город Ростов-на-Дону |
|
07 сентября 2021 г. |
дело N А32-42038/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 сентября 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Пименова С.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рымарь Р.В.,
при участии:
от минприроды края, посредством системы веб-конференции ИС "Картотека арбитражных дел": Калякин Р.В. по доверенности от 13.04.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Багадовой Елены Валентиновны
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 31.05.2021 по делу N А32-42038/2020
по заявлению индивидуального предпринимателя Багадовой Елены Валентиновны (ИНН 231000107871, ОГРНИП 304230934300131)
к министерству природных ресурсов Краснодарского края
об оспаривании предписания,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Багадова Елена Валентиновна (далее -предприниматель, ИП Багадова Е.В.) обратилась с заявлением в Арбитражный суд Краснодарского края к министерству природных ресурсов по Краснодарскому краю (далее - министерство) об оспаривании предписания от 25.06.2020 N 1.19/КубС-63-2.
Решением суда первой инстанции от 31.05.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что соответствие предписания законодательству доказано, оно не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности
Не согласившись с принятым судебным актом, ИП Багадова Е.В. обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просила решение суда отменить.
В обоснование апелляционной жалобы предприниматель ссылается на то, что в отношении ИП Багадовой Е.В. внеплановая проверка не проводилась, так как в силу Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 N 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля", внеплановые и плановые проверки в отношении субъектов малого предпринимательства в период 2020 года проводятся только в исключительных случаях: по согласованию с прокуратурой, при наличии опасности для жизни, здоровья граждан и в случае ситуаций техногенного характера. В материалах дела отсутствует Приказ министерства природных ресурсов о проведении в отношении ИП Багатовой Е.В. внеплановой проверки по результатам обследования территории Памятника природы Парк Солнечный остров, отсутствует уведомление в адрес ИП Багадовой Е.В. о том, что на основании результатов рейдового мероприятия и выявленных нарушений ИП Багадовой необходимо дать письменные пояснения или предоставить документы, подтверждающие либо опровергающие вину предпринимателя. На основании акта министерство природных ресурсов по Краснодарскому краю, не инициируя процедуру внеплановой проверки, не направляя ИП Багадовой Е.В. уведомлений о необходимости дать письменные пояснения, выносит обжалуемое предписание об устранении допущенных нарушений и протокол N 1.20/КубС-63-1 об административном правонарушении, предусмотренное ст. 8.39 КоАП РФ. Выявление нарушения требований законодательства при проведении административного обследования носит предварительный характер и является лишь основанием для проведения внеплановой проверки. Окончательные же выводы о наличии факта нарушения и привлечении виновных лиц к ответственности, вынесения в отношении них предписаний, должны быть составлены только по итогам внеплановой проверки, а не по итогам рейдового осмотра территории, как фактически сделало минприроды в нарушение прав заявителя. Сотрудниками министерства, при составлении акта, протокола было сделано предположение о том, что из трубы фонтанируют сточные воды. Кроме "характерного шума" никаких других доказательств того, что имеется неопровержимый факт протечки в сточной трубе, в том числе факт фонтанирования сточных вод, не имеется. Соответственно, выводы министерства о том, что ИП Багадова Е.В. осуществляет сброс сточных вод сделаны неверно, в отсутствие достоверных доказательств. Не было достоверно установлено, имеет ли данная труба продолжение от деревянного ограждения по территории зоопарка Сафари парк г. Краснодар, имеет ли данная труба подключение к канализации или иным источникам сбора сточных вод. По всей вероятности, заболачивание территории произошло в период майских дождей в виду близкого расположения к поверхности почвы грунтовых вод, в результате естественных природных процессов, в том числе в виду того, что в период дождей в низинах (естественных углублениях в верхнем слое почвы) образовались лужи в виду отсутствия ливнёвок на территории парка, произошло подтопление береговой линии в период дождей. Вода в озере без названия (старое русло р. Кубань) с 1954 года является технической и в ней содержатся вредные вещества, превышающие допустимую норму; озеро является технической водой.
В судебном заседании представитель министерства возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение суда оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
В соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ дело рассмотрено в порядке апелляционного производства в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0425003:1076 находятся производственные объекты - зоопарк "Сафари парк", используемый ИП Багадовой Е.В. при осуществлении предпринимательской деятельности на основании договора аренды от 07.06.2018 (т. 1 л.д. 82).
В рамках рассмотрения сведений по результатам патрулирования и осмотра текущего состояния особо охраняемой природной территории регионального значения "Парк Солнечный остров", поступивших из государственного казенного учреждения Краснодарского края "Управление особо охраняемых природных территорий Краснодарского края" (т. 1 л.д. 59), должностным лицом министерства 20.05.2020 проведено обследование акватории озера без названия и прилегающего к нему земельного участка с кадастровым номером 23:43:0425003:5 (парк "Солнечный остров), входящего в состав земель особо охраняемой природной территории регионального значения памятника природы "Парк Солнечный остров".
В результате осмотра земельного участка с кадастровым номером 23:43:0425003:5 от деревянного ограждения земельного участка с кадастровым номером 23:43:0425003:1076 (зоопарк "Сафари парк") по направлению к водному объекту установлена зона заболоченной территории, характеризующаяся длительным стоянием неочищенных хозяйственно-бытовых сточных вод размерами 8,3*1,5 м.
Визуальным осмотром также установлены трещины на асфальтовом покрытии дороги, разделяющей территорию зоопарка "Сафари парк" и акваторию озера без названия, просадка почвы на прилегающей к дороге территории, свидетельствующие о месте расположения объектов канализации и прокладки подземных коммуникаций.
В период проведения осмотра его участники наблюдали фонтанирование сточных вод на поверхность земельного участка из негерметичных подземных источников водоотведения, что подтверждалось характерным звуком (шумом).
Указанное зафиксировано в фототаблице, протоколе об осмотре территорий (т. 1 л.д. 75-82).
По признакам загрязнения почвы специалистами испытательной лаборатории государственного казенного учреждения Краснодарского края "Краевой информационно-аналитический центр экологического мониторинга" (далее - ГКУ КК "КИАЦЭМ") проведены отборы проб почвы (в том числе фоновой пробы) для определения химического загрязнения почвы (акт отбора пробы от 20.05.2020 (т. 1 л.д. 71)).
По результатам лабораторных испытаний почвы (протокол исследования почвы от 04.06.2020 N 12) выявлено превышение установленных нормативов качества (ПДК) и фоновых концентраций по следующим исследованным загрязняющим веществам:
сульфаты в 65 раз,
нитраты в 9 раз (1,18 ПДК; в фоновой пробе 0,44 ПДК),
аммоний обменный в 4,4 раза,
фосфаты в 2,7 раза.
Содержание хлоридов и нефтепродуктов не превышало фоновых значений.
Проведены работы, связанные с разрытием грунта в зоне заболоченной территории и вблизи деревянного ограждения зоопарка "Сафари парк".
По результатам осмотра установлена асбестовая канализационная труба, в которую проложена пластиковая ПВХ-труба диаметром 76 мм. Визуально также установлено, что место соединения асбестовой и пластиковой труб соответствует выявленному 20.05.2020 месту поступления (фонтанирования) сточных вод на почву и свидетельствует о негерметичности подземных коммуникаций.
По результатам осмотра 20.05.2020 акватории озера без названия (старое русло реки Кубань) установлено, что выпуск асбестовой канализационной трубы в водный объект заделан бетонной смесью.
Проведенным осмотром также установлено, что пластиковая труба проложена с территории зоопарка "Сафари парк" под деревянным ограждением.
Указанное зафиксировано в фотоматериалах, являющимися приложением к протоколу об осмотре принадлежащих юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, физическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 23.06.2020 N 1.20/КубС-63, составленным в присутствии двух понятых (т. 1 л.д. 75-81).
Выявленное нарушение требований законодательства в области охраны окружающей среды стало основанием для выдачи министерством ИП Багадовой Е.В. предписания от 25.06.2020 N 1.19/КубС-63-2 об устранении выявленных нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
Срок исполнения предписания в части прекращения сброса сточных вод из подземных источников водоотведения на почву сроком до 29.07.2020; в части обеспечения рекультивации земель, подвергшихся химическому загрязнению, срок исполнения предписания до 25.02.2021.
Считая незаконным предписание об устранении выявленных нарушений, ИП Багадова Е.В. оспорила его в судебном порядке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку арбитражный суд, осуществляя правосудие, не должен подменять своими актами решения органов исполнительной власти по вопросам, отнесенным к их компетенции.
В соответствии с ч. 5 ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон об ООПТ) территории национальных парков относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения.
Согласно ч. 1, 2 ст. 58 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории, в том числе национальные парки. Ограничения, связанные с использованием спорного земельного участка, где ведется строительство, возникают в силу закона.
В соответствии с ч. 4 ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное (вредное) воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий. Земельные участки в границах охранных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются и используются ими с соблюдением установленного для этих земельных участков особого правового режима.
Статьей 15 закона об ООПТ на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка.
Согласно ч. 4 ст. 15 закона об ООПТ федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды согласовываются вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон.
Закрепленные в ст. 15 закона об ООПТ, являются императивными, т.е. обязательными для исполнения. Памятник природы "Парк Солнечный остров", как парк относящийся к особо охраняемым природным территориям регионального значения, находится в ведении министерства природных ресурсов по Краснодарскому краю.
Границы памятника природы утверждены постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 31 марта 2016 г. N 164 "Об утверждении границ и режима особой охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения, расположенных на территории муниципального образования город Краснодар" (далее - постановление главы N 164). Площадь ООПТ составляет 40,2988 га.
Министерством природных ресурсов Краснодарского края была проведена проверка памятника природы "Парк Солнечный остров" на основании норм Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294- ФЗ).
Согласно подпункту "а" пункта 2 части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки является мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В рамках проведения планового (рейдового) осмотра (обследования) министерством осуществлялся натурный осмотр общедоступной территории ООПТ и акватории водного объекта. Целью осмотра территории, акватории являлось получение наиболее полной и достоверной фактической информации о состоянии окружающей среды, подвергшейся изменению в результате осуществления хозяйственной деятельности.
Выявленное в ходе проверки загрязнение почвы в границах земельного участка с кадастровым номером 23:43:0425003:5, входящего в состав земель ООПТ регионального значения памятника природы "Парк Солнечный остров", вследствие поступления сточных вод на почву из подземных источников водоотведения при ведении хозяйственной деятельности по содержанию зоопарка "Сафари парк", явилось основанием для выдачи ИП Багадовой Е.В. оспариваемого предписания.
При осмотре установлена зона заболоченной территории, характеризующаяся длительным стоянием неочищенных хозяйственнобытовых сточных вод размерами 8,3*1,5 м, трещины на асфальтовом покрытии дороги, разделяющей территорию зоопарка "Сафари парк" и акваторию озера без названия, просадка почвы на прилегающей к дороге территории, свидетельствующие о месте расположения объектов канализации и прокладки подземных коммуникаций, фонтанирование сточных вод на поверхность земельного участка из негерметичных подземных источников водоотведения, что подтверждалось характерным звуком (шумом).
В соответствии с режимом особо охраняемой природной территории регионального значения "Парк Солнечный остров", утвержденным постановлением главы N 164, на территории парка запрещается деятельность, влекущая за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств территории, в том числе загрязнение почв (п. 2.1.4).
В нарушение вышеуказанных норм ИП Багадовой Е.В. 20.05.2020 допущено загрязнение почвы в границах земельного участка с кадастровым номером 23:43:0425003:5, входящего в состав земель ООПТ регионального значения памятника природы "Парк Солнечный остров", что подтверждается представленными заявителем доказательствами: фотоматериалами, актом отбора проб, протоколу об осмотре принадлежащих юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, физическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, протоколами исследования почвы, другими материалами дела.
Довод предпринимателя о том, что в материалах административного дела сведений, подтверждающих фонтанирование сточных вод из подземного источника признаются апелляционной коллегией несостоятельными.
Судом первой инстанции правомерно указано, что данный факт установлен 20.05.2020 участниками планового (рейдового) осмотра территории, акватории и подтвержден их подписями в соответствующем акте N 1.20/23-Р. Привлекаемые к проведению мероприятия специалисты не являются должностными лицами министерства. Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции в указанной части у суда апелляционной инстанции не имеется.
Ссылки ИП Багадовой Е.В. в апелляционной жалобе на предположительные майские дожди, возможные естественные природные процессы образования луж и как следствие подтопление береговой линии не являются, документально подтвержденными и не опровергают выявленные министерством нарушения предпринимателем положения законодательства об окружающей среде.
Как было установлено ранее, министерством проверка проводилась в рамках рассмотрения сведений по результатам патрулирования и осмотра текущего состояния особо охраняемой природной территории регионального значения "Парк Солнечный остров", а нарушения предпринимателя выявлены непосредственно в ходе указанной проверки.
Часть 2 статьи 13.2 Закона N 294-ФЗ предписывает должностным лицам в случае выявления при проведении плановых (рейдовых) осмотров, обследований нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, принимать в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений.
Предпринимателем не опровергается фактическое загрязнение почвы в границах земельного участка 23:43:0425003:1076, выразившееся в сбросе сточных вод из подземных источников водоотведения на почву, который законодательством не предусмотрен, поэтому указание заявителем жалобы на то, что вода в озере без названия (старое русло р. Кубань) с 1954 года является технической и в ней содержатся вредные вещества, превышающие допустимую норму, признается несостоятельным.
Таким образом, повторно исследовав и оценив обстоятельства дела и представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ во взаимной связи с подлежащими применению положениями действующего законодательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемое предписание не противоречит положениям действующего законодательства и, как следствие, не нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем в данном случае отсутствует совокупность предусмотренных статьями 198, 201 АПК РФ условий, необходимых для признания его недействительным, о чем правомерно и обоснованно указано судом первой инстанции в обжалуемом решении.
Оснований для иных выводов из имеющихся материалов дела не усматривается.
Доводы апелляционной жалобы предпринимателя, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31.05.2021 по делу N А32-42038/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
С.В. Пименов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-42038/2020
Истец: Багадова Е. В.
Ответчик: Министерство природных ресурсов Краснодарского края, Министерство природных ресурсов по КК, Министерство природных ресурсов по Краснодарскому краю