г. Краснодар |
|
28 декабря 2021 г. |
Дело N А63-1248/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 декабря 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Посаженникова М.В., судей Прокофьевой Т.В. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Пятигорску Ставропольского края (ИНН 2632000016, ОГРН 1042600229990) - Нестеренко Т.М. (доверенность от 17.06.2021), в отсутствие в судебном заседании заинтересованного лица - индивидуального предпринимателя Панасенко Инны Владимировны (ИНН 262607388053, ОГРН 307265018300102), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем опубликования информации на сайте в телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Пятигорску Ставропольского края на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 13.08.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2021 по делу N А63-1248/2021, установил следующее.
Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Пятигорску Ставропольского края (далее - налоговый орган, инспекция) обратилась в арбитражный суд с заявлением к индивидуальному предпринимателю Панасенко Инне Владимировне (далее - предприниматель) о взыскании 12 130 рублей неосновательного обогащения.
Решением суда первой инстанции от 13.08.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 20.10.2021, в удовлетворении заявленных налоговым органом требований отказано.
В кассационной жалобе инспекция просит решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций отменить, принять по делу новый судебный акт.
Изучив материалы дела, доводы, изложенные в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, предприниматель обратился в налоговый орган с заявлением о предоставлении 12 130 рублей субсидии за апрель 2020 года в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576 "Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой короновирусной инфекции" (далее - Правила).
На момент обращения предприниматель соответствовал критериям, установленным Правилами для получения спорной субсидии: основной вид экономической деятельности, информация о котором по состоянию на 01.03.2020 содержится в ЕГРЮЛ/ЕГРИП: 47.8 - торговля розничная в нестационарных торговых объектах и на рынках; по данным ПФР информация о наличии сотрудников на 31.03.2021 отсутствует; предприниматель включен в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Указанные обстоятельства послужили основанием для расчета налоговым органом размера субсидии, формирования и направления в Федеральное казначейство реестра для выплаты субсидии.
Субсидия в размере 12 130 рублей поступила на счет предпринимателя, указанный в заявлении.
В ходе мониторинга исполнения Федеральной налоговой службой Правил установлено, что основной код ОКВЭД 47.8, указанный предпринимателем, по состоянию на 01.03.2020 не включен в Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434 (далее - Перечень).
Указанное обстоятельство послужило основанием для направления налоговым органом в адрес предпринимателя уведомления о выявлении факта неправомерного (ошибочного) получения субсидии, с рекомендацией добровольного осуществления возврата неправомерно (ошибочно) полученных сумм субсидии.
Неисполнение предпринимателем требований указанного уведомления в добровольном порядке послужило основанием для обращения инспекции в арбитражный суд с заявлением.
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии индивидуальным предпринимателям предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Подпунктами 1 и 2 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять, в том числе, категории и (или) критерии отбора юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий.
В силу пункта 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае нарушения получателями предусмотренных данной статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными данной статьей, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Правил данный документ устанавливает цели, порядок и условия предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, включенным по состоянию на 01.03.2020 в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
В целях данных Правил получатель субсидии определяется по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц либо Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 01.03.2020.
В силу пункта 2 Правил субсидии предоставляются на основании реестра для перечисления субсидий, формируемого Федеральной налоговой службой по форме согласно приложению N 1, в пределах доведенных в установленном порядке до Федерального казначейства как получателя средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств на цели, указанные в пункте 1 данных Правил.
Пунктом 3 Правил в редакции, действовавшей в спорный период, установлено, что условиями для включения в реестр в целях предоставления субсидии являются направление получателем субсидии в налоговый орган по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) заявления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика - юридического лица (личный кабинет налогоплательщика - индивидуального предпринимателя), или в виде почтового отправления по форме согласно приложению N 2; включение получателя субсидии в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 1 марта 2020 года в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"; отнесение отрасли, в которой ведется деятельность получателя субсидии, к отраслям российской экономики, указанным в пункте 1 данного документа; получатель субсидии - организация не находится в процессе ликвидации, в отношении получателя субсидии не введена процедура банкротства, не принято решение о предстоящем исключении получателя субсидии из Единого государственного реестра юридических лиц; у получателя субсидии по состоянию на 01.03.2020 отсутствует недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности превышающая 3 000 рублей; количество работников получателя субсидии в месяце, за который выплачивается субсидия, составляет не менее 90 процентов количества работников в марте 2020 года.
При вынесении судебных актов суды пришли к выводу об отсутствии оснований для взыскания с предпринимателя спорной суммы субсидии в качестве неосновательного обогащения.
Вместе с тем в данном случае судами не учтено, что правовое основание, в силу которого денежные средства выплачены предпринимателю из федерального бюджета, отсутствует.
Лицами, участвующими в деле, фактически не оспаривается, что предприниматель не соответствует условиям получения субсидии.
При таких обстоятельствах судебными инстанциями необоснованно отклонен довод налогового органа о необходимости применения статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, по содержанию которой в случае не соответствия получателя субсидии условиям ее предоставления, необоснованно полученные средства подлежат возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
При этом действия налогового органа по первоначально ошибочной квалификации документов претендента как соответствующих условиям получения субсидии не являются правовым основанием для законного пользования суммой субсидии, поскольку такое условие получение средств из бюджета не предусмотрено законом.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права либо законность решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций повторно проверяется арбитражным судом кассационной инстанции при отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 3 части 1 данной статьи.
Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В силу части 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины.
Поскольку инспекция при подаче заявления была освобождена от уплаты государственной пошлины, то с предпринимателя в доход федерального бюджета подлежат взысканию 2 000 рублей государственной пошлины за рассмотрение настоящего дела.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 13.08.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2021 по делу N А63-1248/2021 отменить.
Заявленные требования удовлетворить.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Панасенко Инны Владимировны в доход федерального бюджета 12 130 рублей и 2 000 рублей государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.В. Посаженников |
Судьи |
Т.В. Прокофьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 3 Правил в редакции, действовавшей в спорный период, установлено, что условиями для включения в реестр в целях предоставления субсидии являются направление получателем субсидии в налоговый орган по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) заявления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика - юридического лица (личный кабинет налогоплательщика - индивидуального предпринимателя), или в виде почтового отправления по форме согласно приложению N 2; включение получателя субсидии в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 1 марта 2020 года в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"; отнесение отрасли, в которой ведется деятельность получателя субсидии, к отраслям российской экономики, указанным в пункте 1 данного документа; получатель субсидии - организация не находится в процессе ликвидации, в отношении получателя субсидии не введена процедура банкротства, не принято решение о предстоящем исключении получателя субсидии из Единого государственного реестра юридических лиц; у получателя субсидии по состоянию на 01.03.2020 отсутствует недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности превышающая 3 000 рублей; количество работников получателя субсидии в месяце, за который выплачивается субсидия, составляет не менее 90 процентов количества работников в марте 2020 года.
...
Лицами, участвующими в деле, фактически не оспаривается, что предприниматель не соответствует условиям получения субсидии.
При таких обстоятельствах судебными инстанциями необоснованно отклонен довод налогового органа о необходимости применения статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, по содержанию которой в случае не соответствия получателя субсидии условиям ее предоставления, необоснованно полученные средства подлежат возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28 декабря 2021 г. N Ф08-13529/21 по делу N А63-1248/2021