г. Краснодар |
|
12 ноября 2021 г. |
Дело N А53-4026/2021 |
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе судьи Воловик Л.Н., рассмотрев без вызова сторон кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "Топэнерго"" (ИНН 6154561448, ОГРН 1096154002834) на решение Арбитражного суда Ростовской области от 21.05.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2021 по делу N А53-4026/2021, установил следующее.
ООО "Управляющая организация "Топэнерго"" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии при администрации города Таганрога (ИНН 6154061491, ОГРН 1026102581350; далее - комиссия) от 28.01.2021 N 84/0001-2021 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 5.1 Областного закона Ростовской области от 25.10.2002 N 273-ЗС "Об административных правонарушениях" (далее - Закон N 273-ЗС) в виде 90 тыс. рублей штрафа и прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Решением суда от 21.05.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 08.07.2021, в удовлетворении заявления отказано со ссылкой на наличие в действиях общества состава правонарушения, квалифицируемого по части 2 статьи 5.1 Закона N 273-ЗС, соблюдение комиссией сроков и процедуры привлечения общества к административной ответственности и отсутствие оснований для применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось общество с кассационной жалобой, просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе суда. По мнению подателя жалобы, судебные инстанции недостаточно исследовали представленные в материалы дела доказательства и доводы общества. Суды не учли, что из представленного в материалы дела скриншота не следует, что извещение от 23.12.2020 направлено обществу. Общество полагает, что при отсутствии сведений о наличии колейности свыше 5 см и повторной фиксации наличия снега спустя период, предоставляемый законодательством для его уборки, вывод о наличии в действиях общества состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 5.1 Закона N 273-ЗС, является неверным.
В нарушение статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации комиссия не представила в суд отзыв на кассационную жалобу.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 23.12.2020 в 11 часов 00 минут общество, являясь управляющей организацией многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Таганрог, пер. 1-й Новый, 16-1, не приняло меры по уборке снега, наледи придомовой территории указанного дома, согласно перечню работ по благоустройству, что является нарушением частей 1, 2, 4, 14 статьи 5, части 1 статьи 10 Правил благоустройства территории муниципального образования "Город Таганрог", утвержденных Решением Городской Думы 01.11.2017 N 403 (далее - Правила N 403).
Выявленное нарушение зафиксировано фотоматериалами в ходе обследования территории от 23.12.2020 в 11 часов 00 минут по адресу пер. 1-ый Новый, 16-1 в городе Таганроге.
По данному факту составлен протокол от 11.01.2021 N 0001 и вынесено постановление от 28.01.2021 N 84/0001-2021 о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 5.1 Закона N 273-ЗС в виде 90 тыс. рублей штрафа.
В соответствии со статьями 207 и 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество обжаловало постановление комиссии в арбитражный суд.
В суде первой и апелляционной инстанции дело рассмотрено по общим правилам судопроизводства, в суде кассационной инстанции - рассматривается по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом части 5.1 статьи 211 Кодекса и особенностей, установленных статьей 288.2 Кодекса.
Согласно части 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства вступивших в законную силу решений арбитражного суда первой инстанции и постановлений арбитражного суда апелляционной инстанции, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Суды установили все фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к установленным по делу обстоятельствам верно применили положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Закона N 273-ЗС, Правил N 403 и сделали правильный вывод о наличии в действиях общества состава правонарушения, квалифицируемого по части 2 статьи 5.1 Закона N 273-ЗС, предусматривающей административную ответственность за повторное или последующее в течение года совершение действий (бездействие), предусмотренных частью 1 статьи 5.1 Закона N 273-ЗС, которой установлена ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение требований, установленных правилами благоустройства территорий поселений и городских округов, утвержденными органами местного самоуправления поселений и городских округов, если данное деяние не содержит признаков административного правонарушения, предусмотренного статьями 4.1, 4.5, 5.4, 5.5 Закона N 273-ЗС.
При этом суды обоснованно исходили из следующего.
Под благоустройством территории понимается деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного Правилами N 403, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории города Таганрога, по содержанию территорий города Таганрога и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.
Согласно частям 1, 2, 4, 14 статьи 5 Правил N 403 работы по благоустройству территории города Таганрога производятся в соответствии с действующим законодательством и требованиями Правил N 403. Перечень работ по благоустройству определен в приложении к Правилам N 403. Ответственность за своевременность и качество выполнения работ по благоустройству и уборке, а также за поддержание чистоты на объектах благоустройства несут собственники, если законом, договором либо непосредственно Правилами N 403 соответствующие обязанности не возложены на иных лиц. Чистота на территории общего пользования, дворовых территориях, в местах массового пребывания людей обеспечивается в течение всего дня.
Согласно части 1 статьи 10 Правил N 403 уборка территории в зимний период устанавливается с 1 ноября по 1 апреля и предусматривает уборку и вывоз снега, льда, грязи, обработку тротуаров и проезжей части дорог разрешенными к применению противогололедными материалами.
Суды установили, что общество, являясь управляющей организацией многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Таганрог, пер. 1-й Новый, 16-1, не обеспечило и не организовало содержание объекта благоустройства территорий, а именно не приняло мер по уборке снега, наледи придомовой территории указанного дома, согласно перечню работ по благоустройству, что является нарушением частей 1, 2, 4, 14 статьи 5, части 1 статьи 10 Правил N 403.
Суд апелляционной инстанции оценил довод общества о том, что нарушение, выраженное в непринятии мер по очистке снега на придомой территории к спорному дому не доказано комиссией, уборка производилась регулярно, а само по себе наличие определенного количества снега на придомовой территории в произвольный момент времени не образует состав правонарушения, вмененного обществу, отметив, что из представленных фотографий видно, что спорный участок улицы находится в крайне неудовлетворительном состоянии: пешеходная часть покрыта слоем льда, сверху лед засыпан снегом, местами образованы снежные накаты на ледяной корке (л. д. 21, 22).
Факт совершения правонарушения, квалифицируемого по части 2 статьи 5.1 Закона N 273-ЗС, подтвержден представленными в материалы дела доказательствами и документально обществом не опровергнут.
Суды сделали правильный вывод о том, что комиссия обоснованно привлекла общество к административной ответственности по части 2 статьи 5.1 Закона N 273-ЗС ввиду повторности совершенного обществом правонарушения: как видно из материалов дела, за аналогичное правонарушение общество привлечено к административной ответственности постановлением от 17.06.2020 N 650. При этом доказательства признания незаконным и отмены этого постановления в материалы дела не представлены.
Суды обоснованно исходили из того, что вина общества заключается в непринятии исчерпывающих мер, направленных на недопущение совершения административного правонарушения. Доказательства невозможности соблюдения установленных законом правил и норм в силу чрезвычайных и иных непредвиденных обстоятельств, которые общество не могло предусмотреть, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, не представлены.
Вывод судов о соблюдении комиссией процедуры привлечения общества к административной ответственности не противоречит представленным в материалы дела доказательствам и доводам участвующих в деле лиц. Установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок для привлечения общества к административной ответственности не истек.
Суды обсудили вопрос о возможности применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, учли разъяснения, содержащиеся в пунктах 18 и 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", и исходя из установленной по делу совокупности обстоятельств и представленных в материалы дела доказательств и доводов участвующих в деле лиц, не усмотрели основания для квалификации правонарушения в качестве малозначительного.
Применительно к установленным по делу обстоятельствам суды сделали верный вывод о законности постановления комиссии от 28.01.2021 N 84/0001-2021 о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 5.1 Закона N 273-ЗС в виде 90 тыс. рублей штрафа.
Доводы общества о ненадлежащем его извещении о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, а также о наличии иных опечаток были предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку.
Как видно из представленного в материалы скриншота, извещение от 23.12.2020 N 01301 направлено обществу по адресу uotopenergo@gmail.com. Неверное указание судами в обжалуемых актах электронного адреса общества, является основанием для исправления опечатки в порядке части 3 статьи 179 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и не является основанием для отмены указанных судебных актов.
При изучении материалов дела и доводов кассационной жалобы с учетом положений части 5.1 статьи 211, части 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не установлены существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов общества.
Поскольку все юридически значимые обстоятельства при рассмотрении данного дела, имеющие существенное значение для разрешения спора, суды установили на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, которым дана оценка в соответствии с нормами главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основания для удовлетворения кассационной жалобы общества отсутствуют.
То обстоятельство, что в судебном акте не названы какие-либо из имеющихся в деле доказательств либо доводы, не свидетельствует о том, что данные доказательства и доводы судом не оценены (определение Верховного Суда Российской Федерации от 01.02.2016 N 308-КГ15-18261).
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286, 287 Кодекса подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену обжалуемых судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 21.05.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2021 по делу N А53-4026/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Вывод судов о соблюдении комиссией процедуры привлечения общества к административной ответственности не противоречит представленным в материалы дела доказательствам и доводам участвующих в деле лиц. Установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок для привлечения общества к административной ответственности не истек.
Суды обсудили вопрос о возможности применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, учли разъяснения, содержащиеся в пунктах 18 и 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", и исходя из установленной по делу совокупности обстоятельств и представленных в материалы дела доказательств и доводов участвующих в деле лиц, не усмотрели основания для квалификации правонарушения в качестве малозначительного.
...
То обстоятельство, что в судебном акте не названы какие-либо из имеющихся в деле доказательств либо доводы, не свидетельствует о том, что данные доказательства и доводы судом не оценены (определение Верховного Суда Российской Федерации от 01.02.2016 N 308-КГ15-18261)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12 ноября 2021 г. N Ф08-10618/21 по делу N А53-4026/2021