г. Краснодар |
|
08 декабря 2021 г. |
Дело N А32-16782/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 декабря 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Посаженникова М.В., судей Прокофьевой Т.В. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - Департамента ветеринарии Краснодарского края - Алдошина Л.Н. (доверенность от 11.10.2021), Фролова Е.И. (доверенность от 29.07.2021), от заинтересованного лица - Южного межрегионального Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору - Власовой Е.К. (доверенность от 21.12.2021), Ткачева В.Н. (доверенность от 24.12.2020), рассмотрев кассационную жалобу Южного межрегионального управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2021 по делу N А32-16782/2020, установил следующее.
Департамент ветеринарии Краснодарского края (далее - департамент, заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Южному межрегиональному управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (далее - управление) об оспаривании предписания от 26.03.2020 N 420 и приказа от 24.04.2020 N 407 о проведении внеплановой документарной проверки департамента.
Решением суда первой инстанции от 26.11.2020 заявленные департаментом требования удовлетворены.
Управление, не согласившись с указанным судебным актом, обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой.
Определением суда от 17.03.2021 суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции, и привлек к участию в деле в качестве заинтересованного лица Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору (далее - служба).
Постановлением суда апелляционной инстанции от 06.07.2021 решение суда первой инстанции от 26.11.2020 отменено. Предписание службы от 26.03.2020 N 420 и приказ управления от 24.04.2020 N 407 о проведении внеплановой документарной проверки департамента признаны недействительными.
В кассационной жалобе управление просит отменить постановление суда апелляционной инстанций, принять по делу новый судебный акт.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании приказа управления от 06.02.2020 N 114 "О проведении плановой выездной проверки исполнения Департаментом ветеринарии Краснодарского края переданных полномочий Российской Федерации в области ветеринарии" (далее - приказ от 06.02.2020 N 114) в период с 13.02.2020 по 26.02.2020 проведена соответствующая проверка департамента.
Выявленные в ходе проверки нарушения департаментом требований действующего законодательства отражены в акте проверки от 27.02.2020 N 114.
Департамент, не согласившись с актом от 27.02.2020 N 114, направил в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации и руководителю службы возражения от 16.03.2020 N 65-01-15-2592/20.
Управление письмом от 09.04.2020 N ФССА-2/11239 сообщило, что в соответствии с требованиями действующего законодательства служба рассмотрела возражения от 16.03.2020 N 65-01-15-2592/20 на акт проверки от 27.02.2020 N 114 и не установила нарушений в действиях управления как при издании приказа от 06.02.2020 N 114, так и при проведении плановой выездной проверки и оформлении ее результатов.
Служба выдала департаменту предписание от 26.03.2020 N 420 об устранении в срок до 12.05.2020 выявленных нарушений.
Приказом управления от 24.04.2020 N 407 (далее - приказ N 407) назначено проведение внеплановой документарной проверки департамента в период с 18.05.2020 по 29.05.2020 в целях контроля за выполнением предписания от 26.03.2020 N 420. Перечень документов, предоставление которых департаментом необходимо для достижения целей и задач проверки, также указан в приказе N 407.
Департамент обратился за защитой нарушенных прав в арбитражный суд.
Согласно пункту 1 статьи 3.1 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" (далее - Закон Российской Федерации N 4979-1) к полномочиям Российской Федерации в области ветеринарии, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся установление ограничительных мероприятий (карантина) на территории субъекта Российской Федерации; отмена ограничительных мероприятий (карантина) на территории субъекта Российской Федерации.
В силу подпункта 1 пункта 4 статьи 3.1 Закона Российской Федерации N 4979-1 федеральный орган исполнительной власти в области ветеринарного надзора осуществляет контроль за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий, указанных в пункте 1 данной статьи, с правом проведения плановых и внеплановых проверок и направления по их результатам обязательных для исполнения предписаний.
Пунктами 1 - 3 Порядка осуществления контроля за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации в области ветеринарии, утвержденного приказом Минсельхоза России от 27.03.2014 N 100 и действовавшего в спорный период (далее - Порядок), установлено, что данный документ определяет процедуру организации и осуществления мероприятий по контролю за осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации в области ветеринарии.
Контроль осуществляется в отношении деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению ими переданных полномочий Российской Федерации в области ветеринарии в части установления и отмены ограничительных мероприятий (карантина) на территории субъектов Российской Федерации.
Контроль осуществляется Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальными органами.
В силу пункта 6 Порядка должностные лица Россельхознадзора и его территориальных органов при проведении мероприятий по контролю при осуществлении выездной проверки имеют право посещать в целях проведения мероприятий по контролю объекты органа государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия; знакомиться с документами и иными необходимыми для проведения проверки материалами; получать необходимые письменные и устные объяснения должностных лиц органа государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия, по вопросам, возникающим в ходе проверки; проводить встречи с руководителем, иными должностными лицами органа государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия; осуществлять проверку мероприятий, проведенных органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении переданных полномочий.
Пунктом 9 Порядка установлено, что о проведении плановой проверки органы государственной власти субъектов Российской Федерации уведомляются территориальным органом Россельхознадзора не позднее чем за 5 рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии приказа о проведении плановой проверки любым доступным способом.
В силу пункта 24 Порядка при выявлении нарушений в ходе осуществления переданных полномочий руководитель Россельхознадзора или его заместитель на основании акта проверки, а также по результатам рассмотрения документов и материалов, представленных органом государственной власти субъекта Российской Федерации, направляет предписание об устранении выявленных нарушений и (или) предписание о привлечении к установленной законодательством Российской Федерации ответственности должностных лиц органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Суды установили, что плановая выездная проверка департамента проведена в соответствии с планом проведения проверок на основании приказа управления от 06.02.2020 N 114, направленного 06.02.2020 в электронном виде в адрес заявителя.
При этом фактически проверка начата управлением 13.02.2020.
При этом, согласно сведениям Генеральной прокуратуры Российской Федерации, размещенным в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", дата уведомления департамента указана как 07.02.2020.
Таким образом, в данном случае управлением допущено нарушение требований действующего законодательства в части соблюдения сроков извещения проверяемого лица о проводимой проверке.
Согласно пункту 3 Правил создания, развития и эксплуатации Федеральной государственной информационной системы в области ветеринарии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.11.2016 N 1140, служба является оператором информационной системы, осуществляет деятельность по ее созданию, развитию и эксплуатации, в том числе автоматизированный сбор, хранение, обработку, обобщение информации, содержащейся в ее базах данных, а также предоставление этой информации заинтересованным лицам.
Суды установили, что письмом службы от 27.03.2020 N ФС-КС-2/9826 в адрес департамента направлено предписание от 26.03.2020 N 420, согласно которому департаменту надлежало в срок до 12.05.2020 представить копии документов, указанных в пунктах предписания.
Судами установлено, что управление, выставляя департаменту требования о представлении документов для проверки, фактически располагало такими документами и сведениями.
Судами также установлено, что в ходе проведения плановой выездной проверки департаментом управлению представлены документы (акты, заключения), подтверждающие выполнение ветеринарных мероприятий, направленных на ликвидацию очагов инфекционных заболеваний, и позволяющих заявителю принять решение о возможности отмены ограничительных мероприятий.
Так, департаментом запрошены документы в подведомственных учреждениях в отношении хозяйствующих субъектов и личных подсобных хозяйств граждан, представленные в управление на основании соответствующих актов приема-передачи. Департаментом контролирующему органу переданы надлежащим образом заверенные копии документов, что подтверждено представленным в материалы дела реестром переданных документов.
Пунктом 12 Положения о государственном ветеринарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2013 N 476 и действовавшего в спорый период, установлено, что предметом проверок при осуществлении федерального государственного надзора являются соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами в процессе своей деятельности Единых ветеринарных (ветеринарно-санитарных) требований, предъявляемых к товарам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору), утвержденных Решением Таможенного союза, международных договоров Российской Федерации, технических регламентов, ветеринарных правил и норм; выполнение ветеринарно-санитарных и противоэпизоотических мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию болезней, общих для человека и животных, заболеваний животных заразными и незаразными болезнями, охрану территории Российской Федерации от заноса из иностранных государств заразных болезней животных; выполнение предписаний должностных лиц органов государственного надзора.
Согласно тексту приказа от 06.02.2020 N 114 в число подлежащих проверке обязательных требований включены Правила изъятия животных и (или) продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2006 N 310, и Правила проведения дезинфекции и дезинвазии объектов государственного ветеринарного надзора, утвержденные приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 15.07.2002 N 13-5-2/0525.
Вместе с тем в ходе рассмотрения настоящего дела установлено, что Правила проведения дезинфекции и дезинвазии объектов государственного ветеринарного надзора не зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации и не опубликованы в установленном порядке.
Доказательства передачи Российской Федерацией департаменту и его структурным подразделениям полномочий по контролю выполнения требований Правил изъятия животных и (или) продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных в материалы дела не представлены.
Таким образом, в данном случае судами правомерно удовлетворены заявленные департаментом требования.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2021 по делу N А32-16782/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.В. Посаженников |
Судьи |
Т.В. Прокофьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 12 Положения о государственном ветеринарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2013 N 476 и действовавшего в спорый период, установлено, что предметом проверок при осуществлении федерального государственного надзора являются соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами в процессе своей деятельности Единых ветеринарных (ветеринарно-санитарных) требований, предъявляемых к товарам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору), утвержденных Решением Таможенного союза, международных договоров Российской Федерации, технических регламентов, ветеринарных правил и норм; выполнение ветеринарно-санитарных и противоэпизоотических мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию болезней, общих для человека и животных, заболеваний животных заразными и незаразными болезнями, охрану территории Российской Федерации от заноса из иностранных государств заразных болезней животных; выполнение предписаний должностных лиц органов государственного надзора.
Согласно тексту приказа от 06.02.2020 N 114 в число подлежащих проверке обязательных требований включены Правила изъятия животных и (или) продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2006 N 310, и Правила проведения дезинфекции и дезинвазии объектов государственного ветеринарного надзора, утвержденные приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 15.07.2002 N 13-5-2/0525."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 8 декабря 2021 г. N Ф08-10213/21 по делу N А32-16782/2020