок предоставлен для использования скважины N 70 (пункт 1.1). При этом стороны установили, что на участке объекты недвижимости отсутствуют (пункт 1.2).
Кроме того, общество обращалось за признанием права на скважину 70-РЭ (литера ЭС) глубиной 1128 м, расположенную в городе Железноводске. Решением от 08.12.2014 по делу N А63-11194/2014 признано право собственности на указанный объект, при этом общество не раскрыло доказательства и не указало на факт существования надкаптажного сооружения (скважины 70-РЭ), возведенного в 1999 году.
Таким образом, суды, удовлетворяя заявленные требования, признавая недействительным решение управления об отказе в государственной регистрации на надкаптажное сооружение и возлагая обязанность осуществить государственную регистрацию на спорный объект, не выяснили вопрос о том, нарушаются ли права и законные интересы других лиц, в частности, собственника земельного участка, а также отсутствует ли спор о праве на недвижимость.
Существенным обстоятельством является осуществление обществом деятельности в сфере добычи и реализации потребителям природной минеральной воды на основании лицензии (недропользование).
Поскольку обжалуемые судебные акты не могут быть признаны судом кассационной инстанции законными и обоснованными, то они подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции (пункт 3 части 1 статьи 287 Кодекса).
При новом рассмотрении дела суду надлежит учесть указания суда кассационной инстанции, устранить все нарушения, установить и исследовать имеющие значение для дела обстоятельства с учетом требований и возражений сторон, исследовать представленные в дело доказательства по правилам статьи 71 Кодекса, после чего разрешить спор в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 30.04.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2021 по делу N А63-1033/2021 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ставропольского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.В. Аваряскин |
Судьи |
Е.В. Артамкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 56 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если лицо полагает, что государственным регистратором допущены нарушения при осуществлении государственной регистрации права или сделки, оно вправе обратиться в суд с заявлением по правилам главы 24 Кодекса с учетом подведомственности дела.
...
Поскольку обжалуемые судебные акты не могут быть признаны судом кассационной инстанции законными и обоснованными, то они подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции (пункт 3 части 1 статьи 287 Кодекса).
При новом рассмотрении дела суду надлежит учесть указания суда кассационной инстанции, устранить все нарушения, установить и исследовать имеющие значение для дела обстоятельства с учетом требований и возражений сторон, исследовать представленные в дело доказательства по правилам статьи 71 Кодекса, после чего разрешить спор в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12 ноября 2021 г. N Ф08-10164/21 по делу N А63-1033/2021