г. Краснодар |
|
19 ноября 2021 г. |
Дело N А25-731/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 ноября 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Рассказова О.Л., судей Аваряскина В.В. и Коржинек Е.Л., при участии в судебном заседании от истца - общества с ограниченной ответственностью "СтройРесурс" (ИНН 0917033303, ОГРН 1170917003476) - Бязровой А.М. (доверенность от 17.02.2021), в отсутствие ответчиков - администрации Карачаевского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики (ИНН 0916001475, ОГРН 1060916000420), общества с ограниченной ответственностью "Югстройдизайн" (ИНН 0917009847, ОГРН 1070917005807), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СтройРесурс" на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 02.06.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2021 по делу N А25-731/2020, установил следующее.
ООО "СтройРесурс" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском о признании недействительными электронного аукциона и заключенного между администрацией Карачаевского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики (далее - администрация) и ООО "Югстройдизайн" (далее - компания) контракта от 18.03.2020 N 9/20, применении последствий недействительности сделки в виде двусторонней реституции (измененные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - Кодекс).
Решением от 02.06.2021, оставленным без изменения апелляционным постановлением, иск удовлетворен частично. Суд признал недействительными электронный аукцион N 0379300007020000003 и муниципальный контракт от 18.03.2020 N 9/20, заключенный администрацией и компанией. В остальной части в иске отказано. Судебные акты мотивированы неправомерностью действий администрации по включению в описание объекта закупки, отраженного в аукционной документации, конкретных параметров к используемому товару. В удовлетворении требований истца о применении последствий недействительности сделки в виде двусторонней реституции суды отказали, установив, что контракт стороны исполнили.
В кассационной жалобе общество просит изменить мотивировочную часть обжалуемых судебных актов, установив неправомерный допуск к участию в аукционе и несоответствие компании требованиям законодательства. Суды не дали оценку тому, что компания как участник закупки, не соответствовала требованиям законодательства, поскольку на момент подачи заявки не являлась субъектом малого предпринимательства, в связи с чем не имела права принимать участие в электронном аукционе, а заказчик не имел право допускать ее к торгам.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы жалобы, просил суд кассационной инстанции изменить мотивировочную часть обжалуемых судебных актов.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав представителя истца, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать.
Из материалов дела видно, что 18.03.2020 администрация на официальном сайте Единой электронной торговой площадки (http://roseltorg.ru) разместила информацию о проведении открытого аукциона в электронной форме.
Предметом аукциона являлось заключение муниципального контракта на организацию строительства объекта "Открытая универсальная спортивная площадка 60 x 30 м - Российская Федерация, Карачаево-Черкесская Республика, Карачаевский район, а. Учкулан, ул. Магомеда Каитова, 3В".
В целях участия в электронном аукционе, проводимом по заказу администрации, общество и компания подали заявки с приложением документов, согласно требованиям аукционной документации.
Заявка общества отклонена аукционной комиссией согласно протоколу от 30.03.2020 N 0379300007020000003 ввиду несоответствия требованиям аукционной документации, а именно по позиции товара N 22 "Камни бортовые".
Пунктом 22 приложения N 1 к разделу 3 "Техническое задание" определены технические требования к "камням бортовым", в том числе установлены требования к монтажным петлям: "да/нет", а также отражены размеры "камней бортовых", при этом на изображении, отражающем размеры камней бортовых, монтажные петли имеются. Общество подало заявку на участие, в пункте 22 которой в части требований к наличию монтажных петель "камней бортовых" указано: "нет", при этом на изображении, отражающем размеры камней бортовых, монтажные петли имеются. Аукционная комиссия указала, что поданная заявка, содержит информацию, не соответствующую требованиям документации о таком аукционе: по позиции товара N 22 "Камни бортовые" участником закупки сделано предложение, не соответствующее требованиям документации. Участник закупки предлагает: монтажные петли: нет. Одновременно на изображении предлагает наличие монтажной петли П1. Согласно чертежу 24 ГОСТ 6665-91 монтажные петли имеют обозначение П1. Согласно инструкции по заполнению заявок аукционной документации предложение участника должно позволять идентифицировать каждую товарную позицию (вариант исполнения товара) в первой части заявки, в отношении которого подается предложение. В случае, если заказчику требуется товар только в одном из предложенных заказчиком вариантах исполнения товара, участник должен указать конкретные значения показателей только для того варианта исполнения товара, который поставляется на объект при выполнении работ, в таком случае, если какие-либо характеристики товара не регламентируются для выбранного варианта исполнения товара, то участникам закупки допускается либо не указывать данные характеристики товара, либо указать "отсутствует".
По итогам аукциона победителем признана компания, с которой впоследствии заключен муниципальный контракт от 13.04.2020 N 9/20.
Общество, не согласившись с решением аукционной комиссии, обратилось с жалобой от 02.04.2020 в антимонопольный орган.
Решением от 10.04.2020 по делу N 009/06/106-83/2020 Управление Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республики признало жалобу истца необоснованной.
Решением Федеральной антимонопольной службы России от 08.05.2020 по делу N 20/44/99/П5 в действиях заказчика установлены нарушения пункта 2 части 1 статьи 64, части 6 статьи 66, части 3 статьи 68 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), в действиях аукционной комиссии установлено нарушение части 5 статьи 67 указанного Закона.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 04.02.2021 по делу N А40-140209/2020 в удовлетворении заявления администрации о признании недействительным пунктов 1, 2 решения от 08.05.2020 по делу N 20/44/99/П5 отказано.
Полагая, что отклонением заявки и заключением контракта с компанией нарушены законные права и интересы общества, последнее обратилось с иском в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В силу пункта 2 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 названного Закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 3.1 статьи 66 Закона N 44-ФЗ первая часть заявки на участие в электронном аукционе в случае включения в документацию о закупке в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 данного Закона проектной документации должна содержать исключительно согласие участника закупки на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе (такое согласие дается с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
В силу пункта 7 части 5 статьи 66 Закона N 44-ФЗ вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать декларацию о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 данного Закона.
В пункте 4 статьи 67 Закона N 44-ФЗ указано, что участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае: 1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 данного Закона, или предоставления недостоверной информации; 2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона N 44-ФЗ, требованиям документации о таком аукционе.
Из статьи 33 Закона N 44-ФЗ следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Согласно статье 449 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов. Торги могут быть признаны недействительными в случае, если: кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах, на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена, продажа была произведена ранее указанного в извещении срока, были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи, были допущены иные нарушения правил, установленных законом (пункт 1 данной статьи).
Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных пунктом 2 статьи 167 Гражданского кодекса.
Нарушения, допущенные организатором публичных торгов, признаются существенными, если с учетом конкретных обстоятельств дела судом будет установлено, что они повлияли на результаты публичных торгов (в частности, на формирование стоимости реализованного имущества и на определение победителя торгов) и привели к ущемлению прав и законных интересов истца (абзац 3 пункта 71 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства").
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 30.03.2020 N 0379300007020000003 на участие в аукционе подано две заявки: компания (допущена) и общество (отказано в допуске). Победителем аукциона признана компания, единственный участник электронного аукциона, с которой впоследствии заключен муниципальный контракт от 13.04.2020 N 9/20.
Суды установили, что заявка общества на участие в аукционе на право заключения муниципального контракта на организацию строительства спорного объекта соответствовала предъявляемым к ней требованиям, предложенные обществом в составе заявки характеристики товара соответствуют требованиям технического задания. Суды указали на неправомерность действий администрации по включению в описание объекта закупки, отраженного в аукционной документации, конкретных параметров к используемому товару, что противоречит части 3.1 статьи 66 Закона N 44-ФЗ.
Удовлетворяя иск в части, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что допущенное в рассматриваемом случае нарушение заказчиком правил размещения заказа, которое повлекло необоснованное отклонение заявки истца и его недопуск к участию только лишь по формальным основаниям, является основанием для признания недействительным электронного аукциона и свидетельствует о ничтожности сделки, заключенной при подобной закупке (пункта 2 статьи 449 Гражданского кодекса).
В данной части, а также в части отказа в иске судебные акты не обжалуются.
Заявитель жалобы не согласен с выводами судов, изложенными в мотивировочной части судебных актов, о правомерности допуска компании к участию в аукционе, а также о соответствии компании как участника торгов установленным законом требованиям.
В части 5 статьи 66 Закона N 44-ФЗ перечислено, какие документы и информацию должна содержать вторая часть заявки на участие в электронном аукционе, в том числе указано, что она должна содержать декларацию о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 названного Закона.
В силу части 3 статьи 30 Закона N 44-ФЗ при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 названной статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
Из материалов дела следует, что такое ограничение установлено разделом 2 аукционной документации.
Требования к содержанию документов, входящих в состав заявки на участие в аукционе, содержатся в пункте 3.2.4 аукционной документации. Положения аукционной документации не предусматривают одновременное предоставление участником закупки и декларации и наличие сведений об участнике в реестре, как условия допуска к участию в таких закупках.
Суды установили, что в составе заявки победителя, поданной на участие в аукционе, компания представила декларацию, в которой участник продекларировал свою принадлежность к субъектам малого и среднего предпринимательства. Вопреки возражениям общества выводы судов о соответствии компании как участника закупки не противоречат ни положениям аукционной документации, ни требованиям Закона N 44-ФЗ. Отсутствие сведений о компании в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства не свидетельствует о том, что оно не может быть отнесено к числу таковы субъектов (определение Верховного суда Российской Федерации от 25.10.2018 по делу N А45-31083/2017).
Общество документально не подтвердило свои доводы о том, что компания не относится к субъектам малого и среднего предпринимательства. Доказательств того, что компания при участии в аукционе представила недостоверную информацию в отношении ее принадлежности к субъектам малого и среднего предпринимательства, материалы дела не содержат. Основной признак субъекта малого предпринимательства в контексте части 4 статьи 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) заключается не в наличии сведений об этом субъекте в соответствующем реестре, а именно его соответствие предъявляемым указанной нормой права требованиям в отношении среднесписочной численности и полученном доходе за предыдущий календарный год. Довод общества о внесении изменений в Закон N 209-ФЗ не ставит под сомнение выводы судов о соблюдении как организатором аукциона так и его победителем требований Закона N 44-ФЗ, поскольку условием участия в электронном аукционе было отнесение участников к субъекту малого предпринимательства, подтверждение данного статуса декларацией.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, полностью повторяют доводы апелляционной жалобы, были предметом рассмотрения в судах обеих инстанций, получили надлежащую правовую оценку с отражением в обжалуемых судебных актах исчерпывающих мотивов их отклонения, не опровергают выводов судов и по существу направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, которая в силу статьи 286 Кодекса не входит в компетенцию суда кассационной инстанции. Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Нарушения процессуальных норм (часть 4 статьи 288 Кодекса) не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 02.06.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2021 по делу N А25-731/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Л. Рассказов |
Судьи |
В.В. Аваряскин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Общество документально не подтвердило свои доводы о том, что компания не относится к субъектам малого и среднего предпринимательства. Доказательств того, что компания при участии в аукционе представила недостоверную информацию в отношении ее принадлежности к субъектам малого и среднего предпринимательства, материалы дела не содержат. Основной признак субъекта малого предпринимательства в контексте части 4 статьи 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) заключается не в наличии сведений об этом субъекте в соответствующем реестре, а именно его соответствие предъявляемым указанной нормой права требованиям в отношении среднесписочной численности и полученном доходе за предыдущий календарный год. Довод общества о внесении изменений в Закон N 209-ФЗ не ставит под сомнение выводы судов о соблюдении как организатором аукциона так и его победителем требований Закона N 44-ФЗ, поскольку условием участия в электронном аукционе было отнесение участников к субъекту малого предпринимательства, подтверждение данного статуса декларацией.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, полностью повторяют доводы апелляционной жалобы, были предметом рассмотрения в судах обеих инстанций, получили надлежащую правовую оценку с отражением в обжалуемых судебных актах исчерпывающих мотивов их отклонения, не опровергают выводов судов и по существу направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, которая в силу статьи 286 Кодекса не входит в компетенцию суда кассационной инстанции. Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Нарушения процессуальных норм (часть 4 статьи 288 Кодекса) не установлены."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19 ноября 2021 г. N Ф08-11951/21 по делу N А25-731/2020