г. Краснодар |
|
15 ноября 2021 г. |
Дело N А32-31393/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 ноября 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Алексеева Р.А., судей Малыхиной М.Н. и Ташу А.Х., в отсутствие истца - общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Краснодар" (ИНН 2308070396, ОГРН 1022301205662), ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Грин-Вей" (ИНН 2320180860, ОГРН 1102366001605), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Краснодар" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.05.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2021 по делу N А32-31393/2019, установил следующее.
ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар" (далее - компания) обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "Грин-Вей" (далее - общество) о взыскании 612 942 рублей 85 копеек долга за октябрь 2017 года и 124 463 рублей 22 копеек пеней с 16.02.2017 по 06.05.2019 по договору поставки газа от 05.12.2016 N 25-4-17193-ТСЖ/17 (уточненные требования).
Решением от 19.05.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 21.07.2021, иск удовлетворен частично; с общества в пользу компании взыскано 38 155 рублей 90 копеек долга и 10 435 рублей 31 копейка пеней с 16.01.2017 по 02.07.2019. Суды сочли необоснованным начисление обществу платы за ресурс, поставленный на нужды отопления.
В кассационной жалобе компания просит отменить судебные акты в части отказа во взыскании долга и удовлетворить иск в полном объеме. Заявитель ссылается на то, что неисправность прибора учета подтверждена материалами дела. В спорный период прибор учета не отображал данные о фактическом потреблении газа, поэтому в силу отсутствия законодательного запрета начать отопительный период ранее срока, предусмотренного пунктом 5 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), компания правомерно определила количество поставленного ресурса по нормативам его потребления на отопление.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, 05.12.2016 компания (поставщик) и общество (покупатель, управляющая организация) заключили договор поставки газа N 25-4-17193-ТСЖ/17.
В соответствии с пунктом 4.2.4 договора покупатель обязан уведомить поставщика о возникновении неисправности прибора учета газа. В этом случае объема потребленного газа определяется в соответствии с нормативами его потребления за период со дня уведомления покупателем поставщика о такой неисправности до дня, следующего за днем восстановления пломб.
25 октября 2017 года представители компании по заявлению общества провели проверку узла учета газа в крышной газовой котельной ЖК "Бочаров Маяк", в результате которой заменили неисправный ВГК-2 (архив не снимается, дисплей не отображает данные) на другой вычислитель, указав на возобновление учета газа с 25.10.2017 по показаниям установленного ВГК-2 и на использование газа только на нужды ГВС (акт N 362/1).
Ссылаясь на выявленные нарушения, компания рассчитала объем потребленный обществом объем газа с 01.10.2017 по 31.10.2017 по мощности газоиспользующего оборудования на 612 942 рублей 85 копеек.
Возражая против требований компании, общество указало на неисправность ВГК-2 с 23 по 25 октября 2017 года и использование газа в спорный период только на нужды ГВС.
Правоотношения сторон регулируются Федеральным законом от 31.03.1999 "О газоснабжении в Российской Федерации", Федеральным законом от 26.02.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (далее - Закон о единстве измерений), статьями 539, 541, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549 (далее - Правила N 549), Правилами N 354, а также условиями договора.
В соответствии с пунктом 28 в случае повреждения целостности любой из пломб, указанных в подпункте "б" пункта 25 данных Правил, или возникновения неисправности прибора учета газа, о чем абонент уведомил поставщика газа в день обнаружения такой неисправности, объем потребленного газа определяется в соответствии с нормативами потребления газа за период со дня уведомления и до дня, следующего за днем восстановления пломб, в том числе установки пломбы на месте, где прибор учета газа после ремонта присоединяется к газопроводу.
В случае если повреждение пломб или неисправность прибора учета газа выявлены в результате проверки, проведенной поставщиком газа, объем потребленного газа определяется в соответствии с нормативами потребления газа за период со дня проведения последней проверки до дня, следующего за днем восстановления пломб, в том числе установки пломбы на месте, где прибор учета газа после ремонта присоединяется к газопроводу, но не более чем за 6 месяцев.
Согласно пункту 33 Правил N 549 нормы потребления газа устанавливаются на приготовление пищи, нагрев горячей воды при отсутствии централизованного горячего водоснабжения (с использованием газового водонагревателя, а при его отсутствии - с использованием газовой плиты), отопление жилых помещений в многоквартирных домах, жилых помещений и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием, в жилых домах, отопление нежилых помещений в многоквартирных домах и помещений в надворных постройках домовладений, содержание в личном подсобном хозяйстве сельскохозяйственных животных и домашней птицы.
По смыслу пункта 5 Правил N 354 при отсутствии централизованного теплоснабжения производство и предоставление исполнителем коммунальной услуги по отоплению осуществляются с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, поэтому условия определения даты начала и (или) окончания отопительного периода и (или) дата начала и (или) окончания отопительного периода устанавливаются решением собственников помещений в многоквартирном доме или собственниками жилых домов. В случае непринятия такого решения собственниками помещений в многоквартирном доме или собственниками жилых домов отопительный период начинается и заканчивается в установленные уполномоченным органом сроки начала и окончания отопительного периода при подаче тепловой энергии для нужд отопления помещений во внутридомовые инженерные системы по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения.
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что в 2017 году собственники помещений не принимали решений о начале отопительного периода, поэтому в силу приведенных норм и положений пунктов 2, 5 статьи 20 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", постановления Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" пришли к выводу о том, что начало отопительного периода следует определять в соответствии со сроками, установленными органом местного самоуправления.
Поскольку согласно постановлению главы г. Сочи от 01.1.2017 N 1875 отопительный период в 2017 году начался 02.11.2017, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии у компании оснований для определения потребленного обществом газа на нужды отопления в октябре 2017 года.
Довод компании о наличии у общества права на начало отопительного периода в любой момент при наступлении температурного режима, предусмотренного в абзаце первом пункта 5 Правил N 354, не опровергает правильность выводов судебных инстанций. Использование обществом газа на нужды отопления ранее установленного уполномоченным органом срока документально не подтверждено. Наличие у покупателя возможности потребления газа в любой момент при наличии законодательного регулирования начала отопительного периода в отсутствие надлежащих доказательств того, что он воспользовался такой возможностью, не может быть истолковано в пользу ресурсоснабжающей организации.
Таким образом, с учетом установленных обстоятельств дела выводы судов, изложенные в оспариваемых судебных актах, соответствуют законодательству, регулирующему правоотношения в сфере оказания услуг энергоснабжения.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, которая в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Основания для отмены или изменения решения и постановления не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.05.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2021 по делу N А32-31393/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Р.А. Алексеев |
Судьи |
М.Н. Малыхина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.