г. Краснодар |
|
24 ноября 2021 г. |
Дело N А53-41832/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 ноября 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Ташу А.Х., судей Алексеева Р.А. и Трифоновой Л.А., при ведении протокола помощником судьи Дубницкой Д.А. и участии в судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Ростовской области и Шестнадцатым арбитражным апелляционным судом, от истца - межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ростовской области и Республике Калмыкия (ИНН 6164226375, ОГРН 1046164025951) - Исаакян А.М. (доверенность от 30.12.2020), Помниковой О.И. (доверенность от 30.12.2020), от ответчика - акционерного общества "Системный оператор Единой энергетической системы" (ИНН 7705454461, ОГРН 1027700201352) - Кобелевой О.А. (доверенность от 10.06.2021), рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества "Системный оператор Единой энергетической системы" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 13.05.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2021 по делу N А53-41832/2020, установил следующее.
Межрегиональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ростовской области и Республике Калмыкия (далее - управление) обратилось в арбитражный суд с иском к АО "Системный оператор единой энергетической системы" (далее - общество) о взыскании 9454 рублей 39 копеек задолженности за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 - 2018 годы.
Решением от 13.05.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 16.08.2021, с ответчика в пользу истца взыскано 9452 рубля 96 копеек задолженности. В остальной части в удовлетворении иска отказано. С общества в доход федерального бюджета взыскано 1998 рублей государственной пошлины.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты и отказать в удовлетворении иска. По мнению заявителя, суды неправильно применили нормы законодательства об отходах производства и потребления и об охране окружающей среды. Общество освобождено от обязанности вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) на основании пункта 1 статьи 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ), выводы судов об обратном противоречат нормам права и материалам дела. Суды не учли, что в 2016 - 2017 годах плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении ТКО не начисляется и не взимается. Это вызвано вступлением в силу норм, которые переносят обязанность ее уплаты с лиц, в чьей деятельности образуются ТКО, на региональных операторов по обращению с ТКО и операторов по обращению с ТКО, которыми признаются и организации жилищно-коммунального хозяйства, и отсутствием при этом у операторов и организаций жилищно-коммунального хозяйства источников финансирования данной платы. Суды не оценили довод общества о том, что в декларациях за 2017 - 2018 годы ответчик не исчислял плату в отношении отходов в виде мусора от офисных и бытовых помещений (исключая крупногабаритного). Данный вид отхода классифицирован как ТКО. Суды не учли положения приказа Роспотребнадзора от 22.05.2017 N 242, утвердившего ФККО, и нормативных правовых актов, определяющих порядок проведения паспортизации отходов, что привело к неверному выводу об отсутствии правового регулирования, позволяющего классифицировать отходы, образующиеся в деятельности общества.
В отзыве управление просит оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, общество в 2017 - 2018 годах эксплуатировало оказывающий негативное воздействие на окружающую среду объект, расположенный по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Красноармейская, 192.
В связи с возложением на Федеральную службу по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы, в том числе на управление, функций администраторов доходов за негативное воздействие на окружающую среду истец произвел проверку фактически произведенных ответчиком платежей за негативное воздействие на окружающую среду, по итогам которой выявлены недоплаты.
В ходе проверки установлено, что задолженность платы за негативное воздействие на окружающую среду подтверждается декларацией о плате за негативное воздействие на окружающую среду общества за 2017 год на сумму 3884 рубля 52 копейки, доначислениями платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год на сумму 7814 рублей 90 копеек, декларацией о плате за негативное воздействие на окружающую среду ответчика за 2018 год на сумму 189 рублей 52 копейки, доначислениями управления платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год на сумму 4363 рубля 85 копеек.
Для осуществления взыскания задолженности по платежам в бюджет истец письмом от 01.01.2020 N 01-09-05/2683 с квитанциями о получении стороной направил требования о возмещении платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Возражая против взыскания спорной суммы, общество в ответе указало, что плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении ТКО за 2017 - 2018 годы не исчисляется и не взимается.
Невозмещение обществом в добровольном порядке указанной суммы послужило основанием для обращения управления в арбитражный суд с иском.
Согласно статье 1 Закона N 7-ФЗ негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативными изменениям качества окружающей среды.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона N 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Статьей 16.1 Закона N 7-ФЗ определено, что плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением ТКО, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Согласно пункту 1 статьи 23 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" при размещении отходов взимается плата за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с Законом N 7-ФЗ.
По степени вреда объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, разделены на четыре категории.
Критерии отнесения объектов к соответствующей категории утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 N 1029 (далее - постановление N 1029). Присвоение категории осуществляется при постановке на государственный учет объектов (пункты 3, 4 статьи 4.2 Закона N 7-ФЗ), оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, с выдачей организации (или индивидуальному предпринимателю) соответствующего свидетельства.
Контроль правильности исчисления и своевременности внесения платежей за негативное воздействие на природу (включая экологический сбор) осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (пункт 3 Указа Президента Российской Федерации от 23.06.2010 N 780).
Согласно приказу Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 29.02.2016 N 110 за территориальными органами закреплены полномочия главных администраторов (администраторов) доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, в том числе по плате за размещение отходов производства и потребления.
Удовлетворяя частично заявленные требования, суды исходили из того, департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу на основании приказа от 22.12.2017 N 09/1496 обществу выдано разрешение от 22.12.2017 N В-15/256 на осуществление выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух с 22.12.2017 по 31.12.2021 в отношении источника, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Красноармейская, 192. Приложением к данному разрешению утверждены перечень и количество вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, состоящий из 8 наименований вредных (загрязняющих) веществ от I до IV классов опасности.
Приказом департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу от 26.07.2017 в отношении источника, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Красноармейская, 192, установлены предельно допустимые выбросы 8 наименований вредных (загрязняющих) веществ с 26.07.2017 по 31.12.2021.
Вместе с тем ответчиком не представлено свидетельство о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду. Доказательств того, что объект, расположенный по адресу г. Ростов-на-Дону, ул. Красноармейская, 192, относится к IV категории опасности не имеется. С указанного объекта в результате хозяйственной и (или) иной деятельности в атмосферу выбрасывается 8 наименований загрязняющих веществ I, II, III и IV классов опасности.
При этом с учетом изложенных норм в 2017, 2018 годах, за которые управление взыскивает с общества плату за негативное воздействие на окружающую среду, отсутствовала полностью сформированная нормативная база, позволяющая определить, какие из отходов относятся к ТКО, а также региональный оператор, обслуживающий зону нахождения ответчика (отсутствовал до начала 2019 года).
Кроме того, во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 N 269 Министерством жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области разработаны нормативы накопления ТКО, утвержденные постановлением от 08.02.2018 N 2. Из приложения N 1 к данному постановлению следует, что для каждой конкретной категории объекта утвержден определенный норматив накопления ТКО на территории Ростовской области.
Таким образом, для исключения платы за негативное воздействие на окружающую среду за отходы, которые общество относит к ТКО, необходимо по новому законодательству иметь специальный договор определенной формы на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенный именно с региональный оператором на вывоз ТКО, рассчитанный с учетом нормативов накопления ТКО по новым тарифам на оказание услуг по обращению с ТКО, в которые включены расходы по плате за негативное воздействие на окружающую среду.
Проверив произведенный истцом расчет задолженности, суд первой инстанции признал его неверным, в связи с чем произвел перерасчет. На основании произведенного перерасчета суды взыскали 9452 рубля 96 копеек долга.
Ссылки общества на представленные в материалы дела документы (договор со специализированной организацией, акты об оказании услуг и другие документы, подтверждающие, что отходы, исключенные из расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, относятся к ТКО) не приняты судом апелляционной инстанции.
Согласно материалам дела у ответчика имеется договор с АО "Чистый город" для размещения на полигоне некоторых видов отходов; общество оплачивает специализированной организации денежные средства за сбор, транспортирование и размещение отходов.
Однако ввиду отсутствия на территории Ростовской области в 2017, 2018 годах региональных операторов по обращению с ТКО, соответственно, и операторов по обращению с ТКО, АО "Чистый город" не являлось лицом, уполномоченным на осуществление деятельности по обращению с ТКО. АО "Чистый город" не являлось региональным оператором и на момент заключения договора на вывоз твердых отходов производства и потребления такого статуса не имело. Определение ТКО, как и их количества, не относится к компетенции хозяйствующего субъекта, а относится к компетенции регионального оператора, в полномочия которого входит в дальнейшем и внесение в бюджет платы за размещение ТКО. При этом региональный оператор при определении объема ТКО обязан руководствоваться нормативами накопления ТКО.
По существу доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию с оценкой судами имеющихся в деле доказательств и направлены на их переоценку, которая не входит в полномочия суда кассационной инстанции (статьи 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Основания для отмены или изменения решения и постановления не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 13.05.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2021 по делу N А53-41832/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Х. Ташу |
Судьи |
Р.А. Алексеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Приказом департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу от 26.07.2017 в отношении источника, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Красноармейская, 192, установлены предельно допустимые выбросы 8 наименований вредных (загрязняющих) веществ с 26.07.2017 по 31.12.2021.
Вместе с тем ответчиком не представлено свидетельство о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду. Доказательств того, что объект, расположенный по адресу г. Ростов-на-Дону, ул. Красноармейская, 192, относится к IV категории опасности не имеется. С указанного объекта в результате хозяйственной и (или) иной деятельности в атмосферу выбрасывается 8 наименований загрязняющих веществ I, II, III и IV классов опасности.
При этом с учетом изложенных норм в 2017, 2018 годах, за которые управление взыскивает с общества плату за негативное воздействие на окружающую среду, отсутствовала полностью сформированная нормативная база, позволяющая определить, какие из отходов относятся к ТКО, а также региональный оператор, обслуживающий зону нахождения ответчика (отсутствовал до начала 2019 года).
Кроме того, во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 N 269 Министерством жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области разработаны нормативы накопления ТКО, утвержденные постановлением от 08.02.2018 N 2. Из приложения N 1 к данному постановлению следует, что для каждой конкретной категории объекта утвержден определенный норматив накопления ТКО на территории Ростовской области."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24 ноября 2021 г. N Ф08-12023/21 по делу N А53-41832/2020