г. Краснодар |
|
15 ноября 2021 г. |
Дело N А63-20279/2020 |
Судья Арбитражного суда Северо-Кавказского округа Илюшников С.М.,
рассмотрев по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 данного Кодекса, без вызова участвующих в деле лиц (обеспечена возможность ознакомления с материалами дела в режиме ограниченного доступа в сети Интернет, отчет о публикации судебного акта на сайте в сети Интернет) кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Эко-Сити" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 26.05.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2021 по делу N А63-20279/2020 (Ф08-11595/2021),
установил следующее.
ООО "Эко-сити" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (далее - управление) с заявлением о привлечении к административной ответственности по части 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 26.05.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 02.08.2021, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты. В обоснование жалобы указано на то, что запрашиваемая управлением информация не относится к предмету проведения проверки, поскольку условия заключения договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) по объему зависит от индивидуальных условий потребителя. При этом наличие договора, заключенного по объему с одним потребителем, не может свидетельствовать о наличии аналогичных условий у другого потребителя. Действующим законодательством не предусмотрена обязанность регионального оператора вести раздельный учет договоров на оказание услуги по обращению с ТКО, заключенных по нормативу и объему накопления ТКО, в связи с чем в действиях общества отсутствует состав правонарушения.
Отзыв на кассационную жалобу в суд не поступил.
Изучив материалы дела, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, управление в связи с необходимостью получения дополнительной информации и документов для установления факта наличия либо отсутствия признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях общества, связанных с отказом перейти на коммерческий учет ТКО, исходя из количества и объема контейнера (фактическое потребление) и внести соответствующие изменения в договор от 23.01.2020 N 02-01-01290, заключенный Управлением Федеральной службы государственной статистики по Северо-Кавказскому федеральному округу и обществом, определением от 23.09.2020 возбудило дело об административном правонарушении N 026/01/10-2075/2020. При этом обществу в срок до 06.10.2020 указано на необходимость предоставить документы и сведения, в том числе копии учредительных документов; объяснения по факту возбужденного дела; нормативно-правовое обоснование допустимости отказа произвести переход на указанный заявителем способ определения объемов ТКО, в установленном законом порядке; иные материалы и документы, имеющие отношение к рассматриваемому делу.
В письме от 06.10.2020 (исх. N 01-05-8039) общество просило продлить срок предоставления документов, указанного в определении, на 3 рабочих дня, поскольку определение управления от 23.09.2020 получено им 06.10.2020.
Письмом от 08.10.2020 N ДС/ОЗ-12601/2020 управление продлило срок для предоставления документов до 09.10.2020. Определением управления от 03.11.2020 рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства N 026/01/10-2075/2020 отложено на 23.11.2020, в связи с необходимостью получения дополнительных документов, которое получено обществом 10.11.2020. В пункте 3 определения указано на необходимость обществу представить в срок до 19.11.2020 сведения (заверенные надлежащим образом), в том числе:
- 3.1 сведения о том, какими нормативно-правовыми актами (с учетом позиции Управления Федеральной службы государственной статистики по Северо-Кавказскому Федеральному округу) предусмотрена обязанность собственника ТКО предоставлять региональному оператору сведения об объеме образуемых ТКО;
- 3.2 какие документы общество считает достаточными для подтверждения объема образуемых у абонента ТКО?
- 3.3 сведения о количестве договоров, заключенных обществом на оказание услуг по обращению с ТКО. Необходимо отдельно указать количество договоров, в которых применяется способ учета ТКО исходя из количества и объема контейнеров и отдельно количество договоров, по которым учет ТКО осуществляется исходя из установленных нормативов их накопления;
- 3.4 в случае наличия договоров, в которых применяется способ учета ТКО, исходя из количества и объема контейнеров, представить копии 30 договоров, заключенных с организациями (с приложением переписки предшествовавшей заключению указанных договоров).
В письме от 19.11.2020 исх. N 01-05/9768 общество сообщило, что осуществляет деятельность по обращению с ТКО на территории Апанасенковского, Грачевского, Красногвардейского, Труновского, Туркменского, Шпаковского муниципальных районов, а также Изобильненского, Ипатовского, Новоалександровского, Петровского городских округов и города Ставрополя Ставропольского края с 01.01.2018 в соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с ТКО, заключенным с Министерством жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края. В связи с тем, что в определении управления не указано по какой категории потребителей (физические лица/юридические лица) необходимо предоставить сведения, общество сообщил, что по состоянию на текущую дату, им заключены договоры с 5680 потребителями (юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями). В связи с отсутствием законодательных требований об отдельном коммерческом учете ТКО, исходя из нормативов накопления ТКО, количества и объемов контейнеров для накопления ТКО и технической возможности вести такой учет, предоставить информацию о количестве договоров (их копии), в которых применяется коммерческий учет ТКО исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, не представляется возможным.
Управление, указывая на непредставление информации по пунктам 3.3 (абзац 2) и 3.4, составило протокол об административном правонарушении от 03.12.2020 N 379 и вынесло постановление от 10.12.2020 о привлечении общества к административной ответственности по части 5 статьи 19.8 КоАП РФ в виде 50 тыс. рублей штрафа.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением, указывая на то, что постановление является незаконным. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды обоснованно исходили из следующего.
В соответствии с частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3, 4 и 7 настоящей статьи, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации), за исключением случаев, предусмотренных частью 8 настоящей статьи влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного данной нормой, образует непредставление либо несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации) по требованию этих органов либо представление заведомо недостоверных сведений, то есть совершение правонарушения, направленного против порядка управления.
В части 1 статьи 25 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) установлена обязанность юридических лиц представлять в антимонопольный орган (его должностным лицам) по его мотивированному требованию в установленный срок необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями документы, объяснения, информацию соответственно в письменной и устной форме (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), включая акты, договоры, справки, деловую корреспонденцию, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой записи или в форме записи на электронных носителях.
Следовательно, антимонопольный орган в целях реализации возложенных на него полномочий вправе запрашивать у хозяйствующих субъектов необходимые документы и информацию, а последние, в свою очередь, обязаны предоставить запрашиваемые сведения в установленный антимонопольным органом срок. Объем запрашиваемых сведений определяется антимонопольным органом самостоятельно в зависимости от существенных обстоятельств.
Суды установили, что общество не представило по требованию антимонопольного органа в Управление в установленный срок документы и информацию. Обоснованность запроса документов, указанных в абзаце 2 пункта 3.3 определения от 03.11.2020 (отдельное указание количества договоров, в которых применяется способ учета ТКО исходя из количества и объема контейнеров и отдельно количество договоров, по которым учет ТКО осуществляется исходя из установленных нормативов их накопления), вызвана необходимостью установления самого факта возможности заключения обществом договоров с определением способа учета ТКО, исходя из количества и объема контейнеров, определения массовости такого подхода общества при заключении договоров и установления доли каждого из вышеперечисленных возможных способов учета ТКО в общем количестве заключенных договоров.
Указание в пункте 3.4 определения от 03.11.220 на необходимость предоставления копий 30 договоров, в которых применяется способ учета ТКО, исходя из количества и объема контейнеров (с приложением переписки предшествовавшее заключению указанных договоров), обосновано необходимостью проведения анализа содержания заключенных договоров и переписки, предшествовавшей их заключению, для определения системы оценки (критериев), которой руководствуется общество при заключении такого вида договоров, а также необходимостью осуществления проверки достоверности утверждений регионального оператора о возможности заключения договора исходя из количества и объема контейнеров только при условии наличия документов, подтверждающих объем образования ТКО для чего необходимо было проанализировать какие документы предоставляли потребители для заключения договоров исходя из количества и объема контейнеров.
При указанных обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что запрошенные управлением сведения и документы являлись относимыми к предмету проводимой им проверки. Однако, поскольку общество в установленный срок не направило управлению запрашиваемые документы и не предоставило доказательства, свидетельствующие об отсутствии объективной возможности исполнить требование управления, суды правомерно указали на наличие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
При этом в материалах дела не содержатся сведения об отсутствии у заявителя объективной возможности своевременно и надлежащим образом исполнить требования стандартов в части раскрытия информации. Следовательно, наличие вины общества в совершении вмененного ему правонарушения подтверждается материалами дела.
Нарушения порядка привлечения к административной ответственности управлением не допущено.
Доводы кассационной жалобы по существу направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Между тем пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции установлены положениями статьи 286 Кодекса. В соответствии с частью 3 названной статьи при рассмотрении дела арбитражный суд кассационной инстанции проверяет, соответствуют ли выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Таким образом, арбитражный суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по оценке (переоценке) и исследованию фактических обстоятельств дела, выявленных в ходе его рассмотрения по существу. При таких обстоятельствах основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 288.2 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 26.05.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2021 по делу N А63-20279/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья |
С.М. Илюшников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Указание в пункте 3.4 определения от 03.11.220 на необходимость предоставления копий 30 договоров, в которых применяется способ учета ТКО, исходя из количества и объема контейнеров (с приложением переписки предшествовавшее заключению указанных договоров), обосновано необходимостью проведения анализа содержания заключенных договоров и переписки, предшествовавшей их заключению, для определения системы оценки (критериев), которой руководствуется общество при заключении такого вида договоров, а также необходимостью осуществления проверки достоверности утверждений регионального оператора о возможности заключения договора исходя из количества и объема контейнеров только при условии наличия документов, подтверждающих объем образования ТКО для чего необходимо было проанализировать какие документы предоставляли потребители для заключения договоров исходя из количества и объема контейнеров.
При указанных обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что запрошенные управлением сведения и документы являлись относимыми к предмету проводимой им проверки. Однако, поскольку общество в установленный срок не направило управлению запрашиваемые документы и не предоставило доказательства, свидетельствующие об отсутствии объективной возможности исполнить требование управления, суды правомерно указали на наличие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15 ноября 2021 г. N Ф08-11595/21 по делу N А63-20279/2020