г. Краснодар |
|
07 декабря 2021 г. |
Дело N А53-23464/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 декабря 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Посаженникова М.В. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном онлайн-заседании от заявителя - закрытого акционерного общества "Райпищекомбинат "Славянский" (ИНН 2349003141, ОГРН 1022304649410) - Горячкина А.В. (доверенность от 26.02.2021), от заинтересованного лица - Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу (ИНН 6165157156, ОГРН 1096165003791) - Комозы Э.Д. (доверенность от 25.12.2020), рассмотрев кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Райпищекомбинат "Славянский" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 10.02.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2021 по делу N А53-23464/2020, установил следующее.
ЗАО "Райпищекомбинат "Славянский" (далее - общество) обратилась в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу (далее - управление, служба) о признании незаконным действия (бездействия), выразившегося в отказе в продлении срока исполнения обязательства от 15.10.2019 N 12 о предоставлении отчета об использовании ФСМ; о признании незаконным действия по выставлению требования об уплате суммы обеспечения обязательства от 16.06.2020 N уз-10590/06-17; об обязании продлить срок исполнения обязательства от 15.10.2019 N 12 на 6 месяцев; об обязании возвратить обществу уплаченные 3 123 378 рублей (требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением от 10.02.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 07.06.2021, суд отказал в удовлетворении заявленных обществом требований. Судебные акты мотивированы отсутствием оснований для повторного продления обществу срока нового обязательства от 15.10.2019 N 12, поскольку общество реализовало возможность на продление обязательства от 16.04.2019.
В кассационной жалобе общество просит отменить указанные судебные акты, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. Податель кассационной жалобы полагает, что судебные инстанции не дали должную оценку доводам общества и представленным в материалы дела доказательствам, а также не учли, что общество не могло исполнить обязательство от 15.10.2019 N 12 в установленный срок вследствие обстоятельств непреодолимой силы, связанных с пандемией новой коронавирусной инфекции COVID-19 и принятием Указов Президента Российской Федерации от 25.03.2020 N 206 "Об объявлении нерабочих дней" (далее - Указ N 206), от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (Указ N 239), от 28.04.2020 N 294 "О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (далее - Указ N 294), постановления Главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 13.03.2020 N 129 "О введении режима повышенной готовности на территории Краснодарского края и мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (далее - постановление N 129 и приказа Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края от 02.04.2020 N 241 "О выдаче пропусков на транспортные средства "спецпропусков" на период действия ограничительных мероприятий (карантина) на территории Краснодарского края" (далее - приказ N 241). Общество не входило в перечень организаций, которые могли осуществлять свою деятельность в период нерабочих дней. Действия службы по направлению обществу требования об уплате суммы обеспечения исполнения обязательств от 16.06.2020 N уз-10590/06-17 незаконны, поскольку срок исполнения обязательства от 15.10.2019 N 12 должен быть продлен на 6 месяцев на основании положений постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 409 "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики" (далее - Постановление N 409).
В отзыве на кассационную жалобу служба просит оставить судебные акты без изменения, полагая, что они являются законными и обоснованными. Управление указывает, что согласно предоставленному обществом обязательству от 16.04.2019 N 3 об использовании ФСМ в соответствии с их назначением, организация вправе в отношении неиспользованных ФСМ представить новое обязательство, при этом данное обязательство представляется однократно. Повторное продление срока нового обязательства общества от 15.10.2019 N 12 законодательством не предусмотрено. Вопросы внутренней организации общества, а также принятые решения, в том числе касающиеся режима работы, не могут являться основанием для освобождения предприятия от обязанности исполнения обязательства. Отрасль алкогольной промышленности не включена в перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434. На законодательном уровне отсутствовал запрет на осуществление хозяйственной деятельности предприятиям в сфере производства продуктов питания.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит, по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, общество обратилось в управление с заявлением о выдаче федеральных специальных марок (далее - ФСМ) от 16.04.2019 N 1 в количестве 1 млн штук, а также представило службе обязательство от 16.04.2019 N 3 об использовании ФСМ в соответствии с их назначением, согласно которому организация обязуется в срок до 16.10.2019 выполнить определенные действия, закрепленные пунктом 4(1) постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2005 N 785 "О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками" (далее - постановление N 785), действовавшего на момент подачи заявления от 16.04.2019 N 1.
Согласно данному обязательству, организация вправе в отношении неиспользованных ФСМ представить новое обязательство. При этом данное обязательство представляется однократно.
21 октября 2019 года общество представило в управление документы с целью продления срока использования неиспользованных ФСМ по заявлению о выдаче ФСМ от 16.04.2019 N 1.
В соответствии с новым обязательством от 15.10.2019 N 12 об использовании ФСМ в соответствии с их назначением, общество обязалось в срок до 15.04.2020 провести нанесение ФСМ, уничтожение поврежденных и неиспользованных ФСМ, а также представить отчет об использовании ранее выданных ФСМ в срок, указанный в обязательстве.
Обязательство от 15.10.2019 N 12 обеспечено банковской гарантией ООО "ЮМК Банк" от 15.10.2019 N ЮЛ-2019-5-344 на сумму 3 123 378 рублей согласно расчету суммы обеспечения.
Общество обратилось в управление с письмом от 08.04.2020 N 35, содержащим просьбу о продлении срока исполнения обязательства на количество календарных дней, соответствующих периоду самоизоляции, которое перенаправлено управлением в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка для рассмотрения по существу.
Письмом от 27.04.2020 N 6737/12-04 Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка сообщила обществу о том, что организация должна выполнить все пункты обязательства, в том числе представить отчет, в срок, указанный в обязательстве; иные способы подтверждения исполнения обязательства об использовании ФСМ законодательством Российской Федерации не предусмотрены.
Поскольку с наступлением даты окончания обязательства от 15.10.2019 N 12 отчет об использовании ранее выданных ФСМ общество не представило, управление направило в адрес общества уведомление о предъявлении гаранту требования об уплате суммы обеспечения исполнения обязательства от 22.04.2020 N у3-7772/06-09.
Письмом от 06.05.2020 N 42 в ответ на уведомление службы от 22.04.2020 N у3-7772/06-09 общество сообщило, что оно не имеет возможности исполнить обязательство, так как не ведет производственную деятельность в период самоизоляции.
Управление выставило требование от 16.06.2020 N уЗ-10590/06-17 об уплате суммы обеспечения исполнения обязательства гаранту по банковской гарантии от 15.10.2019 N ЮЛ-2019-5-344 на всю сумму обязательства, которое исполнено ООО "ЮМК Банк" в полном объеме.
Полагая, что действия службы являются незаконными, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Судебные инстанции всесторонне и полно исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и сделали правильный вывод об отсутствии в данном случае правовых оснований для удовлетворения заявленных обществом требований. При этом судебные инстанции обоснованно руководствовались следующим.
В силу части 3 статьи 12 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) федеральная специальная марка и акцизная марка являются документами государственной отчетности, удостоверяющими законность (легальность) производства и (или) оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции, указанной в пункте 2 статьи 12 Закона N 171-ФЗ, осуществление контроля за уплатой налогов, а также являются носителями информации единой государственной автоматизированной информационной системы и подтверждением фиксации информации о реализуемой на территории Российской Федерации алкогольной продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе.
Согласно части 2 статьи 12 Закона N 171-ФЗ для приобретения федеральных специальных марок или акцизных марок организация должна представить в государственный орган, уполномоченный Правительством Российской Федерации, в том числе обязательство об использовании приобретаемых марок в соответствии с их назначением, а также документ, подтверждающий обеспечение исполнения этого обязательства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Одним из документов, предоставляемых в территориальные органы Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, для приобретения ФСМ в соответствии с пунктом 2.1 статьи 12 Закона N 171-ФЗ является обязательство об использовании приобретаемых марок в соответствии с их назначением, а также документ, подтверждающий обеспечение исполнения этого обязательства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4.1 постановления N 785, в случае если организация, приобретающая федеральные специальные марки, не исполнила обязательств об использовании федеральных специальных марок в соответствии с их назначением, исполнение которых обеспечено банковской гарантией, то требование об уплате суммы обеспечения выставляется поручителю (гаранту) в размере, кратном количеству федеральных специальных марок, по которому соответствующее обязательство об использовании федеральных специальных марок в соответствии с их назначением не исполнено, с последующим перечислением указанных средств в федеральный бюджет.
Судебные инстанции установили, что с наступлением даты окончания обязательства от 15.10.2019 N 12 отчет об использовании ранее выданных ФСМ общество в службу не представило, в связи с чем управление в соответствии с возложенными на него функциями и обязанностями направило в адрес общества уведомление о предъявлении гаранту требования об уплате суммы обеспечения исполнения обязательства от 22.04.2020 N у3-7772/06-09, а также выставило требование от 16.06.2020 N уЗ-10590/06-17 об уплате суммы обеспечения исполнения обязательства гаранту по банковской гарантии от 15.10.2019 N ЮЛ-2019-5-344 на всю сумму обязательства, которое исполнено ООО "ЮМК Банк" в полном объеме.
Суды также установили, что на момент предоставления нового обязательства от 15.10.2019 N 12 по заявлению общества о выдаче ФСМ от 16.04.2019 N 1 остаток ФСМ, который необходимо было нанести на готовую алкогольную продукцию, составлял 57 841 штука. В рамках нового обязательства от 15.10.2019 N 12 общество в период с 18.10.2019 по 23.10.2019, с 07.11.2019 по 11.11.2019, с 19.11.2019 по 29.11.2019, с 02.12.2019 по 25.12.2019, 04.03.2020 (за 4,5 месяца) согласно отчету об использовании ФСМ в ЕГАИС нанесло 31 296 ФСМ, то есть 51% от общего количества марок по новому обязательству. Таким образом, остаток ФСМ составлял 26 545 штук, которые должны были быть нанесены на готовую алкогольную продукцию до 15.04.2020 (т. е. в течение оставшихся 1,5 месяцев), либо уничтожены.
Суды исследовали и отклонили довод общества о том, что оно не могло исполнить обязательство от 15.10.2019 N 12 в установленный срок вследствие обстоятельств непреодолимой силы, связанных с пандемией новой коронавирусной инфекции COVID-19 и принятием Указов N 206, N 239, N 294, постановления N 129, приказа N 241, установив, что в период с 04.03.2020 по 29.03.2020 (26 дней) общество нанесение ФСМ не производило, то есть не предпринимало меры к исполнению обязательства по нанесению ФСМ почти в течении месяца, следовательно в оставшиеся 17 дней (с 30.03.2020 по 15.04.2020) обществу необходимо было нанести 26 545 штук ФСМ, что составляет 49% от общего количества ФСМ по новому обязательству, то есть выполнить работу, для выполнения которой обществу ранее понадобилось более 4 месяцев.
Довод общества о том, что срок исполнения обязательства от 15.10.2019 N 12 должен быть продлен на 6 месяцев на основании постановления N 409 исследован и мотивированно отклонен судами, как основанный на неверном толковании норм права.
Судебные инстанции отметили, что согласно информации из единого реестра субъектов предпринимательства, общество относится к субъектам среднего предпринимательства, является организацией, осуществляющей производство и оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции, которая относится к пищевой продукции. Отрасль алкогольной промышленности не включена в перечень отраслей экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434. В спорном периоде на законодательном уровне отсутствовал запрет на осуществление хозяйственной деятельности предприятиям в сфере производства продуктов питания, к которым в силу пункта 7 статьи 2 Закона N 171-ФЗ, абзаца 2 статьи 1 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" и пункта 9 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", относится алкогольная продукция. В то же время в соответствии с пунктом 12 поручения Председателя Правительства Российской Федерации от 16.03.2020 N ММ-09-1861 Минпромторгом России даны указания, в том числе в целях обеспечения бесперебойной работы организаций торговли всех форматов и специализаций, распределительных центров оптового сегмента и их снабжения товарами и недопущения закрытия торговых сетей, рынков и ярмарок, нестационарных и мобильных торговых объектов как каналов сбыта товаров для крупных, средних и мелких производителей соответственно. Государством предпринят ряд мер поддержки предприятий в сфере производства продуктов питания, в том числе, в целях недопущения приостановления деятельности на период карантинных мер.
Судебные инстанции обоснованно указали, что вопросы внутренней организации общества, а также принятые им решения, в том числе касающиеся режима работы, не могут являться основанием для освобождения общества от обязанности исполнения обязательства от 15.10.2019 N 12 к установленному сроку.
Установив отсутствие у управления правовых оснований для продления обществу срока исполнения обязательства от 15.10.2019 N 12 о предоставлении отчета об использовании ФСМ, непредставление обществом в материалы дела доказательств о наличии реальных обстоятельств непреодолимой силы, не позволивших ему в установленный срок исполнить обязательство от 15.10.2019 N 12, сделав вывод о том, что оспариваемые обществом действия и требование управления от 16.06.2020 Nу3-10590/06-17 являются законными и не нарушают права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности управления, суды обосновано отказали обществу в удовлетворении заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 10.02.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2021 по делу N А53-23464/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
М.В. Посаженников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.