Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Алтайского края
от 08.12.2023 N 470
Государственная программа
Алтайского края "Развитие малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае"
Стратегические приоритеты государственной программы Алтайского края "Развитие малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае"
1. Оценка текущего состояния сферы малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае
На начало 2023 года на территории Алтайского края зарегистрировано 73,8 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - "субъекты МСП"), это около 84% всех субъектов экономической деятельности. Большая их часть представлена индивидуальными предпринимателями - 46,3 тыс. человек, а также юридическими лицами - 27,5 тыс. единиц. Количество микро-, малых и средних предприятий составило 70,89 тыс. единиц, 2,64 тыс. единиц и 0,24 тыс. единиц соответственно.
Количество самозанятых граждан (плательщиков налога на профессиональный доход) зафиксировано на уровне 68,6 тыс. человек. Численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства по итогам 2022 года выросла почти на 34,8 тыс. человек и составляла 352,8 тыс. человек.
По количеству субъектов МСП и занятых в предпринимательском секторе Алтайский край занимает 20 место в Российской Федерации и 4 место среди регионов Сибирского федерального округа.
К субъектам МСП относится 78,3% занятых в сельском и лесном хозяйствах; 83,2% - в обрабатывающих производствах; 80,8% - в строительстве; 85,4% - в сфере гостиничного бизнеса и общественного питания; 83,4% компаний, осуществляющих деятельность в области транспортировки и хранения; 84,3% предприятий сферы торговли и ремонта авто- и мототранспортных средств.
В отраслевом разрезе большинство индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, или 38,5%, работают в торговле, 10,7% - в транспорте и логистике, 8,6% - на обрабатывающих производствах, 7,9% - в строительстве, а в сельском и лесном хозяйстве - 5,9%.
Среди самозанятых наиболее популярными направлениями деятельности являются оказание услуг по ремонту квартир, бытовой техники и сантехники, предоставление парикмахерских, косметологических услуг, а также услуг по перевозке грузов и пассажиров, автосервисы и мойки.
За последние несколько лет в среднем субъекты МСП формируют 49% объема оборота организаций (предприятий), порядка 25% инвестиций в основной капитал. По итогам сплошного статистического наблюдения за деятельностью субъектов МСП, в 2020 году вклад данной сферы в формирование валового регионального продукта составил почти 37%.
По итогам 2022 года суммарный оборот малых, микро- и средних предприятий составил 842,6 млрд. рублей и превысил значение 2021 года на 4,3%. Объем отгруженных товаров по данной категории хозяйствующих субъектов составил 432,9 млрд. рублей и превысил аналогичный показатель 2021 года (389,3 млрд. рублей) на 11,2%.
Средний размер оплаты труда наемных работников на малых предприятиях (без учета микропредприятий) по итогам 2022 года увеличился на 19,4% и составил 36,1 тыс. рублей, на микропредприятиях - на 19,2% (до 26,9 тыс. рублей), а на средних предприятиях - на 17,4% (до 38,3 тыс. рублей).
На фоне роста качественных показателей наблюдается и увеличение налоговых поступлений в бюджет. Согласно данным УФНС России по Алтайскому краю, в 2022 году сектор МСП сформировал порядка 63 млрд. рублей, что больше на 12% сопоставимого значения 2021 года (56,2 млрд. рублей). Поступления по спецрежимам по состоянию на 31.12.2022 сложились в объеме 10,3 млрд. рублей (в т.ч. в местные бюджеты - 5,7 млрд. рублей), превысив сопоставимое значение 2021 года (8,5 млрд. рублей) на 21,2% (в т. ч. в местные бюджеты (4,8 млрд. рублей) - 18,8%).
Малое и среднее предпринимательство в Алтайском крае имеет ряд особенностей, большинство из которых являются общероссийскими тенденциями:
неравномерное размещение субъектов МСП на территории Алтайского края в современной пространственной структуре экономики региона. Отмечается высокая степень концентрации деловой активности в крупных городах и городских агломерациях. По данным единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, на начало 2023 года в городских округах сосредоточено 73,6% всех субъектов МСП, в муниципальных районах - 26,4%. В тройку городов - лидеров по количеству зарегистрированных субъектов входят Барнаул (51,8%), Бийск (10,1%) и Рубцовск (4,1%). Лидерами среди муниципальных районов являются Первомайский, Каменский и Павловский районы. На последних позициях - Суетский, Ельцовский и Тогульский районы;
наблюдается стабильный рост качественных показателей деятельности предприятий сферы малого и среднего бизнеса - оборота, налоговых отчислений, отгрузки товаров собственного производства, работ, услуг.
Существует ряд факторов, сдерживающих интенсивное развитие сферы малого и среднего предпринимательства, в их числе:
низкие темпы модернизации действующих производств и внедрения новых, в том числе инновационных, технологий. Необходимость привлечения заемных источников финансирования в силу отсутствия собственных средств создает сложности в приобретении субъектами МСП производственного оборудования, прежде всего сложного высокотехнологичного, и приборов;
сложность в привлечении финансовых (инвестиционных) ресурсов для ведения предпринимательской деятельности как на этапе организации бизнеса, так и на этапе его устойчивого функционирования. Несмотря на увеличение свободных и готовых к вложениям в реальный сектор экономики кредитных средств, высокая стоимость банковских кредитов и требования по их обеспеченности препятствуют широкому доступу к ним субъектов МСП. Особенно актуальна эта проблема для инновационного бизнеса, что существенно снижает восприимчивость малого бизнеса к модернизационным процессам;
недостаточная конкурентоспособность продукции малых предприятий по сравнению с импортными товарами и продукцией крупных отечественных предприятий и, как следствие, слабое продвижение ее на внутренний, межрегиональный и международный рынки. Зачастую незначительный объем средств для осуществления маркетинговых мероприятий, недостаток программ поиска торговых, кооперационных и инвестиционных партнеров приводит к низкой информированности субъектов МСП о состоянии товарных рынков, конкурентной ситуации, потребительских предпочтениях;
ограниченная доступность производственных и офисных помещений, обусловленная высокой стоимостью строительства (приобретения) объектов, краткосрочностью арендных отношений и высокими ставками коммерческой арендной платы, недостаточностью площадей государственной и муниципальной собственности, предназначенной для сдачи в аренду СМСП;
слабое развитие интеграционных отношений субъектов МСП с крупным бизнесом;
недостаточные навыки эффективного ведения бизнеса, опыта управления, юридических и экономических знаний у руководителей малых и средних предприятий.
Учитывая то, что указанные факторы в значительной мере взаимосвязаны, в Алтайском крае используется комплексный подход к их нивелированию как на региональном и муниципальном уровнях, так и в рамках межведомственного сотрудничества.
2. Приоритеты и цели государственной политики в сфере малого и среднего предпринимательства
Приоритеты государственной политики в сфере реализации настоящей программы определяются приоритетами долгосрочного экономического развития, обозначенными в следующих документах:
указах Президента Российской Федерации от 09.05.2017 N 203 "О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы", от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", от 04.02.2021 N 68 "Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации";
Едином плане по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.10.2021 N 2765-р;
Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.06.2016 N 1083-р;
национальном проекте "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", паспорт которого утвержден Минэкономразвития России;
стратегии социально-экономического развития Алтайского края до 2035 года, утвержденной законом Алтайского края от 06.09.2021 N 86-ЗС.
Приоритетами государственной политики в сфере реализации настоящей государственной программы являются: создание условий для старта и комфортного ведения бизнеса, осуществления деятельности самозанятыми гражданами, повышения уровня конкурентоспособности продукции, расширения возможностей доступа к льготному финансированию, производственной инфраструктуре; совершенствование инфраструктуры поддержки бизнеса; создание цифровой экосистемы, ориентированной на потребности субъектов МСП.
Целью государственной программы является улучшение отраслевой структуры экономики Алтайского края и повышение ее инновационности, а также обеспечение стабильно высокого уровня занятости и роста качества жизни населения региона.
В целях укрепления технологического суверенитета и обеспечения ускоренного развития отдельных направлений деятельности в приоритетном порядке меры финансовой поддержки ориентированы в том числе на предпринимателей, осуществляющих деятельность в сферах биотехнологий, машиностроения, энергетики, химической промышленности, производства беспилотных аппаратов и техники, а также общественного транспорта.
3. Взаимосвязь со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации
Государственная программа разработана с учетом стратегических приоритетов, целей и показателей государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 316.
4. Задачи государственного управления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, способы их эффективного решения
С учетом приоритетов и целей государственного управления в сфере развития малого и среднего предпринимательства определены следующие ключевые задачи:
1. Расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию.
На региональном уровне будет обеспечено повышение эффективности уже применяемых форм и видов финансовой поддержки малых и средних предприятий, а также создание новых инструментов такой поддержки, в том числе с использованием ресурсов федеральных институтов развития. При этом осуществлять финансовую поддержку субъектов МСП предполагается на основе их дифференциации по различным критериям, обеспечивающим ускоренное и эффективное развитие предпринимательского сектора в целом.
2. Акселерация субъектов МСП.
Ускоренное развитие субъектов МСП в Алтайском крае произойдет за счет совершенствования и модернизации региональной инфраструктуры поддержки бизнеса, оказывающей комплекс услуг предпринимателям в режиме "одного окна". В частности, предусмотрено расширение деятельности единого Центра "Мой бизнес", который объединяет центр инноваций социальной сферы, центр поддержки предпринимательства (включающий центр компетенции в сфере сельскохозяйственной кооперации), центр предоставления гарантий, центр поддержки экспорта, центр кластерного развития, региональный центр инжиниринга. Благодаря сети информационно-консультационных центров все услуги системы государственной поддержки доступны субъектам бизнеса в каждом городе, муниципальном районе или округе. Кроме того, динамичному росту будет способствовать развитие предпринимательских навыков за счет реализации специализированных образовательных программ.
3. Популяризация предпринимательства.
Планируется содействовать популяризации малого и среднего бизнеса и росту количества занятых в регионе, осуществлять специальные меры по формированию положительного имиджа предпринимательской деятельности. Указанные меры будут направлены на повышение привлекательности предпринимательства и стимулирование интереса различных групп граждан к бизнесу.
4. Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности.
Данная задача предусматривает реализацию мероприятий по совершенствованию нормативного правового регулирования условий ведения предпринимательской деятельности, снижению административного давления на бизнес, а также мер, направленных на расширение имущественной поддержки и участия субъектов МСП в государственных закупках и закупках отдельных юридических лиц.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Алтайского края от 8 декабря 2023 г. N 470 "Об утверждении государственной программы Алтайского... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.