г. Краснодар |
|
15 ноября 2021 г. |
Дело N А63-25203/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 9 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 ноября 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Алексеева Р.А., судей Ташу А.Х. и Трифоновой Л.А., в отсутствие истца - Министерства имущественных отношений Ставропольского края (ИНН 26340513510, ОГРН 1022601949644), ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис плюс" (ИНН 2626039833, ОГРН 1082650004095), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Ставропольского края на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 24.03.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2021 по делу N А63-25203/2018, установил следующее.
Министерство имущественных отношений Ставропольского края (далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с иском к ООО "Жилсервис плюс" (далее - общество) о взыскании 5204 рублей 67 копеек неустойки с 27.01.2018 по 10.04.2018 по государственному контракту от 24.11.2014 N 0121200001914000089-0150067-04.
Общество обратилось со встречным иском о взыскании с министерства 62 518 рублей 50 копеек штрафа за неисполнение обязательств по названному контракту.
Решением от 24.03.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 19.07.2021, удовлетворены первоначальные и встречные исковые требования.
В кассационной жалобе министерство просит отменить судебные акты и отказать в удовлетворении встречного иска. Заявитель ссылается на то, что министерство неоднократно пыталось исполнить условия контракта по приемке жилых помещений и требовало от застройщика исполнения обязательств по контракту. Суды не дали оценки действиям застройщика, выраженным в представлении к приемке жилых помещений, не соответствующих требованиям контракта, после проведения двух экспертиз министерство просило предоставить доступ к помещениям для их осмотра и приемки письмами от 22.11.2019, 20.01.2020, 25.02.2020 и 22.06.2020, однако обществом доступ до настоящего времени не обеспечен. В данном случае вина министерства отсутствует, так как участник долевого строительства был лишен возможности осуществить приемку квартир. Напротив, просрочка допущена обществом, предусмотренные контрактом обязательства которого не исполнены должным образом.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, министерство (участник долевого строительства) и общество (застройщик) заключили государственный контракт от 24.11.2014 N 0121200001914000089-0150067-04 участия в долевом строительстве (далее - контракт), по условиям которого застройщик обязался в предусмотренный контрактом срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить многоквартирный дом по адресу: Ставропольский край, г. Минеральные Воды, примерно в 88 м от жилого дома N 39а по ул. Дружбы (далее - МКД), и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию МКД передать жилые помещения (квартиры N 2 и 8) участнику долевого строительства, а участник долевого строительства - принять объекты и уплатить обусловленную контрактом цену при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию дома (пункт 1.1 контракта).
Цена контракта составила 2 500 740 рублей (пункт 3.1 контракта).
Министерством произведена оплата квартир согласно условиям контракта.
В соответствии с пунктом 4.1 контракта срок передачи объектов долевого строительства - не позднее 15.12.2015.
Застройщик построил МКД и 25.03.2016 ввел его в эксплуатацию. Участник долевого строительства уплатил застройщику обусловленную контрактом стоимость квартир.
Истец указал, что ответчиком обязательства по передаче квартир не исполнены, в связи с чем им нарушены условия пунктов 1.1, 4.1 контракта.
В соответствии с пунктом 5.3 контракта в случае просрочки исполнения застройщиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения ответчиком обязательств, предусмотренных контрактом, участник долевого строительства направляет застройщику требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 31.08.2018 по делу N А63-4690/2018 с застройщика в пользу министерства взыскана неустойка за период с 08.07.2016 по 26.01.2018 в размере 25 370 рублей 83 копейки.
В рамках настоящего дела министерство начислило обществу неустойку за следующий период с 27.01.2018 по 10.04.2018, ссылаясь на то, что в указанный период обществом обязательство не исполнено.
В свою очередь общество предъявило встречный иск о взыскании с министерства штрафа за неисполнение обязательств по контракту - уклонение от приемки квартир.
Согласно пункту 5.2 контракта в случае просрочки исполнения участником долевого строительства обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения участником долевого строительства обязательств, предусмотренных контрактом, застройщик вправе потребовать уплаты штрафа (неустойки, пеней).
Суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 330, 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, нормами Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", принимая во внимание условия заключенного сторонами контракта и ранее вынесенные по спору между сторонами в отношении исполнения данного контракта судебные акты, пришли к выводу об обоснованности первоначальных и встречных исковых требований.
Удовлетворяя требования общества, суды исходили из того, что застройщик построил МКД и 25.03.2016 ввел его в эксплуатацию.
Поскольку в установленный срок квартиры, соответствующие условиям контракта, не переданы, министерство обратилось в арбитражный суд с иском о возложении на общество обязанности предоставить благоустроенные жилые помещения.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Ставропольского края от 27.02.2017 по делу N А63-205/2017 суд обязал застройщика в течение 30 дней с момента вступления решения в законную силу предоставить министерству благоустроенные помещения (квартиры N 2 и 8), соответствующие характеристикам, предусмотренным техническим заданием: штукатурные работы и устройство чистых полов (линолеум).
Устранив допущенные нарушения, общество во исполнение решения по делу N А63-205/2017 в письмах от 10.04.2018 N 17, от 03.05.2018 N 38 и от 08.05.2018 N 39 уведомило министерство о готовности предоставить благоустроенные помещения и необходимости направления уполномоченного представителя участника долевого строительства для подписания актов приема-передачи и принятия квартир.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Ставропольского края от 30.06.2020 по делу N А63-8688/2018 установлено, что министерство уклоняется от принятия соответствующих техническим и качественным характеристикам объектов долевого строительства (квартир N 2 и 8 по государственному контракту от 24.11.2014 N 0121200001914000089-0150067-04). Указанным решением суд обязал министерство в тридцатидневный срок с момента вступления решения в законную силу принять жилые помещения квартиры N 2 и 8.
Установленные в рамках названных дел обстоятельства не требовали повторного доказывания и не могли опровергаться министерством (часть 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), а вступившие в законную силу судебные акты являлись обязательными для исполнения (статья 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Учитывая преюдициально установленное уклонение министерства от приемки квартир, суды пришли к правомерному выводу о наличии оснований для взыскания с него штрафа по встречному иску общества на основании пункта 5.2 контракта в размере 62 518 рублей 50 копеек.
Доводы заявителя кассационной жалобы направлены на переоценку обстоятельств, установленных нижестоящими судами, и ревизию вступивших в законную силу судебных актов по ранее состоявшимся спорам, что исходя из положений главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации недопустимо при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции.
Таким образом, основания для отмены обжалуемых судебных актов по доводам, приведенным в кассационной жалобе, отсутствуют. Нарушения норм процессуального права, влекущие отмену судебных актов по безусловным основаниям (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 24.03.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2021 по делу N А63-25203/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Р.А. Алексеев |
Судьи |
А.Х. Ташу |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Алексеева Р.А., судей Ташу А.Х. и Трифоновой Л.А., в отсутствие истца - Министерства имущественных отношений Ставропольского края (ИНН 26340513510, ОГРН 1022601949644), ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис плюс" (ИНН 2626039833, ОГРН 1082650004095), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Ставропольского края на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 24.03.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2021 по делу N А63-25203/2018, установил следующее.
...
Суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 330, 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, нормами Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", принимая во внимание условия заключенного сторонами контракта и ранее вынесенные по спору между сторонами в отношении исполнения данного контракта судебные акты, пришли к выводу об обоснованности первоначальных и встречных исковых требований."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15 ноября 2021 г. N Ф08-9909/21 по делу N А63-25203/2018