г. Краснодар |
|
20 декабря 2021 г. |
Дело N А32-42038/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 декабря 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Посаженникова М.В., судей Прокофьевой Т.В. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Министерства природных ресурсов Краснодарского края (ИНН 2312161984, ОГРН 1092312004113) - Чебанова Ю.Г. (доверенность от 25.12.2020), в отсутствие в судебном заседании заявителя - индивидуального предпринимателя Багадовой Елены Валентиновны (ИНН 231000107871, ОГРН 304230934300131), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Багадовой Елены Валентиновны на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31.05.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2021 по делу N А32-42038/2020, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Багадова Елена Валентиновна (далее - предприниматель, заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Министерству природных ресурсов по Краснодарскому краю (далее - министерство, контролирующий орган) об оспаривании предписания от 25.06.2020 N 1.19/КубС-63-2.
Решением суда первой инстанции от 31.05.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 07.09.2021, в удовлетворении заявленных предпринимателем требований отказано. Судебные акты мотивированы наличием у контролирующего органа правовых оснований для вынесения оспариваемого предписания.
В кассационной жалобе предприниматель просит отменить решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций, принять по делу новый судебный акт.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на земельном участке с кадастровым номером N 23:43:0425003:1076 находится производственный объект - зоопарк "Сафари парк", используемый заявителем при осуществлении предпринимательской деятельности на основании договора аренды от 07.06.2018.
В связи с поступлением из государственного казенного учреждения Краснодарского края "Управление особо охраняемых природных территорий Краснодарского края" информации министерством 20.05.2020 проведено обследование акватории озера (без названия) и прилегающего к нему земельного участка с кадастровым номером N 23:43:0425003:5 (парк "Солнечный остров"), входящего в состав земель особо охраняемой природной территории регионального значения памятника природы "Парк "Солнечный остров"".
В результате осмотра земельного участка с кадастровым номером N 23:43:0425003:5 от деревянного ограждения земельного участка с кадастровым номером N 23:43:0425003:1076 (зоопарк "Сафари парк") по направлению к водному объекту установлено наличие зоны заболоченной территории, характеризующейся длительным стоянием неочищенных хозяйственно-бытовых сточных вод размерами 8,3х1,5 м.
Визуальным осмотром также установлены трещины на асфальтовом покрытии дороги, разделяющей территорию зоопарка "Сафари парк" и акваторию озера, просадка почвы на прилегающей к дороге территории, свидетельствующие о месте расположения объектов канализации и прокладки подземных коммуникаций.
В период проведения осмотра имело место фонтанирование сточных вод на поверхность земельного участка из негерметичных подземных источников водоотведения.
Согласно протоколу исследования почвы государственного казенного учреждения Краснодарского края "Краевой информационно-аналитический центр экологического мониторинга" от 04.06.2020 N 12 выявлено превышение установленных нормативов качества (ПДК) и фоновых концентраций по следующим загрязняющим веществам: сульфаты - в 65 раз, нитраты - в 9 раз (1,18 ПДК; в фоновой пробе 0,44 ПДК), аммоний обменный - в 4,4 раза, фосфаты - в 2,7 раза.
В ходе контрольных мероприятий также проведены работы, связанные с разрытием грунта в зоне заболоченной территории и вблизи деревянного ограждения зоопарка "Сафари парк".
По результатам осмотра установлено наличие асбестовой канализационной трубы, в которую проложена пластиковая ПВХ-труба диаметром 76 мм. Визуально также установлено, что место соединения асбестовой и пластиковой труб соответствует выявленному 20.05.2020 месту поступления (фонтанирования) сточных вод на почву и свидетельствует о негерметичности подземных коммуникаций.
По результатам осмотра 20.05.2020 акватории озера (старое русло реки Кубань) установлено, что выпуск асбестовой канализационной трубы в водный объект заделан бетонной смесью.
Пластиковая труба проложена с территории зоопарка "Сафари парк" под деревянным ограждением.
Выявленное нарушение требований действующего законодательства в области охраны окружающей среды явилось основанием для выдачи министерством предпринимателю предписания от 25.06.2020 N 1.19/КубС-63-2 об устранении выявленных нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Срок исполнения предписания в части прекращения сброса сточных вод из подземных источников водоотведения на почву - до 29.07.2020, в части обеспечения рекультивации земель, подвергшихся химическому загрязнению, - до 25.02.2021.
Предприниматель обратился за защитой нарушенных прав в арбитражный суд.
Согласно пункту 2 статьи 15 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Федеральный закон N 33-ФЗ) на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка.
В силу пункта 4 статьи 15 Федерального закона N 33-ФЗ в редакции, действовавшей в спорный период, с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся национальные парки, согласовываются вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон.
Пунктом 4 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий.
Согласно подпункту "а" пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) основанием для проведения внеплановой проверки является мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации, в том числе о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Частью 2 статьи 13.2 Федерального закона N 294-ФЗ установлено, что в случае выявления при проведении плановых (рейдовых) осмотров, обследований нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также доводят в письменной форме до сведения руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля информацию о выявленных нарушениях для принятия решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 статьи 10 данного Федерального закона.
Суды установили, что памятник природы "Парк "Солнечный остров"", как парк относящийся к особо охраняемым природным территориям регионального значения, находится в ведении Министерства природных ресурсов по Краснодарскому краю.
В рамках проведения планового (рейдового) осмотра (обследования) министерством осуществлялся осмотр общедоступной территории парка и акватории водного объекта. Целью осмотра территории, акватории являлось получение наиболее полной и достоверной фактической информации о состоянии окружающей среды, подвергшейся изменению в результате осуществления хозяйственной деятельности.
Выявленные в ходе проведения проверки нарушения, в том числе загрязнение почвы в границах земельного участка с кадастровым номером N 23:43:0425003:5 вследствие поступления сточных вод на почву из подземных источников водоотведения при ведении хозяйственной деятельности по содержанию зоопарка "Сафари парк", послужили основанием для выдачи предпринимателю оспариваемого предписания.
При этом предпринимателем не опровергается фактическое загрязнение почвы в границах земельного участка 23:43:0425003:1076, выразившееся в сбросе сточных вод из подземных источников водоотведения на почву.
Надлежащим образом исследовав представленные в материалы дела документы, суды пришли к обоснованному выводу о наличии у контролирующего органа правовых оснований для выдачи предпринимателю оспариваемого в рамках настоящего дела предписания.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31.05.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2021 по делу N А32-42038/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.В. Посаженников |
Судьи |
Т.В. Прокофьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.