г. Краснодар |
|
24 ноября 2021 г. |
Дело N А53-33667/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 ноября 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе
председательствующего Посаженникова М.В.,
судей Прокофьевой Т.В. и Черных Л.А.,
при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Экоград-Н" (ИНН 5150074556, ОГРН 1136183002988) - Кунаховой Л.И. (доверенность от 20.01.2021), Топилиной Н.Ю. (доверенность от 12.01.2021), от заинтересованного лица - прокурора Ростовской области (ИНН 6164045555, ОГРН 1026103302972) - Рябоконева А.В. (удостоверение),
в отсутствие в судебном заседании заинтересованного лица - Азовского межрайонного прокурора Ростовской области (ИНН 6164045555, ОГРН 1026103302972), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет,
рассмотрев кассационные жалобы прокурора Ростовской области и Азовского межрайонного прокурора Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 06.04.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2021 по делу N А53-33667/2020,
установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Экоград-Н" (далее - общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Азовской межрайонной прокуратуре Ростовской области (далее - прокуратура) о признании недействительным представления от 25.08.2020 N 7-24-2020; об обязании прокуратуру устранить допущенные нарушения прав общества.
Решением суда первой инстанции от 06.04.2021 заявленные обществом требования удовлетворены в части. Представление прокуратуры от 25.08.2020 N 7-24-2020 признано недействительным. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. Суд взыскал с прокуратуры в пользу общества 3 000 рублей судебных расходов по оплате государственной пошлины.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 20.08.2021 решение суда первой инстанции от 06.04.2021 изменено путем изложения абзаца третьего резолютивной части решения в следующей редакции: "Взыскать за счет средств казны Российской Федерации в пользу общества с ограниченной ответственностью "Экоград-Н" (ОГРН 1136183002988, ИНН 5150074556) понесенные судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей, уплаченных платежным поручением N 11265 от 22.09.2020". В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационных жалобах прокурор Ростовской области и Азовский межрайонный прокурор Ростовской области просят отменить решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций, принять по делу новый судебный акт.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационных жалоб, считает, что кассационные жалобы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, обществом с Министерством жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области заключено соглашение от 08.11.2017 об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в зоне деятельности Новочеркасского МЭОКа. Заявителю присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Тарасенко Н.А. 05.11.2020 обратился в общество с заявлением, согласно которому в принадлежащем ему домовладении, находящемся по адресу: Ростовская обл., Азовский р-он, с. Круглое, ул. Гоголя 30, никто не проживает, в связи с чем необходимо произвести перерасчет и отменить оплату услуги по вывозу мусора.
Согласно письму общества от 21.02.2020 в соответствии с требованиями действующего законодательства основания для осуществления перерасчета отсутствуют, поскольку при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
Тарасенко Н.А. обратился в прокуратуру с соответствующим обращением о неправомерных действиях общества.
По результатам проведенной проверки прокуратурой в адрес общества вынесено представление от 25.08.2020 N 7-24-2020, согласно которому отказ общества произвести перерасчет за услугу по указанным в обозначенных ответах основаниям является неправомерным.
Общество обратилось за защитой нарушенных прав в арбитражный суд.
Согласно пункту 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Пунктом 4 статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ установлено, что собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
В соответствии с пунктом 2 статьи 24.8 Федерального закона N 89-ФЗ регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляются по ценам, которые определены соглашением сторон, но не должны превышать предельные тарифы на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, установленные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области регулирования тарифов.
Согласно пункту 1 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), к отношениям, возникающим между собственниками жилых домов и региональными операторами, положения данного документа применяются в части, не урегулированной жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 8 (4) Правил N 1156 основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности, либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Пунктом 8 (18) Правил N 1156 установлено, что до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В силу пункта 148 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148(4) - 148(6) данных Правил.
Согласно пункту 148 (34) Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается в соответствии с данным документом исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении.
Потребитель считается временно проживающим в жилом помещении, если он фактически проживает в этом жилом помещении более 5 дней подряд.
Пунктом 148 (44) Правил N 354 установлено, что при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, предусмотренном разделом VIII данных Правил.
В силу пункта 148 (36) Правил N 354 при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
Надлежащим образом исследовав представленные в материалы дела доказательства, суды пришли к обоснованному выводу о том, что отсутствие в жилом помещении проживающего лица в данном случае не является основанием для проведения перерасчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, поскольку начисление платы производится исходя из количества собственников такого жилья.
Указанная правовая позиция согласуется с выводами, изложенными в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 13.04.2020 N 301-ЭС20-4119 и от 16.11.2020 N 309-ЭС20-17358.
Доводы кассационных жалоб направлены на переоценку имеющихся в деле, что в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2021 по делу N А53-33667/2020 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.В. Посаженников |
Судьи |
Т.В. Прокофьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 148 (44) Правил N 354 установлено, что при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, предусмотренном разделом VIII данных Правил.
В силу пункта 148 (36) Правил N 354 при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
Надлежащим образом исследовав представленные в материалы дела доказательства, суды пришли к обоснованному выводу о том, что отсутствие в жилом помещении проживающего лица в данном случае не является основанием для проведения перерасчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, поскольку начисление платы производится исходя из количества собственников такого жилья.
Указанная правовая позиция согласуется с выводами, изложенными в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 13.04.2020 N 301-ЭС20-4119 и от 16.11.2020 N 309-ЭС20-17358."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24 ноября 2021 г. N Ф08-12111/21 по делу N А53-33667/2020