г. Краснодар |
|
19 ноября 2021 г. |
Дело N А53-33057/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 ноября 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Ташу А.Х., судей Бабаевой О.В. и Малыхиной М.Н., при участии в судебном заседании от истца - общества с ограниченной ответственностью "Группа компаний "Чистый город"" (ИНН 3435085647, ОГРН 1073435002761) - Белоусова М.А. (доверенность от 11.01.2021), от ответчика - индивидуального предпринимателя Иванова Антона Сергеевича (ИНН 616201591685, ОГРНИП 304616711200092) - Гревцовой А.В. (доверенность от 22.11.2019), рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Иванова Антона Сергеевича на решение Арбитражного суда Ростовской области от 18.05.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2021 по делу N А53-33057/2020, установил следующее.
ООО "Группа компаний "Чистый город"" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к индивидуальному предпринимателю Иванову А.С. (далее - предприниматель) о взыскании 173 499 рублей 33 копеек задолженности за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) с 01.09.2019 по 31.12.2019, 22 291 рубля 07 копеек неустойки с 11.10.2019 по 03.08.2020, неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления требования, начиная с 04.08.2020 до даты фактического погашения долга (уточненные требования).
Решением от 18.05.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 24.07.2021, с ответчика в пользу истца взыскано 173 499 рублей 33 копейки задолженности, 6570 рублей 31 копейка пеней с 11.12.2019 по 05.04.2020, пени, начисленные на сумму задолженности, в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, начиная с 01.01.2021 по день фактической оплаты долга, а также 6365 рублей 39 копеек расходов по уплате государственной пошлины. В удовлетворении остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе предприниматель просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. По мнению заявителя, расчет истца является неверным, так как общество указало неправильный объем отходов, подлежащих вывозу. Истец не представил доказательства оказания спорных услуг с 01.09.2019 по 17.11.2019. Сами по себе включение адреса предполагаемого размещения ТКО в территориальную схему по обращению с отходами и график вывоза ТКО не свидетельствуют об оказании обществом услуг предпринимателю. Истец не представил документы, свидетельствующие о несении им затрат на вывоз ТКО непосредственно в интересах ответчика. Суды не учли, что накопление ТКО производилось арендаторами предпринимателя, в связи с чем судебные акты вынесены по неполно исследованным обстоятельствам.
В отзыве общество просит оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, 11.11.2019 общество (региональный оператор) и предприниматель (потребитель) заключили типовой договор на оказание услуг по обращению с ТКО N 0109/01791 (далее - договор), по условиям которого региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и месте, которые определены в договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В силу пункта 6 договора потребитель оплачивает услуги по обращению с ТКО до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором оказана услуга.
Согласно пункту 15 договора стороны согласились производить учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" (далее - Правила N 505).
Правилами N 505 установлено, что коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, а также исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления.
Оплата услуг регионального оператора осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора. В соответствии с постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 20.12.2018 N 85/122 единый тариф на услугу регионального оператора с 01.01.2019 по 31.07.2019 составил 446 рублей 84 копейки за 1 куб. м ТКО с учетом НДС 20%. Согласно постановлению Региональной службы по тарифам Ростовской области от 31.07.2019 N 33/6 единый тариф на услугу регионального оператора с 01.08.2019 по 31.12.2019 составил 428 рублей 09 копеек за 1 куб. м ТКО с учетом НДС 20%.
Истец произвел начисление задолженности по договору с 01.11.2019 по 31.12.2019, которая составила 173 499 рублей 33 копейки.
Неоплата долга в добровольном порядке явилась основанием для обращения общества в арбитражный суд с иском.
При разрешении спора суды первой и апелляционной инстанций руководствовались положениями статей 309, 310, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, нормами Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), и Правилами N 505.
По соглашению от 29.03.2018 об организации деятельности по обращению с ТКО в зоне деятельности Мясниковского МЭОКа (включает г. Ростов-на-Дону и Мясниковский район), заключенному истцом и Министерством жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области по итогам конкурсного отбора, общество является региональным оператором по обращению с ТКО на территории Мясниковского МЭОКа, приступившим к работе 01.01.2019.
Постановлениями Региональной службы по тарифам Ростовской области от 20.12.2018 N 85/122 и от 31.07.2019 N 33/6 установлены единые тарифы на услугу регионального оператора.
Таким образом, легитимация истца подтверждена материалами дела и основана на заключенном сторонами договоре.
Пунктом 19 данного договора стороны согласились производить учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами N 505 расчетным путем, исходя из нормативов накопления ТКО и количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе договор, универсальные передаточные акты, счета-фактуры, счета на оплату, суды установили факт оказания услуг в заявленном истцом объеме и их неоплату ответчиком. При этом суды указали, что оказанные с 01.09.2019 по 31.12.2019 услуги на сумму 173 499 рублей 33 копейки приняты ответчиком без замечаний и возражений.
Проверив представленный истцом расчет неустойки, суды признали его неверным, так как пени начислены, в том числе, на период действия моратория с 05.04.2020 по 01.01.2021. Произведя перерасчет, суды пришли к выводу о взыскании 6570 рублей 31 копейки неустойки с 11.12.2019 по 05.04.2020 с последующим ее начислением, начиная с 01.01.2021 по день фактической оплаты долга.
Утверждение ответчика о том, что факт оказания услуг истцом не подтвержден представленной в материалы дела выпиской из маршрутного листа о вывозах с ближайшей контейнерной площадки по отношению к месту расположения объектов ответчика за указанный период, не принято судом апелляционной инстанции.
Согласно пункту 20 договора в случае нарушения региональным оператором обязательств по договору исполнитель с участием представителя регионального оператора составляет акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору и вручает его представителю регионального оператора. При неявке представителя регионального оператора исполнитель составляет указанный акт в присутствии не менее чем 2 незаинтересованных лиц или с использованием фото- и (или) видеофиксации и в течение трех рабочих дней направляет акт региональному оператору с требованием устранить выявленные нарушения в течение разумного срока, определенного потребителем.
Как следует из пункта 43 договора, после получения по электронной почте с подтверждением посредством уведомления акта оказанных услуг (выполненных работ), счета и иных первичных документов потребитель в течение 5 календарных дней с даты отправления указанных документов подписывает и предоставляет или направляет почтой заказной корреспонденцией с описью вложения региональному оператору акт оказанных услуг (выполненных работ) по адресу либо направляет региональному оператору мотивированный письменный отказ от его подписания. В случае неполучения ответа в течение 10 рабочих дней со дня направления стороне акта оказанных услуг (выполненных работ), направленный акт считается согласованным и подписанным обеими сторонами.
В период оказания услуг ответчиком указанные акты не составлялись, доказательств неисполнения (ненадлежащего исполнения) истцом обязательств по обращению с ТКО в материалы дела не представлено, в связи с чем услуги по обращению с ТКО, образуемые в результате хозяйственной деятельности предпринимателя, считаются оказанными и принятыми в полном объеме.
Доводы ответчика относительно несогласия с расчетом, а также о том, что объем образуемых отходов менее чем тот, который указал истец, отклонены судами, поскольку ответчик не учитывает произведение расчета на основании пункта 19 договора; судами сумма долга проверена и признана верной.
Ссылка на то, что начисление объема ТКО, исходя из норматива с 01.09.2019 по 17.11.2019, является необоснованным, отклонена судами. Невозможность расчета услуги, исходя из объема и количества контейнеров, в прежнем периоде объясняется отсутствием у ответчика оборудованной контейнерной площадки для сбора и накопления ТКО, внесенной в территориальную схему. Процедура согласования места накопления ТКО с уполномоченными органами предпринимателем не соблюдена, а площадка в территориальную схему не внесена, в силу чего не может быть признана в качестве контейнерной площадки, в том числе отдельной.
На основании указанного коммерческий учет образуемых ТКО может осуществляться только расчетным путем, исходя из нормативов накопления, выраженных в количественных показателях объема.
Доводы заявителя кассационной жалобы, по которым он не согласен с оспариваемыми судебными актами, направлены на переоценку обстоятельств, установленных нижестоящими судами, что исходя из положений главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации недопустимо при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции.
Основания для отмены или изменения судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 18.05.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2021 по делу N А53-33057/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Х. Ташу |
Судьи |
О.В. Бабаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Ташу А.Х., судей Бабаевой О.В. и Малыхиной М.Н., при участии в судебном заседании от истца - общества с ограниченной ответственностью "Группа компаний "Чистый город"" (ИНН 3435085647, ОГРН 1073435002761) - Белоусова М.А. (доверенность от 11.01.2021), от ответчика - индивидуального предпринимателя Иванова Антона Сергеевича (ИНН 616201591685, ОГРНИП 304616711200092) - Гревцовой А.В. (доверенность от 22.11.2019), рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Иванова Антона Сергеевича на решение Арбитражного суда Ростовской области от 18.05.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2021 по делу N А53-33057/2020, установил следующее.
...
Согласно пункту 15 договора стороны согласились производить учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" (далее - Правила N 505).
...
При разрешении спора суды первой и апелляционной инстанций руководствовались положениями статей 309, 310, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, нормами Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), и Правилами N 505."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19 ноября 2021 г. N Ф08-11713/21 по делу N А53-33057/2020