г. Краснодар |
|
16 ноября 2021 г. |
Дело N А53-34957/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 ноября 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Посаженникова М.В., судей Воловик Л.Н. и Черных Л.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Костиной Ю.Ю., при участии в судебном заседании, проводимом с использованием систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Ростовской области, от заявителя - государственного унитарного предприятия Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения" (ИНН 6167110467, ОГРН 1136195001227) - Козырева А.В. (доверенность от 04.10.2021), от заинтересованного лица - Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области (ИНН 6166059867, ОГРН 1076166000129) - Жолобовой Н.В. (доверенность от 25.02.2021), рассмотрев кассационную жалобу государственного унитарного предприятия Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 24.05.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2021 по делу N А53-34957/2020, установил следующее.
Государственное унитарное предприятие Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения" (далее - предприятие, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Ростовской области (далее - министерство) о признании незаконным отказа в предоставлении водных объектов в пользование от 07.10.2020 N 28.4-4.1/5044.
Решением суда первой инстанции от 24.05.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 28.07.2021, в удовлетворении заявленных предприятием требований отказано. Судебные акты мотивированы отсутствием правовых оснований для предоставления водного объекта заявителю в пользование.
В кассационной жалобе предприятие просит отменить решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций, принять по делу новый судебный акт.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, предприятие 14.09.2020 направило в министерство документацию для принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование с целью сброса сточных вод в речной водный объект.
Министерство письмом от 07.10.2020 N 28.4-4.1/5044 отказало заявителю в предоставлении в пользование водного объекта, находящегося в федеральной собственности, поскольку соответствующая документация не соответствует установленным законом требованиям.
В частности, согласно представленному предприятием обоснованию принятых показателей качества сточных вод имеет место превышение нормативов качества сбрасываемых сточных вод по следующим показателям: по выпуску N 1: по БПК 5 - в 8,9 раза, азоту аммонийному - в 59 раз, сульфатам - в 2,4 раза, фосфатам (Р) - в 8,6 раза, железу - в 4,5 раза, АСПАВ - в 1,3 раза, нефтепродуктам - в 4,4 раза; по выпуску N 2: по БПК 5 - в 7,9 раза, азоту аммонийному - в 42,7 раза, фосфатам (Р) - в 3,7 раза, сульфатам - в 3,4 раза, железу - в 3,7 раза, нефтепродуктам - в 1,4 раза.
Предприятие обратилось за защитой нарушенных прав в арбитражный суд.
Согласно части 4 статьи 35 Водного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
Частью 2 статьи 55 Кодекса установлено, что при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с данным Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 56 Кодекса сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
В силу пункта 1 части 6 статьи 60 Кодекса при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается, в том числе, осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах или технологических нормативов, установленных в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").
Согласно статьи 6.2 Федерального закона от 03.06.2006 N 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" до утверждения в соответствии со статьей 35 Водного кодекса Российской Федерации нормативов допустимого воздействия на водные объекты, но не позднее чем до 1 января 2015 года нормирование содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод веществ и микроорганизмов осуществляется на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ и микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах.
В силу пункта 1 статьи 67.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в случае невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II и III категорий, на период поэтапного достижения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов разрабатывается и утверждается план мероприятий по охране окружающей среды.
Федеральным агентством водных ресурсов 28.12.2012 утверждены Нормативы допустимого воздействия на водные объекты бассейна реки Дон, согласно которым для водохозяйственного участка 05.01.04.007 "Северский Донец от впадения р. Калитва до устья", к которому относится место водопользования, нормативы качества составляют: взвешенные вещества - 25.47 мг/л, БПК 5 - 2.42 мг/л, сульфаты - 440 мг/л, азот аммонийный - 0.39 мг/л, нитриты - 0.122 мг/л, фосфор фосфатов - 0.2 мг/л, железо общее - 0.2 мг/л, нефтепродукты - 0.05 мг/л.
При вынесении судебных актов суды указали, что в ходе проведения анализа представленной обществом документации о качестве сточных вод министерством установлено превышение предельно допустимой концентрации вредных веществ в сточных водах и несоответствие качества сточных вод нормативам допустимого воздействия.
Лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что превышение допустимого уровня вредных веществ обусловлено ненадлежащим состоянием очистных сооружений.
Представленный в составе обосновывающих документов план водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водного объекта не содержит достаточных мероприятий, направленных на достижение нормативного качества очистки сточных вод в заявленном периоде водопользования (в течение 2020-2025 годов).
При этом судами установлено, что заявителем не представлены необходимые доказательства, на основании которых возможен вывод о том, что плановые мероприятия (техническое обслуживание и текущий ремонт очистных сооружений канализации), уборка водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов, а также мероприятия по ведению мониторинга за водными объектами и их водоохранными зонами окажут достаточное влияние на улучшение качества очистки сточных вод в заявленном периоде водопользования (в течение 2020-2025 годов).
Кроме того, как установлено судами, предусмотренные мероприятия по проектированию и установке новых модульных очистных сооружений канализации, намечены только на будущий период (2024-2026 годы).
Надлежащим образом исследовав представленные в материалы дела документы, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для предоставления предприятию в пользование спорного водного объекта, и, как следствие, о законности отказа министерства от 07.10.2020 N 28.4-4.1/5044.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле, что в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
В соответствии со статьями 101, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации с предприятия надлежит взыскать государственную пошлину по кассационной жалобе в размере 1 500 рублей, по уплате которой определением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14.09.2021 заявителю предоставлялась отсрочка.
Руководствуясь статьями 110, 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 24.05.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2021 по делу N А53-34957/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с государственного унитарного предприятия Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения" в доход федерального бюджета 1 500 рублей государственной пошлины по кассационной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.В. Посаженников |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статьи 6.2 Федерального закона от 03.06.2006 N 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" до утверждения в соответствии со статьей 35 Водного кодекса Российской Федерации нормативов допустимого воздействия на водные объекты, но не позднее чем до 1 января 2015 года нормирование содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод веществ и микроорганизмов осуществляется на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ и микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах.
В силу пункта 1 статьи 67.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в случае невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II и III категорий, на период поэтапного достижения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов разрабатывается и утверждается план мероприятий по охране окружающей среды."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16 ноября 2021 г. N Ф08-10671/21 по делу N А53-34957/2020