г. Краснодар |
|
12 января 2022 г. |
Дело N А53-18658/2021 |
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе судьи Рассказова О.Л., рассмотрев без вызова истца - Министерства здравоохранения Ростовской области (ИНН 6163049814, ОГРН 1026103168904), ответчика - акционерного общества "Новгородфармация" (ИНН 5321132777, ОГРН 1095321001687), кассационную жалобу Министерства здравоохранения Ростовской области на принятые в порядке упрощенного производства решение Арбитражного суда Ростовской области от 09.09.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2021 по делу N А53-18658/2021, установил следующее.
Министерство здравоохранения Ростовской области (далее - министерство) обратилось в суд с иском к акционерному обществу "Новгородфармация" (далее - общество) о взыскании 131 596 рублей 78 копеек неустойки по государственному контракту от 01.10.2019 N 19000943.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам, предусмотренным положениями главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Решением суда от 09.09.2021 (резолютивная часть от 18.08.2021), оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 27.10.2021, в удовлетворении иска отказано. Суды пришли к выводу о наличии правовых оснований для списания начисленной и неуплаченной неустойки согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783 "Об осуществлении заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016 и 2020 годах обязательств, предусмотренных контрактом" (далее - постановление N 783).
В кассационной жалобе министерство просит решение и постановление отменить. по делу - принять новый судебный акт. По мнению заявителя, в связи с изменением дополнительным соглашением условия контракта о цене, положения о списании неустойки, предусмотренные частью 42.1 статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), не применимы к рассматриваемому спору.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В силу части 2 статьи 288.2 Кодекса кассационные жалобы на решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова сторон.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что министерство и общество заключили государственный контракт от 01.10.2019 N 19000943 на поставку товара (лекарственных препаратов).
Цена контракта составила 66 351 323 рубля 92 копейки (пункт 2.2 контракта в редакции дополнительного соглашения).
Согласно пункту 5.1 контракта поставщик обязан осуществить поставку товара в сроки, определенные календарным планом (приложение N 5 к контракту), а именно в течение 5 рабочих дней с даты вступления в силу контракта, то есть не позднее 15.01.2020. Общество поставило товар 29.01.2020.
Министерство направило претензионное письмо с расчетом штрафных санкций, в ответ на которое общество просило списать сумму неустойки, оплату не произвело.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с иском по рассматриваемому делу.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 525 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд. К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки, если иное не предусмотрено правилами названного Кодекса.
Согласно статье 526 Гражданского кодекса по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд поставщик обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.
В порядке статей 309 и 310 Гражданского кодекса обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии со статьями 329, 330 Гражданского кодекса одним из способов обеспечения обязательств является неустойка. Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В силу части 6 статьи 34 Закона N 44-ФЗ в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
В силу части 42.1 статьи 112 Закона N 44-ФЗ начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016 и 2020 годах обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Постановлением N 783 утверждены Правила осуществления заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016 и 2020 годах обязательств, предусмотренных контрактом (далее - Правила). Последние устанавливают порядок и случаи осуществления заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015 и (или) 2016 годах обязательств, предусмотренных контрактом (далее - списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней), в случае завершения в полном объеме в 2015 или 2016 годах исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) всех обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением гарантийных обязательств (пункт 1 постановления N 783).
В соответствии с пунктом 2 указанного постановления списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется по контрактам, обязательства по которым исполнены в полном объеме, за исключением контрактов, по которым: а) в 2015, 2016 и 2020 годах изменены по соглашению сторон условия о сроке исполнения контракта, и (или) цене контракта, и (или) цене единицы товара, работы, услуги, и (или) количестве товаров, объеме работ, услуг, предусмотренных контрактами; б) в 2020 году обязательства не были исполнены в полном объеме в связи с возникновением не зависящих от поставщика (подрядчика, исполнителя) обстоятельств, повлекших невозможность исполнения контракта в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.
В силу подпункта "а" пункта 3 постановления N 783 списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) заказчик осуществляет если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5% цены контракта, заказчик осуществляет списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней).
Подпунктом "а" пункта 5 постановления N 783 установлено, что при наличии документа о подтвержденных сторонами контракта расчетах по начисленной и неуплаченной сумме неустоек (штрафов, пеней) основанием для принятия решения о списании начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней) является в случае, предусмотренном подпунктом "а" пункта 3 данного постановления, -исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (за исключением гарантийных обязательств) по контракту в полном объеме в 2015, 2016 или 2020 году, подтвержденное актом приемки или иным документом.
При рассмотрении иска заказчика о взыскании штрафных санкций по государственному контракту суд вправе самостоятельно устанавливать наличие оснований для применения мер государственной поддержки (определение Верховного Суда Российской Федерации от 24.04.2018 по делу N 305-ЭС17-23242). Данный правовой подход изложен в пункте 40 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017.
При разрешении спора суды первой и апелляционной инстанций указали, что в материалах дела содержатся доказательства исполнения обществом обязательств по контрактам в полном объеме в 2020 году, факт поставки товара с нарушением срока признается поставщиком, а размер предъявленной министерством к взысканию неустойки не превышает 5% от цены контракта. В связи с указанным суды пришли к правомерному выводу о наличии условий и оснований для возникновения права на списание начисленной неустойки в соответствии с требованиями подпункта "а" пункта 3 Правил.
Довод заявителя жалобы о том, что в 2020 году по соглашению сторон условие контракта о цене было изменено, ввиду чего основания для списания неустоек отсутствуют, проверен и мотивированно отклонен апелляционным судом (часть 7 статьи 71, пункт 12 части 2 статьи 271 Кодекса). Последний верно отметил, что изменение дополнительным соглашением от 16.01.2020 N 255 цены контракта в сторону уменьшения имело место в связи с необходимостью исправления технической ошибки с целью соблюдения положений бюджетного законодательства в плане контроля расходования денежных средств, что в силу подпункта "а" пункта 1 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ не является изменением существенных условий договора. Доказательств заключения дополнительного соглашения в связи с существенным изменением обстоятельств в соответствии со статьей 451 Гражданского кодекса, невозможностью исполнения контракта без изменения его условий, обращения исполнителя к заказчику с указанием на невозможность исполнения контракта без изменения его условий в связи с существенным изменением обстоятельств, министерство в материалы дела не представило.
Доводы кассационной жалобы признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебных актов по существу. Следует отметить, что иное толкование министерством положений постановления N 783 влечет нарушение целей, преследуемых при принятии Правил по финансовой поддержке поставщиков (подрядчиков, исполнителей), поскольку, в противном случае, поставщик, соглашаясь оказать по указанию заказчика дополнительные услуги, ставится в неравное положение с теми исполнителями, на которых дополнительные объемы услуг заказчик не возлагал.
Основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства решений и постановлений, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 3 статьи 288.2 Кодекса). Таких оснований суд округа не установил.
Нарушения норм процессуального права, предусмотренные частью 4 статьи 288 Кодекса, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 288.2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 09.09.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2021 по делу N А53-18658/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья |
О.Л. Рассказов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод заявителя жалобы о том, что в 2020 году по соглашению сторон условие контракта о цене было изменено, ввиду чего основания для списания неустоек отсутствуют, проверен и мотивированно отклонен апелляционным судом (часть 7 статьи 71, пункт 12 части 2 статьи 271 Кодекса). Последний верно отметил, что изменение дополнительным соглашением от 16.01.2020 N 255 цены контракта в сторону уменьшения имело место в связи с необходимостью исправления технической ошибки с целью соблюдения положений бюджетного законодательства в плане контроля расходования денежных средств, что в силу подпункта "а" пункта 1 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ не является изменением существенных условий договора. Доказательств заключения дополнительного соглашения в связи с существенным изменением обстоятельств в соответствии со статьей 451 Гражданского кодекса, невозможностью исполнения контракта без изменения его условий, обращения исполнителя к заказчику с указанием на невозможность исполнения контракта без изменения его условий в связи с существенным изменением обстоятельств, министерство в материалы дела не представило.
...
Основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства решений и постановлений, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 3 статьи 288.2 Кодекса). Таких оснований суд округа не установил.
Нарушения норм процессуального права, предусмотренные частью 4 статьи 288 Кодекса, отсутствуют."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12 января 2022 г. N Ф08-14111/21 по делу N А53-18658/2021