г. Краснодар |
|
17 декабря 2021 г. |
Дело N А32-18915/2021 |
Судья Арбитражного суда Северо-Кавказского округа Черных Л.А.,
рассмотрев по правилам упрощенного производства (часть 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный Кодекс) без вызова участвующих в деле лиц (обеспечена возможность ознакомления с материалами дела в режиме ограниченного доступа в сети Интернет, уведомления N 59326 6, 59328 0, 59327 3, отчет о публикации судебного акта на сайте в сети Интернет) и проведения судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Комметпром-Агро" (ИНН 2352029936 ОГРН 1022304751600) на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.07.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2021 по делу N А32-18915/2021,
установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Комметпром-Агро" (далее - общество) обратилось с заявлением в арбитражный суд к Инспекции Федеральной налоговой службы по Темрюкскому району (ИНН 2352007731 ОГРН 1042329066053; далее - инспекция) об оспаривании постановления от 08.04.2021 N 23522104300021300003 по делу об административном правонарушении о привлечении к ответственности по части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде взыскания 3750 рублей штрафа.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства
Решением суда от 02.07.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 13.09.2021, в удовлетворении требований отказано по мотиву наличия в действиях общества состава правонарушения, соблюдения порядка и срока давности привлечения к ответственности, отсутствия оснований для применения статьи 2.9 Кодекса.
В кассационной жалобе общество просит отменить обжалуемые судебные акты. Ссылается на то, что Федеральный Закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон о валютном регулировании) ограничивает права нерезидентов-работников, делает невозможным получать зарплату в кассе. Действия общества не создавали угрозы охраняемым общественным отношениям, наказание несоразмерно совершенному правонарушению. У работника нет банковского счета, следовательно, нет возможности перечислить ему заработную плату.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает жалоба подлежащей отклонению по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что проведенной инспекцией проверкой соблюдения обществом валютного законодательства выявлено нарушение им части 2 статьи 14 Закона о валютном регулировании. Из расходного кассового ордера от 17.12.2019 N 850 усматривается, что общество выплатило 5 тыс. рублей наличными денежными средствами заработную плату Кривенкову Михаилу Сергеевичу, 12.09.1990 года рождения (далее - нерезидент), минуя банковские счета в уполномоченных кредитных учреждениях.
По данному факту инспекция составила протокол от 24.02.2021 N 23522104300100500002 и привлекла общество постановлением от 08.04.2021 N 23522104300100500003 к ответственности по части 1 статьи 15.25 Кодекса в виде взыскания 3750 рублей штрафа.
Частью 1 статьи 15.25 Кодекса установлена ответственность в том числе за осуществление валютных операций, минуя уполномоченные банки. Под незаконными валютными операциями следует понимать и валютные операции, осуществленные с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, в том числе валютные операции, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках. Перечень случаев, когда юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках, предусмотрен частью 2 статьи 14 Закона N 173-ФЗ.
Возможность осуществления такой валютной операции, как выплата резидентом физическому лицу - нерезиденту заработной платы наличными денежными средствами, минуя счет в уполномоченных банках, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрена, в перечень исключений такая выплата не входит. Установленные частью 2 статьи 14 Закона о валютном регулировании требования об осуществлении расчетов через счета в уполномоченных банках обусловлены необходимостью обеспечения надлежащего контроля за проводимыми резидентами валютными операциями, в том числе для предотвращения неконтролируемого оттока капитала за рубеж, противодействия незаконным и "сомнительным" финансовым операциям.
Работник общества является гражданином иностранного государства - нерезидентом, поэтому реализация норм трудового права в отношении него должна осуществляться с соблюдением норм Закона N 173-ФЗ. Таким образом, при выдаче обществом иностранным работникам заработной платы применению подлежала специальная норма Закона N 173-ФЗ.
Суд правильно применил к установленным им обстоятельствам нормы права, указав, что заработная плата иностранному работнику может выдаваться только путем перечисления денежных средств через банковский счет, открытый работодателем в уполномоченном банке, а выплата же зарплаты наличными денежными средствами из кассы является незаконной валютной операцией.
Материалами дела об административном правонарушении, в том числе протоколом об административном правонарушении, подтверждено совершение обществом правонарушения. Заработная плата иностранному работнику может выдаваться только путем перечисления денежных средств через банковский счет, открытый работодателем в уполномоченном банке, а выплата же зарплаты наличными денежными средствами из кассы является незаконной валютной операцией.
Общество не предприняло все возможные меры для соблюдения норм валютного законодательства. Отсутствие вредных последствий не влияет на наступление ответственности за совершенное правонарушение, поскольку оно носит формальный характер. Существенная угроза охраняемым общественным интересам заключается не в наступлении негативных последствий, а в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере валютного регулирования. Суд правомерно отклонил доводы общества об отсутствии фактов переводов за пределы Российской Федерации нерезидентом, недоказанность неконтролируемого оттока денежных средств.
Выводы суда основаны на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Доводы жалобы фактически сводятся к несогласию с оценкой исследованных судом доказательств, что в полномочия кассационной инстанции не входит. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.07.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2021 по делу N А32-18915/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья |
Л.А. Черных |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Частью 1 статьи 15.25 Кодекса установлена ответственность в том числе за осуществление валютных операций, минуя уполномоченные банки. Под незаконными валютными операциями следует понимать и валютные операции, осуществленные с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, в том числе валютные операции, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках. Перечень случаев, когда юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках, предусмотрен частью 2 статьи 14 Закона N 173-ФЗ.
Возможность осуществления такой валютной операции, как выплата резидентом физическому лицу - нерезиденту заработной платы наличными денежными средствами, минуя счет в уполномоченных банках, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрена, в перечень исключений такая выплата не входит. Установленные частью 2 статьи 14 Закона о валютном регулировании требования об осуществлении расчетов через счета в уполномоченных банках обусловлены необходимостью обеспечения надлежащего контроля за проводимыми резидентами валютными операциями, в том числе для предотвращения неконтролируемого оттока капитала за рубеж, противодействия незаконным и "сомнительным" финансовым операциям.
Работник общества является гражданином иностранного государства - нерезидентом, поэтому реализация норм трудового права в отношении него должна осуществляться с соблюдением норм Закона N 173-ФЗ. Таким образом, при выдаче обществом иностранным работникам заработной платы применению подлежала специальная норма Закона N 173-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17 декабря 2021 г. N Ф08-13437/21 по делу N А32-18915/2021