г. Краснодар |
|
16 ноября 2021 г. |
Дело N А15-866/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 ноября 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Ташу А.Х., судей Алексеева Р.А. и Трифоновой Л.А., при участии в судебном заседании от истца - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) - Чернуха А.Г. (доверенность от 15.12.2020), в отсутствие ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Имидж-Рэйл" (ИНН 0550006888, ОГРН 1160571061265), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Имидж-Рэйл" на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 30.04.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2021 по делу N А15-866/2021, установил следующее.
ОАО "Российские железные дороги" (далее - железная дорога) обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "Имидж-Рэйл" (далее - общество) о взыскании 2 006 610 рублей штрафа за искажение сведений в транспортной железнодорожной накладной, 1 022 830 рублей штрафа за нарушение грузоподъемности вагона и 316 268 рублей дополнительных провозных платежей.
Решением от 30.04.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 02.08.2021, с ответчика в пользу истца взыскано 316 268 рублей дополнительных провозных платежей, 3 029 440 рублей штрафа, а также 39 729 рублей расходов по уплате государственной пошлины.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе суда. По мнению заявителя, истец не представил доказательств, свидетельствующих о наличии оснований для взыскания задолженности, поскольку сведения в транспортной железнодорожной накладной отражены корректно, грузоподъемность вагона находится в пределах допустимой погрешности, а провозная плата, исчисляемая по прейскуранту N 10-01, значительно меньше, заявленной железной дорогой.
В отзыве железная дорога просит оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав представителя истца, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, 06.06.2020 железная дорога на железнодорожной станции "Дагестанские огни" СКЖД приняла к перевозке группу вагонов, в составе которой находились вагоны N 57402372 и 29132651 с грузом "Камень строительный, не поименованный в алфавите", в соответствии с транспортной железнодорожной накладной N ЭД522349 и назначением до железнодорожной станции "Набережные Челны" Куйбышевской железной дороги. Грузоотправителем являлось общество.
10 июня 2020 года на станции "Анисовка" Приволжской железной дороги проведена комиссионная проверка вагонов N 57402372 и 29132651.
При проверке комиссией установлено, что на вагонах имеются по две исправные закрутки, груз "камень строительный" по документу значится в двух вагонах, количество мест - 4760. Для устранения перегруза сверх грузоподъемности вагона N 29132651 с одной стороны двери снята исправная закрутка. При осмотре выявлено: в дверном проеме отсутствует заградительный щит, стоят два станка для обработки природного камня без маркировок, закрепленные проволочными растяжками, под станком с левой стороны находится б/у коробка желтого цвета без маркировок, оклеенная скотчем. Для проверки содержимого коробку вскрыли и обнаружили изделие из природного камня круглой формы. С правого торца погрузка в один ярус - 2 поддона без маркировок, обтянутые стрейч-пленкой и 6 исправными полипропиленовыми лентами, далее погрузка неравномерная. С левого торца погрузка в 1 ярус - 3 поддона без маркировок, обтянутые стрейч-пленкой и 6 исправными полипропиленовыми лентами, далее погрузка неравномерная. Количество мест - 2200, 2 станка, 5 исправных поддонов, 3 коробки б/у. Для перегруза части товара из вагона N 29132651 с вагона N 57402372 снята исправная закрутка, двери вагона открыли. Обнаружено отсутствие в дверном проеме заградительного щита. На деревянных поддонах погружены сформированные исправные транспортные пакеты, обтянутые стрейч-пленкой и 6 исправными полипропиленовыми лентами, в дверном проеме погрузка в 1 ярус (3 ряда в длину, 2 ряда по ширине), по торцам погрузка в 3 ряда по ширине и 6 рядов в длину. Из-за превышения грузоподъемности вагона N 29132651 часть груза силами грузоотправителя отгружена в вагон N 57402372. После отгрузки части вагона перевешены на электромеханических весах типа ТС-С-ЖД "Инфа Трэк" в статике (гос. проверка 11.03.2020 N 1031, погрешность +/-100 кг). Оказалось в вагоне N 29132651 по документу значится груз "Камень строительный", нетто 67 950 кг, грузоподъемность вагона 68 тонн, в действительности масса груза - 72 350 кг.
Для удостоверения искажения грузоотправителем сведений в транспортной железнодорожной накладной, а также факта превышения грузоподъемности вагона, во исполнение требований Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 45, составлены акты общей формы, коммерческий акт от 10.06.2020 N ПРВ2001270/143 и дополнительный коммерческий акт от 12.06.2020 N ПРВ2001296/149.
Истец произвел расчет штрафа, который составил 3 029 440 рублей, в том числе за превышение грузоподъемности вагона N 29132651 - 1 022 830 рублей, за искажение сведений в железнодорожной накладной - 2 006 610 рублей.
Кроме того, общество оплатило провозную плату в размере 85 054 рублей, о чем свидетельствует транспортная железнодорожная накладная N ЭД 522349.
Вместе с тем провозная плата за перевозку фактически перевозимого груза в вагоне N 57402372 составляет 196 756 рублей, а в вагоне N 29132651 - 204 566 рублей, общая сумма - 401 322 рубля.
Таким образом, общество не оплатило провозную плату в размере 316 268 рублей.
Неисполнение требований об уплате штрафов и провозной платы послужило основанием для обращения железной дороги в арбитражный суд с иском.
Согласно статье 785 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
В силу статьи 27 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) перевозчик имеет право проверять достоверность массы грузов, грузобагажа и других сведений, указанных грузоотправителями в железнодорожных накладных, в том числе путем взвешивания грузов.
В соответствии с Правилами оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 43, начисление суммы штрафов за искажение в транспортной железнодорожной накладной сведений о массе груза производится на основании составленных перевозчиком актов общей формы и коммерческих актов.
Согласно статье 98 Устава за искажение в транспортной железнодорожной накладной наименований грузов, особых отметок, сведений о грузах, об их свойствах, в результате чего снижается стоимость перевозок грузов или возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также за отправление запрещенных для перевозок железнодорожным транспортом грузов грузоотправители уплачивают перевозчику штраф в размере пятикратной платы за перевозку таких грузов на все расстояние их перевозки независимо от возмещения вызванных данным обстоятельством убытков перевозчика.
В статье 102 Устава определена ответственность за превышение грузоподъемности (перегруз) вагона, контейнера в виде штрафа в размере пятикратной платы за перевозку фактической массы данного груза.
Удовлетворяя исковые требования, суды руководствовались названными положениями норм права и исходили из того, что искажение обществом в перевозочном документе сведений о массе груза и превышение грузоподъемности спорного вагона подтверждено актами общей формы, коммерческим актом и дополнительным коммерческим актом. Проверив расчет, суды пришли к выводу о том, что штраф начислен железной дорогой правомерно.
Удовлетворяя требования в части взыскания 316 268 рублей провозной платы, суды исходили из того, что провозная плата за перевозку фактически перевозимого груза в вагоне N 57402372 составляет 196 756 рублей, а провозная плата за перевозимый груз в вагоне N 29132651 - 204 566 рублей, тогда как ответчик оплатил только 85 054 рубля.
Ссылка на то, что размер провозной платы определен железной дорогой неверно, не принята судами во внимание, так как доказательств о неправильном применении тарифов судам не представлено.
Более того, в представленном суду апелляционной инстанции письме о перерасчете провозной платы Центра фирменного транспортного обслуживания Северо-Кавказского территориального центра от 09.11.2020 N ООР-21/721 указана провозная плата за вагон N 29132651 в сумме 229 905 рублей, тогда как грузоперевозчиком провозная плата за этот вагон определена в размере 204 566 рублей, сведений о размере платы за перевозку груза в вагоне N 57402372 в письме не имеется.
Доводы кассационной жалобы по существу направлены на переоценку исследованных судами доказательств по делу, рассматривались ими и мотивированно отклонены.
Основания для отмены обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 30.04.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2021 по делу N А15-866/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Х. Ташу |
Судьи |
Р.А. Алексеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.