г. Краснодар |
|
11 января 2022 г. |
Дело N А32-54294/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 января 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Коржинек Е.Л., судей Садовникова А.В. и Фефеловой И.И., при участии в судебном заседании от ответчика - муниципального казенного учреждения муниципального образования город Краснодар "Единая служба заказчика" (ИНН 2309071138, ОГРН 1022301433065) - Ахмедова М.Д. (доверенность от 27.10.2021), в отсутствие истца - общества с ограниченной ответственностью "ЛК-Проект" (ИНН 1840008705, ОГРН 1121840003350), извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЛК-Проект" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.04.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2021 по делу N А32-54294/2020, установил следующее.
ООО "ЛК-Проект" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к МКУ "Единая служба заказчика" (далее - учреждение) о признании недействительным решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта от 14.09.2020 N 6019/66.
Решением суда от 10.04.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 05.10.2021, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить обжалуемые судебные акты и удовлетворить заявленные требования. По мнению заявителя, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Игнорирование заказчиком писем истца послужило основанием для приостановления исполнения контракта, о чем заказчик был уведомлен 20.11.2020 письмом N 647, до момента согласования документов, направленных письмом от 27.10.2020. На момент принятия решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, у учреждения в распоряжении имелись откорректированные результаты по первому этапу. Заказчику направлена документация с учетом его замечаний, которую он, согласно сведениям службы почтового оператора, отказался принимать 04.12.2020.
В судебном заседании представитель ответчика возражал против удовлетворения жалобы.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителя учреждения, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела видно и судами установлено, что 14.09.2020 общество (проектировщик) и учреждение (муниципальный заказчик) заключили муниципальный контракт N 06-2020-К, по условиям которого проектировщик обязался по заданию муниципального заказчика выполнить проектно-изыскательские работы по объекту "Проектирование и строительство физкультурно-оздоровительного комплекса в пос. Знаменский, ул. Первомайская, 39 в г. Краснодаре", а муниципальный заказчик обязался осуществлять контроль за производством работ, принять результат выполненных работ и оплатить проектировщику обусловленную контрактом цену в пределах утвержденных бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств в соответствующем финансовом году.
Результатом выполненной работы по контракту являются проектная документация и документ, содержащий результаты инженерных изысканий. В случае, если в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации проведение экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий является обязательным, проектная документация и документ, содержащий результаты инженерных изысканий, признаются результатом выполненных работ по контракту при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий (пункт 1.2 контракта).
Цена контракта составляет 4 млн рублей (пункт 2.1 контракта).
Сроки выполнения работ: начало работ - дата заключения контракта, окончание работ - 245 дней с даты заключения контракта (пункт 3.1 контракта).
Работы выполняются поэтапно в соответствии с календарным планом работ (приложение N 4): 1-й этап - в течение 35 дней с даты заключения контракта, 2-й этап - в течение 180 дней с даты заключения контракта, 3-й этап - в течение 245 дней с даты заключения контракта (пункт 3.2 контракта).
Проектировщик обязался на основании доверенности муниципального заказчика обеспечить получение всех необходимых технических условий и иных необходимых исходных данных направить муниципальному заказчику запрос о выдаче доверенности в срок не позднее 5 рабочих дней с момента возникновения необходимости получения (изменения, дополнения) исходных данных с указанием сведений о лицах, на чье имя должна быть выдана доверенность и месте ее предоставления. При несвоевременном извещении муниципального заказчика о необходимости получения (изменения, дополнения) исходных данных, получение которых возможно только на основании выданной муниципальным заказчиком доверенности, проектировщик в дальнейшем не может ссылаться на отсутствие таких исходных данных, как основание освобождения от ответственности за нарушение обязательств по контракту (пункт 4.2.4 контракта).
В пункте 4.2.11 контракта предусмотрена обязанность проектировщика представить муниципальному заказчику на утверждение результаты работ в сроки, установленные контрактом, и в виде, соответствующем требованиям Положения о составе разделов проектной документации и требованиям к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию", и другим нормам и правилам, действующим на территории Российской Федерации.
Проектировщик обязался согласовать самостоятельно (при необходимости совместно с муниципальным заказчиком) разработанную документацию с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, собственниками сетей инженерно-технического обеспечения и иными заинтересованными лицами и организациями (пункт 4.2.12 контракта).
В сроки, установленные пунктом 3.2 контракта, проектировщик передает поэтапно муниципальному заказчику разработанную документацию, включающую в себя результаты инженерных изысканий, проектную документацию и рабочую документацию, положительное заключение государственной экспертизы и иную необходимую документацию в количестве, определяемом заданием на проектирование (приложение N 2), техническим заданием (приложение N 3), сопроводительным письмом и два экземпляра накладной. При отсутствии одного из документов или экземпляра такого документа результат выполненных работ муниципальным заказчиком к рассмотрению не принимается (пункт 5.2.1 контракта).
В пункте 11.5 контракта установлено, что муниципальный заказчик вправе расторгнуть в судебном порядке настоящий контракт в случаях: задержки проектировщиком начала выполнения работ более чем на 10 дней по причинам, не зависящим от заказчика; несоответствия качества и видов выполненных работ требованиям действующих в Российской Федерации правил, норм и инструкций; несоблюдения проектировщиком требований к качеству работ, если исправление соответствующих некачественно выполненных работ влечет задержку выполнения работ более чем на 10 дней; отмены (отзыва) разрешения на выполнение соответствующих работ, других 13 разрешений (запретов) муниципальных (государственных) органов в рамках действующего законодательства, лишающих проектировщика права на выполнение определенных работ; в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения проектировщиком работ по контракту, указанных в разъяснениях, уведомлениях, указаниях заказчика.
Письмом от 19.10.2020 N 589 общество передало учреждению результаты работ по 1-му этапу; письмо получено заказчиком 20.10.2020, о чем имеется соответствующая отметка.
В связи с замечаниями к полученным техническим отчетам учреждение направило обществу письмо, в котором просило их устранить в максимально короткие сроки (письмо 23.10.2020 N 5484/66). Срок устранения нарушений в названном письме не установлен.
27 октября 2020 года проектировщик направил заказчику письмо N 600, в котором указал на необходимость согласования заказчиком программы производства работ и технических заданий на выполнение инженерно-геодезических изысканий.
Письмами от 28.10.2020 N 605 проектировщик направил заказчику расчеты водопотребления и водоотведения, теплопотребления системами ОВ и энергопотребления, ливневых сточных вод по объекту.
Письмом от 28.10.2020 N 606 общество направило расчет ливневых сточных вод по объектам: "Проектирование и строительство ФОК в пос. Знаменский по ул. Первомайская, 39 в г. Краснодаре" и "Проектирование и строительство физкультурно-оздоровительного комплекса по ул. Красная, 7/3, 1-ое отделение учхоза "Кубань" в г. Краснодаре".
Письмом от 17.11.2020 N 637 проектировщик направил заказчику откорректированный результат работ по объекту, за исключением программы работ по инженерным изысканиям, которые учреждение не согласовало.
Общество письмом от 20.11.2020 N 647 приостановило выполнение работ до момента согласования документов.
Ввиду нарушения обществом срока выполнения 1-го этапа работ, учреждение 19.11.2020 приняло решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
25 ноября 2020 года учреждение направило в адрес общества письмо, в котором сообщило об отказе в приемке проектно-сметной документации.
Полагая, что решение об одностороннем отказе от исполнения контракта является неправомерным, общество обратилось в арбитражный суд.
Спорные правоотношения по своей правовой природе подпадают под правовое регулирование общих норм обязательственного права, содержащихся в части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), а также подлежат специальному регулированию нормами главы 37 Гражданского кодекса и положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
Согласно статье 763 Гражданского кодекса подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд. По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
В силу статьи 758 Гражданского кодекса по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат.
В соответствии с пунктом 1 статьи 708 Гражданского кодекса в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков (пункт 2 статьи 715 Гражданского кодекса).
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса предоставленное данным Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено названным Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором. В случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством (часть 8 статьи 95 Закон N 44-ФЗ).
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (часть 9 статьи 95 Закона N 44-ФЗ).
В соответствии с частью 12 статьи 95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю).
Выполнение заказчиком требований данной нормы считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте.
При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Согласно части 13 статьи 95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований возражений.
Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела и имеющиеся доказательства в соответствии со статьей 71 Кодекса в их совокупности и взаимосвязи, установив факт невыполнения обществом работ по 1-му этапу в определенный контрактом срок, что является существенным нарушением условий контракта, суды пришли к выводу о том, что действия учреждения по одностороннему расторжению контракта соответствуют действующему законодательству и условиям контракта.
При этом суды признали, что нарушение проектировщиком срока обусловлено причинами, которые напрямую зависели от общества.
Суды установили, что на момент принятия решения об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта и его расторжения, общество задание по 1-му этапу работ в установленный контрактом срок не выполнило. При этом учреждение информировало общество о выявленных нарушениях, письма общества в адрес заказчика не содержат указания на приостановление работ. Факт нарушения срока выполнения работ также подтверждается решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю N РНП -23-755/2020 по делу N 023/06/95-6287/2020 о проведении внеплановой проверки по рассмотрению факта уклонения участника закупки от исполнения контракта, из которого следует, что общество не выполнило в установленный в контакте срок (20.10.2020) работы по 1-му этапу, результаты работ заказчику в установленный срок не переданы.
Довод заявителя жалобы о наличии обстоятельств, лишивших его возможности исполнить обязательство надлежащим образом полностью в установленные сроки, в том числе по вине заказчика, суды оценили критически и отметили, что общество своевременно не воспользовалось правом, предусмотренным статьей 719 Гражданского кодекса. Решение о приостановлении выполнения работ по контракту принято обществом 20.11.2020, то есть после принятия учреждением решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22.12.2021 по делу N А32-54297/2020.
Довод заявителя о том, что общество направило заказчику документацию с учетом его замечаний, которую заказчик, согласно сведениям службы почтового оператора, отказался принимать 04.12.2020, является несостоятельным, поскольку общество нарушило порядок приемки выполненных работ, установленный контрактом.
Согласно условиям контракта приемка результатов работ осуществляется по месту нахождения муниципального заказчика в присутствии уполномоченных представителей сторон (пункт 5.1 контракта).
Проектировщик передает поэтапно муниципальному заказчику нарочным способом разработанную документацию, ответственное лицо муниципального заказчика по контракту проверяет предоставленную документацию на комплектность (пункты 5.2.1 и 5.2.2).
Доказательства соблюдения обществом порядка приемки работ по контракту в материалах дела отсутствуют.
Иные доводы кассационной жалобы полностью повторяют доводы апелляционной жалобы, были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку судов в оспариваемых судебных актах, в связи с чем признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку по существу направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Кодекса, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и влияли на обоснованность и законность обжалуемых судебных актов либо опровергали выводы судов. Иная оценка заявителем жалобы установленных по делу обстоятельств не свидетельствует о незаконности выводов нижестоящих судов и допущении судебной ошибки.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.04.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2021 по делу N А32-54294/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Л. Коржинек |
Судьи |
А.В. Садовников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 12 статьи 95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю).
...
Согласно части 13 статьи 95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
...
Довод заявителя жалобы о наличии обстоятельств, лишивших его возможности исполнить обязательство надлежащим образом полностью в установленные сроки, в том числе по вине заказчика, суды оценили критически и отметили, что общество своевременно не воспользовалось правом, предусмотренным статьей 719 Гражданского кодекса. Решение о приостановлении выполнения работ по контракту принято обществом 20.11.2020, то есть после принятия учреждением решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22.12.2021 по делу N А32-54297/2020."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11 января 2022 г. N Ф08-13250/21 по делу N А32-54294/2020