г. Краснодар |
|
08 декабря 2021 г. |
Дело N А32-42869/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 декабря 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Коржинек Е.Л., судей Артамкиной Е.В. и Афониной Е.И., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Краснодарскому краю - Кравченко И.Н. (доверенность от 30.10.2020), в отсутствие заявителя - Глотовой Елены Анатольевны, извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.12.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2021 по делу N А32-42869/2020, установил следующее.
Глотов Е.В. обратился в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Краснодарскому краю (далее - налоговая служба) с требованиями признать незаконными действия налоговой службы по внесению сведений в ЕГРЮЛ об исключение ООО "Бастион" (далее - общество) как недействующего лица.
Решением суда от 23.12.2020, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 12.03.2021, заявленные требования удовлетворены. Признаны незаконными действия налоговой службы по внесению в ЕГРЮЛ сведений об исключении общества как недействующего лица. На налоговую службу возложена обязанность в десятидневный срок после вступления в законную силу решения суда внести в ЕГРЮЛ сведения о восстановлении правоспособности общества. Распределены судебные расходы.
В кассационной жалобе налоговая служба просит отменить обжалуемые судебные акты и отказать в удовлетворении заявленных требований. Заявитель жалобы указывает на то, что поскольку заявитель не устранил сведения о недостоверности в отношении общества, как указано в письме от 17.02.2020, налоговая служба повторно приняла решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ от 06.04.2020. Возражения от общества, его учредителей, кредиторов и иных заинтересованных лиц с момента публикации в адрес регистрирующего органа не поступало, в связи с чем налоговая служба внесла запись от 31.07.2020 об исключении общества из ЕГРЮЛ. Представленные ранее возражения при наличии оснований для повторного инициирования процедуры исключения общества из ЕГРЮЛ, не могут препятствовать регистрирующему органу исключить общество из ЕГРЮЛ. Кроме того, учредитель общества Глотов Е.В. не представил документы на регистрацию вновь избранного директора общества.
Определением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 08.12.2020 по рассматриваемому делу произведена процессуальная замена заявителя Глотова Е.В. на его правопреемника Глотову Е.А.
В судебном заседании представитель налоговая служба поддержала доводы жалобы.
Глотова Е.А. направила в окружной суд ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в ее отсутствие.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителя налоговой службы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты надлежит оставить без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установили суды, общество зарегистрировано в качестве юридического лица 21.12.2011.
Согласно материалам регистрационного дела общества, 14.03.2019 Фетисов Максим Валерьевич представил в регистрирующий орган следующий комплект документов:
- заявление физического лица о недостоверности сведений о нем в ЕГРЮЛ по форме N Р34001;
- протокол внеочередного общего собрания участников общества от 07.04.2016 N 4;
- трудовой договор с генеральным директором от 08.04.2016;
- приказ о приеме на работу от 08.04.2016 N 4;
- приказ о прекращении (расторжении) трудового договора с работником от 07.03.2019 N 1;
- заявление Фетисова М.В. о расторжении трудового договора по собственной инициативе (в произвольной форме) от 29.01.2019;
- опись вложения в письмо адресованное Глотову Е.В..
По результатам рассмотрения представленного комплекта документов налоговая служба внесла в ЕГРЮЛ запись от 21.03.2019 ГРН 2192375560750 о недостоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ о Фетисове М.В. как о генеральном директоре общества.
В связи с наличием в ЕГРЮЛ в отношении общества записи о недостоверности сведений от 21.03.2019 ГРН 2192375560750 более шести месяцев, в автоматическом режиме сформировано решение о предстоящем исключении общества из ЕГРЮЛ от 09.01.2020 N 240, о чем в ЕГРЮЛ внесена запись от 09.01.2020 ГРН 2202300002364.
Сведения о принятом решении о предстоящем исключении общества из ЕГРЮЛ опубликованы в журнале "Вестник государственной регистрации" от 09.01.2020/1355 часть 2 N 1 (768).
11 февраля 2020 года Глотов Е.В. представил в адрес регистрирующего органа следующий комплект документов:
- возражение заинтересованного лица относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ по форме N Р38001;
- резолютивная часть решения Арбитражного суда Краснодарского края от 25.12.2019 по делу N А32-11466/2019;
- скриншот картотеки Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-11466/2019.
В связи с поступившим комплектом документов, налоговая служба внесла запись в ЕГРЮЛ от 13.02.2020 ГРН 2202300177803 о прекращении процедуры исключения юридического лица, о чем сообщила в письме от 17.02.2020 N 07-10/07340.
Регистрирующий орган в названном письме также сообщил о том, что в случае неустранения сведений о недостоверности в отношении общества, процедура исключения общества из ЕГРЮЛ будет инициирована повторно.
Поскольку заявитель не устранил сведения о недостоверности в отношении общества, налоговая служба повторно приняла решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ от 06.04.2020 N 5089, о чем в ЕГРЮЛ внесена запись от 08.04.2020 ГРН 2202305604060.
Сведения о повторно принятом решении о предстоящем исключении общества из ЕГРЮЛ опубликованы в журнале "Вестник государственной регистрации" от 08.04.2020/6345 часть 2 N 14 (781).
Налоговая служба внесла в ЕГРЮЛ запись от 31.07.2020 ГРН 2202306206070 об исключении общества из ЕГРЮЛ в связи с наличием в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись о недостоверности.
Полагая, что исключение общества из ЕГРЮЛ нарушает права и законные интересы заявителя, Глотов Е.В. обратился с заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Кодекса при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 Кодекса арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из положений статей 198 - 201 Кодекса для признания незаконным ненормативного акта, действий органа государственной власти необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого акта, действий закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - ЕГРЮЛ и ЕГРИП, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
Согласно подпункту "б" пункта 5 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ порядок исключения юридического лица из ЕГРЮЛ применяется при наличии в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи.
В пункте 4.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ установлено, что проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности.
На основании пункта 6 статьи 11 Закона N 129-ФЗ в случае, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктами "в", "д" и (или) "л" пункта 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица (в том числе по адресу электронной почты указанного юридического лица при наличии таких сведений в ЕГРЮЛ), уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений.
В течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган в порядке, установленном Законом N 129-ФЗ, соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности. В случае невыполнения юридическим лицом данной обязанности, а также в случае, если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности, регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице.
Порядок исключения юридического лица из ЕГРЮЛ определен в статье 21.1 Закона N 129-ФЗ, который в соответствии с подпунктом "б" пункта 5 названной статьи применяется также в случае наличия в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи.
На основании пункта 3 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
Заявления должны быть мотивированными и могут быть направлены или представлены по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в срок не позднее, чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. Эти заявления могут быть направлены или представлены в регистрирующий орган способами, указанными в пункте 6 статьи 9 данного Закона. В таком случае решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается (пункт 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ).
В силу пункта 7 статьи 22 Закона N 129-ФЗ, если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 названного Закона, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения в него соответствующей записи.
Пунктом 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ установлен запрет на исключение недействующего юридического лица из реестра в случае направления/представления в предусмотренном пунктом 3 этой статьи порядке заявления кредитора. При этом повторная процедура не может быть инициирована регистрирующим органом в соответствии с пунктом 1 той же статьи до истечения 12 месяцев со дня прекращения предыдущей процедуры.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства в совокупности и взаимосвязи, приняв во внимание, что участник общества заявлял возражения относительно исключения компании из ЕГРЮЛ, в связи с чем первая процедура исключения юридического лица из реестра прекращена регистрирующим органом; повторная процедура исключения компании из ЕГРЮЛ инициирована инспекцией по истечении менее чем через 2 месяца со дня прекращения предыдущей процедуры, следовательно, на момент принятия решения о предстоящем исключении юридического лица из реестра инспекции было достоверно известно о возражениях Глотова Е.В. и его заинтересованности в сохранении правоспособности общества и в защите своих прав и законных интересов, срок с момента прекращения процедуры исключения и до момента ее возобновления является незначительным, и у общества отсутствовали основания считать, что в отношении общества регистрирующим органом вновь рассматривается вопрос об исключении его из ЕГРЮЛ в административном (внесудебном) порядке, суды пришли к выводу о том, что в рассмотренном случае оспариваемые действия инспекции не соответствуют требованиям Закона N 129-ФЗ и нарушают права и законные интересы заявителя.
Выводы судов соответствуют правовой позиции изложенной в постановлениях Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10.10.2018 N А18-1013/2017 и от 24.05.2019 N А53-36307/2018, от 09.12.2019 N А53-7970/2019, от 08.09.2020 N А32-59378/2019, от 22.12.2020 N А53-1083/2020 и от 30.03.2021 по делу N А32-37115/2020.
Основания для иной оценки доказательств у суда кассационной инстанции отсутствуют. Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Кодекса, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
С учетом изложенного основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.12.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2021 по делу N А32-42869/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Л. Коржинек |
Судьи |
Е.В. Артамкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив представленные в дело доказательства в совокупности и взаимосвязи, приняв во внимание, что участник общества заявлял возражения относительно исключения компании из ЕГРЮЛ, в связи с чем первая процедура исключения юридического лица из реестра прекращена регистрирующим органом; повторная процедура исключения компании из ЕГРЮЛ инициирована инспекцией по истечении менее чем через 2 месяца со дня прекращения предыдущей процедуры, следовательно, на момент принятия решения о предстоящем исключении юридического лица из реестра инспекции было достоверно известно о возражениях Глотова Е.В. и его заинтересованности в сохранении правоспособности общества и в защите своих прав и законных интересов, срок с момента прекращения процедуры исключения и до момента ее возобновления является незначительным, и у общества отсутствовали основания считать, что в отношении общества регистрирующим органом вновь рассматривается вопрос об исключении его из ЕГРЮЛ в административном (внесудебном) порядке, суды пришли к выводу о том, что в рассмотренном случае оспариваемые действия инспекции не соответствуют требованиям Закона N 129-ФЗ и нарушают права и законные интересы заявителя."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 8 декабря 2021 г. N Ф08-4739/21 по делу N А32-42869/2020