В Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона "О внесении изменения и дополнений в Закон Российской Федерации "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и в связи с отсутствием финансово-экономического обоснования представляется официальный отзыв.
Законопроектом вносится изменение в статью 11 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", определяющую периоды, которые подлежат зачету в страховой стаж независимо от осуществления какой-либо работы и (или) иной трудовой деятельности и уплаты страховых взносов. Так, предлагается учитывать в страховом стаже период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет без каких-либо ограничений.
Введенное в действие с 1 января 2002 г. новое пенсионное законодательство основано на страховых принципах. Вместе с тем, учитывая социальную значимость такого вида деятельности как воспитание подрастающего поколения, одному из родителей предоставлено право на включение в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности периода ухода за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности.
Для приобретения права на трудовую пенсию по старости требуется всего лишь 5 лет страхового стажа, в том числе с учетом указанного периода. Поэтому введение дополнительной льготы по исчислению страхового стажа указанной категории граждан нецелесообразно.
Необходимо также иметь в виду, что в условиях действующего пенсионного законодательства продолжительность страхового стажа не влияет на размер пенсии, а только определяет наличие либо отсутствие права на трудовую пенсию.
Законопроектом вносится дополнение в статью 12 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ, восстанавливающее льготный порядок исчисления трудового стажа, который предусматривался ранее действовавшим пенсионным законодательством для начисления пенсий без применения индивидуального коэффициента пенсионера (ИКП) лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Такой подход противоречит страховым принципам действующего пенсионного законодательства.
Кроме того, законопроектом расширяется круг лиц, которым при оценке пенсионных прав застрахованных лиц в соответствии с абзацем четырнадцатым пункта 2 (в законопроекте неправильно указано на абзац шестой) статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации учитывается в повышенных размерах.
В настоящее время правом на исчисление пенсии с учетом повышенного соотношения заработков (1,4; 1,7; 1,9) пользуются:
лица, постоянно проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, независимо от условий назначения трудовой пенсии, (в том числе указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ);
лица, проработавшие не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющие страховой стаж не менее 25 и 20 лет соответственно для мужчин и женщин (указанные в абзаце первом подпункта 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ), независимо от места проживания.
Законопроектом предусматривается распространить аналогичное право на лиц, проработавших в районах Крайнего Севера менее указанного периода.
Исходя из концепции Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ в целях исчисления расчетного пенсионного капитала осуществлена оценка тех пенсионных прав, которые фактически были приобретены на 1 января 2002 г. по нормам ранее действовавшего законодательства.
Граждане, проработавшие менее требуемых 15 и 20 лет (соответственно в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях), которым трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста выхода на пенсию в соответствии с абзацем третьим подпункта 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ, правом на исчисление пенсии с повышенным соотношением заработков по ранее действовавшему законодательству не пользовались. Поэтому предлагаемая для этих граждан норма об учете повышенного соотношения заработков противоречит концепции статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ.
Реализация законопроекта приведет к увеличению размеров страховой части трудовых пенсий, назначенных и пересчитанных с 1 января 2002 г., и потребует дополнительных расходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.
Однако законопроект не определяет конкретный источник и порядок финансирования дополнительных расходов на его реализацию, что противоречит требованиям статьи 6 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ и статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, проект федерального закона "О внесении изменения и дополнений в Закон Российской Федерации "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Правительством Российской Федерации не поддерживается.
Заместитель Председателя |
Г.Карелова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 1 сентября 2003 г. N 5968п-П12 "Официальный отзыв на проект федерального закона "О внесении изменения и дополнений в Закон Российской Федерации "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", вносимый в Государственную Думу Советом народных депутатов Камчатской области"
Текст письма официально опубликован не был