г. Краснодар |
|
30 декабря 2021 г. |
Дело N А32-53889/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 декабря 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 декабря 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Епифанова В.Е. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании представителей истца - автономной некоммерческой организации "Детский оздоровительный лагерь санаторного типа круглогодичного действия "Ейск"" (ИНН 2361017775, ОГРН 1202300021593) - Сохачевой М.С. (доверенность от 23.08.2021), ответчика - Департамента имущественных отношений Краснодарского края - Хромцовой Н.В. (доверенность от 21.04.2021), рассмотрев кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.06.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2021 по делу N А32-53889/2020, установил следующее.
АНО "ДОЛСТ "Ейск"" (далее - организация) обратилась в арбитражный суд с заявлением о возложении на Департамент имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) обязанности по перерасчету арендной платы за период с 29.12.2017 по 26.03.2018 за земельный участок с кадастровым номером 23:42:0401002:79, находящийся в государственной собственности Краснодарского края, по договору аренды земельного участка от 05.12.2017 N 0000004697, установив ставку арендной платы в размере 0,6047% от кадастровой стоимости, но не выше размера земельного налога, установленного в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют.
Решением от 18.06.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 25.08.2021, заявленные требования удовлетворены: на ответчика возложена обязанность в течение 10 дней, с момента вступления судебного акта в законную силу, произвести перерасчет арендной платы за период с 29.12.2017 по 26.03.2018 за земельный участок с кадастровым номером 23:42:0401002:79, находящийся в государственной собственности Краснодарского края, по договору аренды земельного участка от 05.12.2017 N 0000004697, установив ставку арендной платы в размере 0,6047% от кадастровой стоимости, но не выше размера земельного налога, установленного в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют; распределены расходы по уплате государственной пошлины. Суды исходили из того, что договор аренды от 05.12.2017 N 0000004697 земельного участка, изъятого из оборота, заключен с первоначальным арендатором без проведения публичных процедур, поэтому, арендная плата за его использование является регулируемой и подлежит определению с учетом принципа N 7 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - постановление N 582, принцип N 7).
В кассационной жалобе департамент просит решение от 18.06.2021 и апелляционное постановление от 25.08.2021 отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, указав, что земельный участок с кадастровым номером 23:42:0401002:79 отнесен к категории "земли населенных пунктов". В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2020 N 505-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"" (далее - Закон N 505), вступившего в силу с 10.01.2021, допускается включение населенных пунктов в состав особо охраняемых природных территорий федерального или регионального значения. Оборот расположенных на территориях этих населенных пунктов земельных участков не ограничивается. В этой связи, принцип N 7, предусмотренный постановлением N 582, неприменим. В силу статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) и пункта 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) у собственника здания, строения, сооружения возникает право на земельный участок, занятый объектом недвижимости и необходимый для его использования. В этой связи суды не исследовали вопрос о площади, необходимой для эксплуатации объектов недвижимого имущества, принадлежащих организации; не учли, что в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:42:0401002:79 установлен вид разрешенного использования "Для объектов общественно-делового значения", ввиду чего необходимо учитывать налоговые ставки по видам разрешенного использования земель. В случаях, не предусмотренных договором, арендная плата изменяется по волеизъявлению одной из сторон договора при наличии оснований к такому изменению.
Ввиду отсутствия доказательств направления департаменту проекта дополнительного соглашения в части определения размера годовой арендной платы, - заявленные требования не подлежали удовлетворению.
В отзыве на кассационную жалобу организация просит оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, подчеркнув, что предметом спора являются отношения сторон в период с 29.12.2017 по 26.03.2018, тогда как начало действия Закона N 505-ФЗ с 10.01.2021. Ретроспективное действие положений данного Закона в его тексте не отражено. Относительно вида разрешенного использования, спорный участок по условиям договора аренды от 05.12.2017 N 0000004697 предназначен для эксплуатации зданий и сооружений детского оздоровительного лагеря санаторно-курортного типа круглогодичного действия "Ейск". Согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) от 16.06.2020 N 23/225/002/2020-1437 вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 23:42:0401002:79 "Эксплуатация зданий и сооружений детского оздоровительного лагеря санаторно-курортного типа круглогодичного действия "Ейск", который установлен в 2001 году в момент формирования земельного участка и является неизменным в настоящее время. В отношении земель, предназначенных для размещения объектов рекреационного назначения, установлена ставка земельного налога в размере 0,6047%, которая обоснованно применена судебными инстанциями. Иные доводы департамента опровергаются сложившейся в округе судебной практикой по делам со схожими обстоятельствами.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве.
Департамент заявил ходатайство об отложении судебного разбирательства.
Арбитражный суд округа, обсудив заявленное ходатайство, не находит оснований для его удовлетворения, поскольку в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе. При рассмотрении дела арбитражный суд кассационной инстанции проверяет, соответствуют ли выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Новые доказательства по делу суд кассационной инстанции в силу названных норм закона принимать и исследовать не вправе. Доводы, по которым департамент не согласен с судебными актами, подробно изложены в тексте его кассационной жалобы. При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает, что препятствия для рассмотрения жалобы отсутствуют, и отказывает в удовлетворении ходатайства департамента об отложении судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, выслушав процессуальных представителей, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что жалоба не подлежит удовлетворению с учетом следующего.
Как видно из материалов дела, согласно уставу Автономной некоммерческой организации "Детский оздоровительный лагерь санаторного типа круглогодичного действия "Ейск"", утвержденному постановлением Президиума Союза Организаций Профсоюзов "Федерация Профсоюзов Ростовской области" от 16.01.2020 N 25-3г, а так же выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 28.04.2021 N ЮЭ9965-21-132025926 заявитель является правопреемником Учреждения профсоюзов "Детский оздоровительный лагерь санаторно-курортного типа круглогодичного действия "Ейск"".
5 декабря 2017 года департамент (арендодатель) и учреждение профсоюзов "Детский оздоровительный лагерь санаторно-курортного типа круглогодичного действия "Ейск"" (арендатор) заключили договор аренды N 0000004697, по условиям которого арендатор арендует земельный участок, находящийся в государственной собственности Краснодарского края, площадью 52 159 кв. м с кадастровым номером 23:42:0401002:79, категория земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования "эксплуатация зданий и сооружений детского оздоровительного лагеря санаторно-курортного типа круглогодичного действия "Ейск"", расположенный по адресу: Краснодарский край, Ейский район, г. Ейск, ул. Нижнесадовая, д. 486.
На арендуемом земельном участке расположены объекты недвижимости, принадлежащие организации на праве оперативного управления.
Согласно письму Управления архитектуры и градостроительства администрации Ейского городского поселения Ейского района от 16.06.2020 N 24-656/20-02-03 земельный участок с кадастровым номером 23:42:0401002:79 расположен в территориальной зоне "Р2 зона отдыха", в границах зоны с особыми условиями использования территории: "водоохранные зоны", в границах зоны с особыми условиями использования территории зона округа горно-санитарной охраны курорта Краевого значения Ейск 2 и 3 зона горно-санитарной охраны.
Организация обратилась в департамент с заявлением о перерасчете арендной платы за арендуемый земельный участок, ограниченный в обороте, исходя из ставки, равной земельному налогу.
Письмом от 22.09.2020 N 52-38-05-33753/20 департамент отказал в удовлетворении заявления, сославшись на изменение законодательства в отношении земельных участков, находящихся в краевой собственности, предусматривающего льготную ставку в размере земельного налога (постановление главы (губернатора) Краснодарского края от 26.02.2018 N 118), ввиду чего основания для перерасчета арендной платы за период с 05.12.2017 по 26.03.2018 отсутствуют.
Неурегулирование возникшего спора в досудебном порядке послужило основанием обращения организации в арбитражный суд.
Кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее (часть 1 статьи 286 Кодекса).
Защита гражданских прав осуществляется способами, закрепленными в статье 12 Гражданского кодекса, а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса).
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса любое использование земли в Российской Федерации осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (платность использования земли). Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса).
В силу пункта 1 статьи 39.7 Земельного кодекса размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2017 N 531, вступившим в законную силу 12.08.2017, внесены изменения в постановление N 582; основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденные указанным постановлением, дополнены абзацем следующего содержания: "Принцип учета наличия предусмотренных законодательством Российской Федерации ограничений права на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого зданием, сооружением, собственником этого здания, сооружения, в соответствии с которым размер арендной платы не должен превышать размер земельного налога, установленный в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют".
В силу пункта 6.3 постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21.03.2016 N 121 "О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Краснодарского края, и за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена на территории Краснодарского края, предоставленные в аренду без торгов" арендная плата в отношении земельного участка, предоставленного собственнику зданий, сооружений, право которого на приобретение в собственность земельного участка ограничено законодательством Российской Федерации, устанавливается в размере, равном земельному налогу, установленному в отношении предназначенного для использования в сходных целях и занимаемого зданиями, сооружениями земельного участка, для которого указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют.
В определении Верховного Суда Российской Федерации от 04.06.2019 N 303-ЭС18-26243, в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.11.2019, сформулирован правовой подход, согласно которому если установленный компетентным органом в нормативном правовом акте размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, выше указанного в принципе N 7 Основных принципов, арендная плата подлежит исчислению с применением данного принципа.
Стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной (муниципальной) собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы, независимо от воли на то сторон договора аренды и внесения в текст договора соответствующих изменений (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11).
Пунктом 11 решения Совета Ейского городского поселения Ейского района от 29.11.2012 N 50/4 "Об установлении земельного налога на территории Ейского городского поселения Ейского района" (в применимой редакции) ставка земельного налога в отношении земельного участка, предназначенного для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения, составляет 0,6047%.
Исследовав и оценив представленные в обоснование заявленных требований и возражений против них доказательства, судебные инстанции пришли к выводу о наличии у организации с 12.08.2017 права вносить арендную плату в размере, равном земельному налогу. С учетом положений решения Совета Ейского городского поселения Ейского района от 29.11.2012 N 50/4 "Об установлении земельного налога на территории Ейского городского поселения Ейского района" суды указали на необходимость при расчете арендной платы исходить из ставки земельного налога, равной 0,6047% от кадастровой стоимости земельного участка для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения. Так как действующее законодательство предусматривает регулируемый характер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, суды обоснованно удовлетворили заявленные требования.
Правильность выводов судебных инстанций подтверждена, в частности, определением Верховного Суда Российской Федерации от 11.09.2020 N 308-ЭС20-13541 по аналогичному спору.
Довод департамента о нарушении судом первой инстанции норм процессуального права не принимается. В рассматриваемом случае суд установил наличие спора (неопределенность в периоде применения льготной ставки арендной платы), поэтому, в целях его разрешения рассмотрел заявленные требования по существу. Ссылаясь на несоблюдение арендатором досудебного порядка урегулирования спора, департамент не учитывает, что арендатор обращался к арендодателю с требованием о перерасчете размера арендной платы, которая, будучи регулируемой, подлежит применению вне зависимости от наличия дополнительного соглашения к договору. Иные аргументы кассационной жалобы не влияют на оценку законности и обоснованности судебных актов, поэтому отклоняются судом округа. Довод ответчика о том, что спорный участок не ограничен в обороте согласно Закону N 505, не может иметь решающего значения по делу, поскольку данный законодательный акт вступил в силу с 10.01.2021; кроме того, этот довод впервые прозвучал в суде кассационной инстанции (ранее не заявлен).
При таких обстоятельствах основания для отмены решения и апелляционного постановления по доводам кассационной жалобы отсутствуют. Правильность выводов судебных инстанций по существу спора подателем жалобы не опровергнута, несогласие с ними не может служить основанием, достаточным для отмены или изменения судебных актов. Переоценка исследованных судами доказательств и установленных по делу обстоятельств не входит в полномочия суда кассационной инстанции (статьи 286 и 287 Кодекса). Суды полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, правильно применили нормы материального права.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов в любом случае (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлено.
Департамент освобожден от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.06.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2021 по делу N А32-53889/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В удовлетворении ходатайства ответчика об отложении судебного заседания отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
В.Е. Епифанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В определении Верховного Суда Российской Федерации от 04.06.2019 N 303-ЭС18-26243, в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.11.2019, сформулирован правовой подход, согласно которому если установленный компетентным органом в нормативном правовом акте размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, выше указанного в принципе N 7 Основных принципов, арендная плата подлежит исчислению с применением данного принципа.
Стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной (муниципальной) собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы, независимо от воли на то сторон договора аренды и внесения в текст договора соответствующих изменений (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11).
...
Правильность выводов судебных инстанций подтверждена, в частности, определением Верховного Суда Российской Федерации от 11.09.2020 N 308-ЭС20-13541 по аналогичному спору."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30 декабря 2021 г. N Ф08-12596/21 по делу N А32-53889/2020