г. Краснодар |
|
15 ноября 2021 г. |
Дело N А32-46177/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 ноября 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Илюшникова С.М., судей Герасименко А.Н. и Денека И.М., при участии в судебном заседании от заявителя - акционерного общества "Краснодаргоргаз" (ИНН 2309029802, ОГРН 1022301172156) - Амельченко И.Л. (доверенность от 18.03.2021), в отсутствие заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (ОГРН 1022301433813, ИНН 2309053192), третьего лица - Тюряева Дмитрия Викторовича, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации о движении дела на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества "Краснодаргоргаз" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.06.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2021 по делу N А32-46177/2020, установил следующее.
Акционерное общество "Краснодаргоргаз" (далее - АО "Краснодаргоргаз", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - управление) о признании незаконным и отмене постановления от 08.10.2020 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 023/04/9.21-3931/2020; о признании недействительным представления от 08.10.2020 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс об административных правонарушениях), установленного указанным постановлением.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечен Тюряев Д.В.
Решением суда от 07.06.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 09.08.2021, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты как принятые с нарушением норм материального и процессуального права, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы указывает, что письмо от 10.07.2020 N 1401/2721 является мотивированным отказом от заключения договора и разъясняет порядок подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы жалобы.
Изучив материалы дела, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты надлежит отменить, дело - направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Как видно из материалов дела и установили суды, основанием для возбуждения дела об административном правонарушении N 023/04/9.21-3931/2020 явилось заявление Тюряева Д.В. на действия общества. В ходе рассмотрения вышеуказанного обращения управление установило, что 09.06.2020 Тюряев Д.В. обратился с заявкой на выдачу технических условий на первичную газификацию объектов капитального строительства к сети газораспределения. Заявка подана в отношении объекта газопотребления, расположенного по адресу: г. Краснодар, п. Знаменский, территория ДНТ "Гидростроитель", ул. Каштановая, 167. АО "Краснодаргоргаз" 15.06.2020 на электронную почту Тюряева Д.В. направило письмо о том, что по ДНТ "Гидростроитель" подана коллективная заявка на строительство газопровода от председателя.
Тюряев Д.В. 08.07.2020 повторно подал заявку N 12148 о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) к сети газораспределения.
АО "Краснодаргоргаз" на заявку от 08.07.2020 N 2020070685000039 направило отказ от 10.07.2020 N 1401/2721, мотивированный отсутствием действующих сетей газораспределения АО "Краснодаргоргаз" в границах ДНТ "Гидростроитель" в г. Краснодаре. Общество также сообщило, что ДНТ "Гидростроитель" выданы ТУ на подключение к сети газораспределения жилой застройки ДНТ "Гидростроитель". Подключение к проектируемым и строящимся сетям не предусмотрено. Тюряев Д.В. обратился в антимонопольный орган с жалобой на действия АО "Краснодаргоргаз".
Управление пришло к выводу о том, что отказ в заключении договора об осуществлении технологического присоединения, направленный АО "Краснодаргоргаз" в адрес Тюряева Д.В., не соответствует требованиям Правил N 1314.
В связи с выявленными нарушениями управление в отношении общества составило протокол об административном правонарушении от 13.08.2020 N 023/04/9.21-3931/2020 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 Кодекса об административных правонарушениях, и вынесло постановление от 08.10.2020, которым АО "Краснодаргоргаз" привлечено к административной ответственности по указанной статье в виде 600 тыс. рублей штрафа. В адрес АО "Краснодаргоргаз" вынесено представление от 08.10.2020 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения; о принятых мерах сообщить в письменной форме. Общество в установленные сроки надлежащие ответы не направило.
Полагая, что указанное постановление является незаконным, а представление -недействительным, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 1 статьи 9.21 Кодекса об административных правонарушениях нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 указанной статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей (часть 2 статьи 9.21 Кодекса об административных правонарушениях).
Положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, в силу части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" признается доминирующим, а транспортировка газа по трубопроводам в статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" отнесена к сфере деятельности субъектов естественных монополий. При этом действия по подключению являются составной частью товарного рынка по транспортировке газа.
Порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства (далее - объект капитального строительства), утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 1314. Согласно пункту 13 Правил N 1314 при представлении заявителем сведений и документов, указанных в пунктах 7 и 8 названных Правил, в полном объеме исполнитель в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса о предоставлении технических условий обязан определить и предоставить заявителю технические условия либо мотивированный отказ в выдаче технических условий. В силу пункта 14 Правил N 1314 основанием для отказа в выдаче технических условий является отсутствие технической возможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения исполнителя, в том числе при отсутствии пропускной способности технологически связанных с сетью газораспределения исполнителя сетей газораспределения и газотранспортной системы, за исключением случаев, когда устранение этих ограничений учтено в инвестиционных программах исполнителя или иных инвестиционных программах в текущем календарном году.
Исходя из положений пункта 15 Правил N 1314, в случае предоставления мотивированного отказа в выдаче технических условий исполнитель также предоставляет имеющуюся в его распоряжении информацию о примерных сроках появления технической возможности подключения объекта капитального строительства к сети газораспределения исполнителя в результате реализации собственных, а также финансируемых за счет сторонних источников, включая бюджетные, мероприятий либо сообщает об отсутствии такой информации.
В соответствии с пунктом 74 (1) Правил N 1314 основанием для отказа от заключения договора о подключении является отсутствие технической возможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения исполнителя. В случае наличия технической возможности подключения отказ исполнителя от заключения договора о подключении не допускается.
Суды пришли к выводу о том, что отказы в заключении договора на осуществление технологического присоединения, направленные АО "Краснодаргоргаз" в адрес Тюряева Д.В., не соответствуют требованиям Правил N 1314. Так, первый отказ общества, направленный 15.06.2020, является немотивированным, поскольку указывает только на факт подачи коллективной заявки на строительство газопровода, который не подтверждается материалами дела. Отказ, повторно направленный в адрес Тюряева Д.В. 10.07.2021, также не мотивирован, поскольку АО "Краснодаргоргаз" не подтвердило доводы, указанные в письме, соответствующими документами, запрошенными в ходе рассмотрения дела, в том числе не представлена коллективная заявка ДНТ "Гидростроитель"; заявка, на основании которой ГК "ГазГидрострой" выданы ТУ N 1401/2713 от 10.07.2020. Кроме того, суды указали на то, что из ТУ от 10.07.2020 N 1401/2713 следует, что они выданы ГК "ГазГидрострой", а не ДНТ "Гидростроитель", как указано в письме от 10.07.2020 N 1401/2721. Точкой подключения (пункт 6 ТУ) является подземный стальной газопровод высокого давления 0,6 Мпа наружным диаметром 530 мм, проходящий вдоль ул. Приозерной в границах ДНТ "Гидростроитель". Однако в письме от 10.07.2020 АО "Краснодаргоргаз" указало на отсутствие существующих сетей на территории ДНТ "Гидростроитель". Правилами N 1314 установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче технических условий, приеме заявки о подключении (технологическом присоединении), заключении договора о подключении. При этом обстоятельства, указанные в письме от 10.07.2020 N 1401/2721, таковыми не являются. В материалы дела не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что общество предприняло исчерпывающие меры для соблюдения требований действующего законодательства, ответственность за нарушение которого установлена статьей 9.21 Кодекса об административных правонарушениях.
Между тем, как показала проверка материалов дела, суды не учли следующего.
Общество указывало суду на то, что на собрании, связанном с газификацией ряда домов, находящихся на территории ДНТ "Гидростроитель", определен газовый кооператив "ГазГидрострой". Протокол общего собрания членов ГК "Газгидрострой" от 05.08.2018 N 6 представлен в материалы дела, из которого видно, что Тюряев Д.В. является членом правления кооператива. Председателем указанного собрания являлся Тюряев Д.В., который подписал протокол. Это, в свою очередь свидетельствует о том, что Тюряев Д.В. не мог не знать о подаче коллективной заявки на газификацию 350 жилых домов ДНТ "Гидростроитель", в том числе домовладения третьего лица.
Общество представило на обозрение суда кассационной инстанции заявку ГК "Гидрострой" от 07.07.2020 N 121224 о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства, расположенного по адресу: г. Краснодар, пос. Знаменский, ДНТ "Гидростроитель" (135 объектов), к сети газораспределения. В материалах дела имеются также технические условия на подключение (технологическое присоединение) жилой застройки ДНТ "Гидростроитель" - 1-й этап (первичная газификация). Число объектов капитального строительства 1-го этапа - 135. Общество указывает, что на дату обращения Тюряева Д.В. с заявкой на заключение договора о подключении (технологическом присоединении) объекта заявителя имелись выданные ТУ от 10.07.2020 N 1401/2713. Вопрос о подключении к сети газораспределения объекта заявителя может быть рассмотрен только после завершения строительства и ввода в эксплуатацию в установленном порядке сетей газопроводов, предусмотренных вышеуказанными техническими условиями, о чем общество информировало заявителя и неоднократно поясняло антимонопольному органу.
Суды не исследовали довод общества, имеющий существенное значение для правильного разрешения спора, о том, что на сегодняшний день имеются действующие технические условия, которые исполняются заказчиком - ГК "ГазГидрострой" по газификации ДНТ "Гидростроитель", по которым ведется строительство газопровода и домовладение заявителя будет подключен вместе с остальными 350 жилыми домами. С учетом изложенного, поскольку выводы судов первой и апелляционной инстанций сделаны без установления всех обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора, суд кассационной инстанции считает обжалуемые судебные акты подлежащими отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции в силу пункта 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При новом рассмотрении суду следует дать оценку изложенным доводам общества, выполнить требования процессуального законодательства о всестороннем, полном и объективном исследовании и оценке всех представленных участвующими в деле лицами доказательств, имеющих значение для настоящего дела, и их доводов, установлении всех имеющих значение обстоятельств по делу, проверить в порядке главы 25 Кодекса оспариваемое постановление административного органа на соответствие регулирующим спорные правоотношения нормам материального права и с учетом установленного принять законное, обоснованное и мотивированное решение.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.06.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2021 по делу N А32-46177/2020 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.М. Илюшников |
Судьи |
А.Н. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства (далее - объект капитального строительства), утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 1314. Согласно пункту 13 Правил N 1314 при представлении заявителем сведений и документов, указанных в пунктах 7 и 8 названных Правил, в полном объеме исполнитель в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса о предоставлении технических условий обязан определить и предоставить заявителю технические условия либо мотивированный отказ в выдаче технических условий. В силу пункта 14 Правил N 1314 основанием для отказа в выдаче технических условий является отсутствие технической возможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения исполнителя, в том числе при отсутствии пропускной способности технологически связанных с сетью газораспределения исполнителя сетей газораспределения и газотранспортной системы, за исключением случаев, когда устранение этих ограничений учтено в инвестиционных программах исполнителя или иных инвестиционных программах в текущем календарном году.
Исходя из положений пункта 15 Правил N 1314, в случае предоставления мотивированного отказа в выдаче технических условий исполнитель также предоставляет имеющуюся в его распоряжении информацию о примерных сроках появления технической возможности подключения объекта капитального строительства к сети газораспределения исполнителя в результате реализации собственных, а также финансируемых за счет сторонних источников, включая бюджетные, мероприятий либо сообщает об отсутствии такой информации."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15 ноября 2021 г. N Ф08-11725/21 по делу N А32-46177/2020