г. Краснодар |
|
16 ноября 2021 г. |
Дело N А63-3963/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 ноября 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Посаженникова М.В., судей Воловик Л.Н. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Кавмининтер" (ИНН 2630020480, ОГРН 1022601455436) - Калюгиной Н.С. (доверенность от 15.12.2020), в отсутствие в судебном заседании заинтересованного лица - Северо-Кавказского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН 2626042723, ОГРН 1102650002212), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Северо-Кавказского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 31.05.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2021 по делу N А63-3963/2021, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Кавмининтер" (далее - общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Северо-Кавказскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - управление, административный орган) о признании незаконным постановления от 01.03.2021 N 21/1/ВП/1-19/3 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде 300 000 рублей штрафа и представления от 01.03.2021 N 21-1/ВП/1-19/4.
Решением суда первой инстанции от 31.05.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 06.08.2021, заявленные обществом требования удовлетворены. Судебные акты мотивированы отсутствием в действиях заявителя состава вмененного ему правонарушения.
В кассационной жалобе управление просит отменить решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций, принять по делу новый судебный акт.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество осуществляет деятельность по добыче минеральной воды на основании лицензии от 15.06.1999 СТВ N 00428-МЭ с целевым назначением и видами работ - добыча минеральной воды из скважины N 72 на Змейкинском месторождении.
В соответствии с пунктом 3.1 Лицензионного соглашения (далее - лицензионное соглашение) об условиях пользования недрами для добычи минеральных вод Змейкинского месторождения, расположенного на территории Минераловодского района Ставропольского края, срок действия лицензии установлен до 01.01.2013.
Главным управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации по Ставропольскому краю 08.10.2003 зарегистрированы изменения и дополнения к лицензионному соглашению, согласно которым владелец лицензии обязан в срок до 01.11.2003 предоставить в Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации по Ставропольскому краю согласованный и утвержденный в установленном порядке технический проект разработки Змейкинского месторождения (пункт 6.1).
Пунктом 4 дополнения к лицензии СТВ 00428 МЭ срок действия лицензии продлен до 01.07.2027. В состав лицензии в качестве неотъемлемой составной части включены условия пользования недрами Змейкинского месторождения в новой редакции.
Согласно подпункту 4.1.7. условий пользования недрами от 13.12.2012 владелец лицензии обязан осуществлять учет и контроль добываемых подземных минеральных вод по каждому объекту, имеющему промышленное значение и числящемуся на государственном учете запасов.
В период с 18.01.2021 по 20.01.2021 управлением в отношении общества проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой установлены факты отсутствия на эксплуатируемой обществом скважине единого прибора учета объема добычи подземных минеральных вод и отсутствия на лицензионном участке согласованной надлежащим образом схемы систем водопотребления.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления акта от 29.01.2021 N 21-1\ВП\1, протокола об административном правонарушении от 17.02.2021 и вынесения постановления от 01.03.2021 N 21\1\ВП\1-19\3 о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 7.3. Кодекса в виде 300 000 рублей штрафа.
Кроме того, управлением вынесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 01.03.2021 N 21-1\ВП\1-19\4, согласно которому обществу надлежит принять меры по недопущению нарушения требований законодательства в области охраны недр, обеспечить контроль за исполнением законодательства, организовать меры по эксплуатации скважины при оборудовании ее единым прибором учета объема добычи подземных минеральных вод, разработать и утвердить план устранения недостатков, представить данный план в адрес управления.
Общество, не согласившись с постановлением от 01.03.2021 N 21/1/ВП/1-19/3 и представлением от 01.03.2021 N 21-1/ВП/1-19/4, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Согласно части 2 статьи 7.3 Кодекса в редакции, действовавшей в спорный период, пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
В силу статьи 9 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон Российской Федерации N 2395-1) права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр.
Статьей 11 Закона Российской Федерации N 2395-1 установлено, что предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Согласно статье 22 Закона Российской Федерации N 2395-1 пользователь недр обязан обеспечить, в том числе, соблюдение законодательства, норм и правил в области использования и охраны недр; соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых; выполнение условий, установленных лицензией.
Согласно статье 23.2 Закона Российской Федерации N 2395-1 разработка месторождений полезных ископаемых (за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 100 м3 в сутки) осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, а также правилами разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых.
Порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, устанавливается Правительством Российской Федерации по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами.
Пунктом 8 Правил охраны подземных водных объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2016 N 94, установлено, что с целью наблюдения за состоянием подземных вод и своевременного принятия специальных мер по их охране на водозаборах подземных вод эксплуатационные и резервные скважины должны быть оборудованы приборами учета объема добычи подземных вод и устройствами для измерения уровней подземных вод.
Суды установили, что согласно пункту 4.2. условий пользования недрами от 13.12.2012 основные требования по обеспечению рационального использования и охраны недр, охраны окружающей среды и безопасного ведения работ, связанных с добычей подземных минеральных вод (включая доразведку месторождения), должны устанавливаться в проектных документах соответствующих видов работ, прошедших необходимые согласования и экспертизы.
Пунктом 3.2.3 условий пользования недрами от 13.12.2012 установлена обязанность владельца лицензии не позднее 1 года с даты государственной регистрации настоящего дополнения к лицензии разработать и утвердить новую технологическую схему разработки месторождения и проект округа горно-санитарной охраны, обеспечить получение необходимы экспертиз и согласований.
Общество осуществляет добычу минеральной воды в соответствии с Технологической схемой разработки Змейкинского месторождения (скважины N 72) минеральных вод, согласованной в 2014 году Федеральным агентством по недропользованию, что подтверждается протоколом заседания Центральной Комиссии по согласованию технических проектов разработки месторождений подземных вод, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых от 21.03.2014 N 29.
Согласно указанной Технологической схеме и протоколу от 21.03.2014 N 29 на скважине N 72 Змейкинского месторождения предусмотрена установка 5 водомерных счетчиков, схема размещения которых дополнительно согласована с Кавказским Управлением Ростехнадзора.
Суды установили, что спорная скважина оборудована предусмотренными приборами учета объема добычи подземных вод, на основании показаний которых определяется фактический объем добычи.
При этом отсутствие приборов учета либо несоответствие места их установки управлением не выявлено.
Судебными инстанциями сделан обоснованный вывод о том, что поскольку установка приборов учета согласована в установленном порядке и учет добычи воды ведется на основании показаний этих приборов, то обществом осуществляется надлежащий контроль за эксплуатацией скважины в этой части.
Применительно к требованиям контролирующего органа о разработке схемы водопотребления и водоотведения судами сделан правильный вывод о необоснованности привлечения общества к административной ответственности.
В соответствии с пунктом 8 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации водопользователями являются физические лица или юридические лица, которым предоставлено право пользования водным объектом.
В этой связи судебными инстанциями дана оценка представленному в материалы дела письму Федерального агентства водных ресурсов Кубанского бассейнового водного управления (отдела водных ресурсов по Ставропольскому краю) от 27.04.2021 N 07-17\46, согласно которому Змейкинское месторождение минеральных вод (скважина N 72) в государственном водном реестре не числится.
Судами также обоснованно учтено, что Порядок ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, утвержденный приказом Минприроды России от 08.07.2009 N 205 и предусматривающий разработку схем систем водопотребления и водоотведения, утратил силу с 01.01.2021.
Надлежащим образом исследовав представленные в материалы дела доказательства, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 31.05.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2021 по делу N А63-3963/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.В. Посаженников |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 8 Правил охраны подземных водных объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2016 N 94, установлено, что с целью наблюдения за состоянием подземных вод и своевременного принятия специальных мер по их охране на водозаборах подземных вод эксплуатационные и резервные скважины должны быть оборудованы приборами учета объема добычи подземных вод и устройствами для измерения уровней подземных вод.
...
В соответствии с пунктом 8 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации водопользователями являются физические лица или юридические лица, которым предоставлено право пользования водным объектом.
...
Судами также обоснованно учтено, что Порядок ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, утвержденный приказом Минприроды России от 08.07.2009 N 205 и предусматривающий разработку схем систем водопотребления и водоотведения, утратил силу с 01.01.2021.
Надлежащим образом исследовав представленные в материалы дела доказательства, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16 ноября 2021 г. N Ф08-10718/21 по делу N А63-3963/2021