г. Краснодар |
|
19 ноября 2021 г. |
Дело N А77-624/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 ноября 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Посаженникова М.В. и Черных Л.А., в отсутствие в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Бизнес-Лада" (ИНН 2013429866, ОГРН 1052021003462), заинтересованного лица - Управления Федеральной налоговой службы по Чеченской Республике (ИНН 2014029490, ОГРН 042002612024), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Бизнес-Лада" на решение Арбитражного суда Чеченской Республики от 22.12.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2021 по делу N А77-624/2020, установил следующее.
ООО "Бизнес-Лада" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Чеченской Республике (далее - инспекция), выразившихся в направлении сообщения от 16.07.2020 N 1480458 об отказе в предоставлении мер поддержки и обязании инспекции в отношении общества принять решение о предоставлении субсидии, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576 "Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях Российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции" (далее - постановление N 576).
Решением суда от 22.12.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 09.03.2021, в удовлетворении заявленных требований отказано со ссылкой на отсутствие у общества права на получение субсидии в связи с осуществлением вида деятельности, не относящегося к наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.
Суд апелляционной инстанции удовлетворил ходатайство Управления Федеральной налоговой службы по Чеченской Республике и в соответствии со статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заменил инспекцию ее правопреемником - Управлением Федеральной налоговой службы по Чеченской Республике (далее - управление).
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось общество с кассационной жалобой, просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении требований общества. По мнению подателя жалобы, суд формально подошел к рассмотрению вопроса о предоставлении обществу субсидии, что противоречит целям постановления N 576; основной вид деятельности, указанный в ЕГРЮЛ, не всегда отражает ту сферу, в которой фактически работает организация. Представленный в материалы дела дилерский договор с АО "АВТОВАЗ" подтверждает осуществление обществом деятельности в специализированном магазине; инспекция располагает информацией о том, что общество является официальным дилером АО "АВТОВАЗ" и не оспаривает данный факт. Основным видом деятельности общества указан головной код 45.1, в т. ч. с входящей в нее подгруппой 45.11.2 - торговля автотранспортными средствами в специализированных магазинах. Общество, фактически осуществляющее деятельность в отрасли, пострадавшей в связи с пандемией коронавируса, лишено адресованных ему мер государственной поддержки только из-за отсутствия как основного ОКВЭД - подгруппы, несмотря на наличие основного ОКВЭД 45.1, который охватывает подгруппу 45.11.2.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Определением от 12.11.2021 по данному делу в составе суда в связи с болезнью судьи-докладчика Драбо Т.Н. произведена замена судьи-докладчика: кассационная жалоба передана судье-докладчику Прокофьевой Т.В.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, дополнительных пояснений и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в целях реализации права на получение субсидии 17.06.2020 по телекоммуникационным каналам связи общество направило в инспекцию заявление о предоставлении обществу субсидии, предусмотренной постановлением N 576, за апрель и май 2020 года.
Сообщением от 16.07.2020 N 1480458 инспекция отказала обществу в предоставлении субсидии за апрель 2020 года в связи с тем, что отрасль, в которой ведет деятельность общество, не относится к отраслям, утвержденным в Перечне отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434 (далее - Перечень), а именно: по состоянию на 01.03.2020 ОКВЭД, информация о котором содержалась в ЕГРЮЛ, соответствовал деятельности, предусмотренной ОКВЭД - 45.1 "Торговля автотранспортными средствами", которая, в свою очередь, не поименована в Перечне.
Письмом Управления Федеральной налоговой службы по Чеченской Республике от 04.09.2020 N 20-15-13/4925 обществу отказано в признании незаконными действий инспекции, выразившихся в отказе в предоставлении субсидии по сообщению от 16.07.2020 N 1480458, в связи с тем, что зарегистрированный обществом основной вид деятельности не включен в Перечень.
Не согласившись с действиями инспекции, общество обратилось в арбитражный суд.
Постановлением N 576 утверждены Правила предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (далее - Правила), которые устанавливают цели, порядок и условия их предоставления.
Согласно пункту 1 Правил получателями субсидии являются субъекты малого и среднего предпринимательства, включенные по состоянию на 1 марта 2020 года в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", ведущие деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
В целях Правил получатель субсидии определяется по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц либо Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 01.03.2020.
Субсидия предоставляется в целях частичной компенсации затрат получателей субсидии, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников в апреле и мае 2020 года.
Согласно подпункту "в" пункта 3 Правил условием для включения в реестр в целях предоставления субсидии является, в т. ч. отнесение отрасли, в которой ведется деятельность получателя субсидии, к отраслям российской экономики, указанным в пункте 1 Правил.
В соответствии с пунктом 2 постановления правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 409 "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики" (далее - постановление N 409) осуществление организациями и индивидуальными предпринимателями деятельности в соответствующей сфере определяется по коду основного вида деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц либо в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 01.03.2020.
Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержден постановлением N 434.
Суды указали, что в качестве видов деятельности общества указаны коды видов экономической деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2): основной вид - 45.1 "Торговля автотранспортными средствами" и дополнительные виды, в том числе: 45.11.1 "Торговля оптовая легковыми автомобилями и легкими автотранспортными средствами", 45.11.2 "Торговля розничная легковыми автомобилями и легкими автотранспортными средствами в специализированных магазинах".
Суды установили, что согласно сведениям ЕГРЮЛ по состоянию на 01.03.2020 основной вид деятельности общества - код ОКВЭД 45.1 "Торговля автотранспортными средствами".
При этом торговля автотранспортными средствами (код ОКВЭД 45.1) не включена в Перечень.
В случае, если осуществляемый юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем вид деятельности по коду ОКВЭД не является его основным видом экономической деятельности согласно ЕГРЮЛ (ЕГРИП) по состоянию на 01.03.2020, относящимся к сферам деятельности, в наибольшей степени пострадавшим в результате распространения новой коронавирусной инфекции, устанавливается невыполнение требований пункта 2 постановления N 409 и абзаца 2 пункта 1 Правил, что исключает возможность получения соответствующих мер государственной поддержки.
Таким образом, суды с учетом установленных обстоятельств, приняв во внимание содержание Правил и Перечня, писем Федеральной налоговой службы от 07.07.2020 N БС-19-11/148@, от 10.07.2020 N БВ-4-3/11186@, сделали обоснованный вывод о несоответствии общества пункту 1 Правил и, как следствие, отсутствии у общества права на получение субсидии в соответствии с Правилами.
Кроме того, суды отметили, что в соответствии с пунктом 5 Правил налоговый орган осуществляет проверку информации, необходимой для включения получателя субсидии в реестр, в части соответствия условиям, предусмотренным пунктом 3 Правил, полноты, правильности и достоверности сведений, содержащихся в заявлении, их соответствия данным, имеющимся в налоговом органе.
Правилами не предусмотрены правовые нормы, позволяющие инспекции определять получателя субсидии по результатам проверки его экономической деятельности, в том числе с использованием данных Фонда социального страхования, и дальнейшего сопоставления заявленного им в ЕГРЮЛ кода основного вида деятельности с фактически осуществляемым видом деятельности.
Суды верно исходили из того, что если сведения об изменении основного вида деятельности своевременно не внесены в ЕГРЮЛ, основным видом деятельности в целях получения субсидии в соответствии с постановлением N 576 будет являться основной вид деятельности организации, указанный в ЕГРЮЛ по состоянию на 01.03.2020.
При этом суды отметили, что согласно пункту 5 Правил в компетенцию инспекции входит исключительно осуществление проверки информации, необходимой для включения получателя субсидии в реестр. Инспекция не наделена полномочиями по изменению условий предоставления субсидий.
Суды критически оценили доводы общества о том, что фактически общество ведет деятельность, которая относится к отрасли по коду ОКВЭД 45.11.2 "Торговля розничная легковыми автомобилями и легкими автотранспортными средствами в специализированных магазинах", что подтверждено дилерским договором с АО "АВТОВАЗ", указав, что в материалы дела не представлены доказательства, свидетельствующие, что фактически основным видом деятельности общества стала деятельность, которая относится к отрасли по коду ОКВЭД 45.11.2 - "Торговля розничная легковыми автомобилями и легкими автотранспортными средствами в специализированных магазинах".
При этом, Правилами предусмотрено, что получатель субсидии определяется по основному виду экономической деятельности, информация о котором уже содержится в Едином государственном реестре юридических лиц либо Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 01.03.2020, однако в данном случае основным видом деятельности общества является код ОКВЭД 45.1 "Торговля автотранспортными средствами", что свидетельствует о нарушении требований пункта 1 Правил и исключает возможность предоставления обществу субсидии.
Вместе с тем, постановлением N 576 определены конкретные условия для получения субсидии, при соблюдении или несоблюдении которых делается вывод уполномоченным органом о наличии или отсутствии оснований для предоставления субсидии, то есть имеет место установление императивных норм, подлежащих неукоснительному соблюдению, тем самым не допускается толкование условий, установленных Правилами, которое противоречит буквальному содержанию положений постановления N 576.
Кроме того, Перечнем к отраслям российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, отнесены только четыре вида деятельности, у которых более детализированы коды по ОКВЭД - 45.11.2 (торговля розничная легковыми автомобилями и легкими автотранспортными средствами в специализированных магазинах), 45.11.3 (торговля розничная легковыми автомобилями и легкими автотранспортными средствами прочая), 45.19.2 (торговля розничная прочими автотранспортными средствами, кроме пассажирских, в специализированных магазинах), 45.19.3 (торговля розничная прочими автотранспортными средствами, кроме пассажирских, прочая). Зарегистрированный обществом в момент подачи заявки на субсидию код ОКВЭД 45.1 "Торговля автотранспортными средствами" включал в себя помимо указанных кодов, иные коды, которые не включены в Перечень.
При таких обстоятельствах суды обоснованно отказали обществу в удовлетворении заявленных требований.
Правовая позиция, сформулированная судами по рассматриваемому делу, соответствует правовому подходу, нашедшему свое отражение в актах Верховного Суда Российской Федерации - Апелляционное определение Верховного Суда Российской Федерации от 08.04.2021 N АПЛ21-105, Определения Верховного Суда Российской Федерации от 02.08.2021 N 306-ЭС21-11989, от 06.10.2021 N 308-ЭС21-8122.
Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286, 287 Кодекса подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы общества отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чеченской Республики от 22.12.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2021 по делу N А77-624/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
М.В. Посаженников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В случае, если осуществляемый юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем вид деятельности по коду ОКВЭД не является его основным видом экономической деятельности согласно ЕГРЮЛ (ЕГРИП) по состоянию на 01.03.2020, относящимся к сферам деятельности, в наибольшей степени пострадавшим в результате распространения новой коронавирусной инфекции, устанавливается невыполнение требований пункта 2 постановления N 409 и абзаца 2 пункта 1 Правил, что исключает возможность получения соответствующих мер государственной поддержки.
Таким образом, суды с учетом установленных обстоятельств, приняв во внимание содержание Правил и Перечня, писем Федеральной налоговой службы от 07.07.2020 N БС-19-11/148@, от 10.07.2020 N БВ-4-3/11186@, сделали обоснованный вывод о несоответствии общества пункту 1 Правил и, как следствие, отсутствии у общества права на получение субсидии в соответствии с Правилами.
...
Правовая позиция, сформулированная судами по рассматриваемому делу, соответствует правовому подходу, нашедшему свое отражение в актах Верховного Суда Российской Федерации - Апелляционное определение Верховного Суда Российской Федерации от 08.04.2021 N АПЛ21-105, Определения Верховного Суда Российской Федерации от 02.08.2021 N 306-ЭС21-11989, от 06.10.2021 N 308-ЭС21-8122."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19 ноября 2021 г. N Ф08-5280/21 по делу N А77-624/2020