Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статьи 5 и 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и в статью 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"
Проект федерального закона разработан в связи с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 11-П, в котором отдельные нормы и положения Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон Российской Федерации) и Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Федеральный закон от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ) были признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, а именно:
положения части третьей статьи 5 Закона Российской Федерации и части третьей статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ, которыми установлена ежегодная индексация сумм возмещения вреда исходя из роста величины прожиточного минимума, однако механизм индексации, которым обеспечивались бы ее своевременность и безусловность, не предусмотрен;
положения частей первой и второй статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ, касающиеся ограничения максимальным размером (10 000 рублей) исчисленных из заработка сумм ранее назначенного возмещения вреда инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, а в случае их смерти - нетрудоспособным членам семьи, находившимся на их иждивении;
норма пункта 11 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации, предусматривающая возмещение вреда гражданам (без установления инвалидности) в одинаковой для всех твердой сумме (250 рублей).
Законопроектом предусматривается, что выплаты гражданам, за исключением государственных пенсий, пособий и иных выплат, индексация которых определяется в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, позволяет установить четкий порядок ежемесячных денежных выплат и дает возможность при формировании федерального бюджета на очередной финансовый год определять в нем необходимые ассигнования с учетом прогноза темпов инфляции.
Законопроектом упраздняется ограничение максимального размера выплат (10 000 рублей) и устанавливается правовое основание для сохранения размеров ранее назначенных сумм в возмещение вреда указанным гражданам, в том числе лицам, получающим свыше 10 000 рублей в месяц, исходя из норм и в пределах, установленных федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на соответствующий год.
Данное положение соответствует постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 11-П, так как позволяет установить максимальный размер выплат в возмещение вреда здоровью с учетом того, что предельный уровень возмещения вреда не должен быть ниже установленного нормами действующего законодательства.
Законопроект уточняет порядок применения ограничения денежных компенсаций в возмещение вреда участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, трудоспособность которых в результате радиационного воздействия вследствие чернобыльской катастрофы снижена, но инвалидность им не установлена. Ранее назначенные (до вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ) ежемесячные денежные выплаты в возмещение вреда здоровью, превышающие 250 рублей, сохраняются.
Новый критерий повышения сумм в возмещение вреда, устанавливаемых законопроектом, распространяется на выплаты, предусмотренные статьей 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ, и позволяет устранить неопределенность в применении этой нормы, гарантируя всем гражданам, на которых распространяется указанная норма, равное право на повышение выплат в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Предусмотренное статьей 2 законопроекта дополнение части четвертой статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ носит уточняющий характер. Данной поправкой учтено, что право на возмещение вреда распространяется на участников ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, утративших трудоспособность без установления инвалидности.
Вступление закона в силу с 1 января 2004 г. не лишает граждан права на повышение размера соответствующих выплат до принятия закона в новой редакции, так как постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 11-П установлено, что до внесения соответствующих изменений в действующее законодательство лицам, которым возмещение вреда было установлено исходя из заработка, обеспечивается выплата ранее назначенных сумм, но не свыше пределов, установленных действующим законодательством: федеральными законами "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год".
Реализация законопроекта потребует дополнительных средств федерального бюджета ежегодно в сумме 260 млн. рублей, которые учтены в проекте федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 год".
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статьи 5 и 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и в статью 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"
Законопроект предусматривает изменение объема выплат денежных сумм в возмещение вреда инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, членам семей, потерявшим кормильца, относящегося к этой же категории граждан, а также участникам ликвидации последствий чернобыльской катастрофы независимо от степени утраты трудоспособности (без установления инвалидности).
Одновременно законопроектом устанавливается новый критерий ежегодного повышения сумм в возмещение вреда.
1. По пункту 1 статьи 1.
Законопроектом предусматривается введение нового критерия и механизма индексации выплат пострадавшим гражданам исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
На указанные цели потребуется дополнительно из средств федерального бюджета 180 млн. рублей в год.
2. По пункту 2 статьи 1.
Законопроект определяет, что гражданам, которым до вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ были назначены ежемесячные денежные выплаты в возмещение вреда здоровья, превышающие 250 рублей, сохраняются. Потребуется перерасчет сумм в возмещение вреда для 1600 человек. При этом размер выплат возрастет в среднем на 400 рублей.
Ежегодные дополнительные расходы средств федерального бюджета составят около 6,53 млн. рублей в год.
3. По статье 2.
Законопроектом отменяется ограничение суммой, равной 10000 рублей, максимального размера ранее назначенных (до вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ) выплат инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, а также семьям, потерявшим кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой.
Размеры указанных выплат определяются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний для исчисления размера ежемесячной страховой выплаты, и не могут превышать предельного размера ежемесячной страховой выплаты, установленной федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на соответствующий год.
Реализация данной нормы потребует дополнительных средств федерального бюджета для выплаты 500 гражданам разницы между устанавливаемой данным законопроектом и ранее начисленной суммами в объеме около 24 млн. рублей за период с 19 июня 2002 г. по 31 декабря 2002 г. и в объеме около 50 млн. рублей за 2003 год.
Реализация законопроекта потребует дополнительных средств федерального бюджета ежегодно в сумме 260 млн. рублей, которые учтены в проекте федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 год".
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статьи 5 и 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и в статью 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"
Принятие данного законопроекта потребует внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 21 августа 2001 г. N 607 "О Порядке выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.