г. Краснодар |
|
13 января 2022 г. |
Дело N А32-22792/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 января 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Коржинек Е.Л., судей Аваряскина В.В. и Афониной Е.И., при участии в судебном заседании от заявителя - федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 6165035060, ОГРН 1026103739892) - Крутько Е.В. (доверенность от 02.02.2021), в отсутствие заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, посредством размещения сведений в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.08.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2021 по делу N А32-22792/2021, установил следующее.
ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - учреждение) обратилось в суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление) о признании незаконным отказа в осуществлении кадастрового учета многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Горячий Ключ, х. Молькин, ДОС 7, выраженного в уведомлении от 23.03.2021 N КУВД-001/2020-29814132/7.
Решением суда от 27.08.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 15.10.2021, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе управление просит судебные акты отменить и отказать в удовлетворении требований. Заявитель указывает на то, что спорный объект создан после вступления в силу постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - постановление N 3020-1), в связи с чем в рассматриваемом случае не подлежит применению пункт 5 статьи 70 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ). Вопреки выводам судов инвентарная карточка основных средств N 11501 не была представлена управлению на государственную регистрацию.
В отзыве на жалобу учреждение просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель учреждения высказал свои возражения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителя учреждения, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела и установили суды, 18.12.2020 учреждение обратилось в управление посредством официального портала "Личный кабинет" с заявлением о государственном кадастровом учете многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Горячий Ключ, х. Молькин, ДОС 7.
В управление с заявлением представлены технический план здания, письмо Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 24.02.2015 N 14-02739/15, письмо ФГБУ "ФКП Росреестра" от 06.03.2015 N 10-0571-КЛ, письмо учреждения от 24.03.2020 N 141/3/8-3466 государственному регистратору.
Уведомлением от 23.12.2020 N КУВД-001/2020-29814132/1 управление приостановило государственный кадастровый учет, ввиду несоответствия представленного технического плана требованиям к подготовке технического плана и составу содержащихся в нем сведений, утвержденным приказом Министерства экономического развития России от 18.12.2015 N 953.
03 февраля 2021 года учреждение направило в управление заявление о приобщении дополнительных документов N КУВД-001/2021-3533609 с приложением доработанного технического плана от 20.11.2019 в части указания номера земельного участка в разделе "Схема расположения объекта недвижимости на земельном участке", а также исключения из состава приложения декларации приказа от 14.04.2017 N 1180. Заявитель также представил акт приемки законченного строительства объекта от 30.12.2003 и письмо учреждения в адрес государственного регистратора от 01.02.2021 N 141/3/8-1087 о направлении представленного акта.
23 марта 2021 года управление отказало учреждению в государственном кадастровом учете спорного объекта. Отказ мотивирован несоответствием представленного технического плана требованиям к подготовке технического плана и составу содержащихся в нем сведений, утвержденным приказом Министерства экономического развития России от 18.12.2015 N 953 (далее - требования N 953), отсутствием в перечне переданного в оперативное управление сведений об указанном объекте.
Полагая, что решение управления не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает права и законные интересы Российской Федерации, заявитель обратился в арбитражный суд.
В силу норм части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Законом N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Подпунктом 7 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что одним из документов, необходимым для осуществления кадастрового учета объекта недвижимого имущества, является технический план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.
Требования к подготовке технического плана, в том числе документы, на основании которых технический план может быть подготовлен, установлены статьей 24 Закона N 218-ФЗ.
В части 1 статьи 24 Закона N 218-ФЗ определено, что технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в ЕГРН, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в ЕГРН сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.
Сведения о здании, сооружении или едином недвижимом комплексе, за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке и их площади, площади застройки, указываются в техническом плане на основании представленной заказчиком кадастровых работ проектной документации таких объектов недвижимости. При отсутствии на момент выполнения кадастровых работ возможности визуального осмотра подземных конструктивных элементов здания, сооружения или объекта незавершенного строительства для осуществления измерений, необходимых для определения местоположения соответствующего объекта недвижимости на земельном участке (контура здания, сооружения, объекта незавершенного строительства), допускается использование исполнительной документации, ведение которой предусмотрено частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (часть 8 статьи 24 Закона N 218-ФЗ).
Согласно пункту 2 Требований N 953 к подготовке технического плана, технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в ЕГРН, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в ЕГРН сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.
Пунктом 20 Требований определены документы, на основании которых в техническом плане указываются сведения об объектах недвижимости. При этом в абзаце 18 указанного пункта предусмотрено, что копии соответствующих документов включаются в состав приложения.
Частью 5 статьи 70 Закона N 218-ФЗ предусмотрен упрощенный порядок регистрации прав на объекты, устанавливающей, что документом, являющимся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объекты недвижимости, в том числе земельные участки, относящиеся к имуществу Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, имуществу органов Федеральной службы безопасности, и содержащим описание такого объекта недвижимости, на основании которого сведения об объекте недвижимости указываются в техническом плане или межевом плане, является декларация о таком объекте недвижимости.
В соответствии с частью 5 статьи 70 Закона N 218-ФЗ в срок до 2020 года документом, являющимся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объекты недвижимости, в том числе земельные участки, относящиеся к имуществу Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, имуществу органов федеральной службы безопасности, и содержащим описание такого объекта недвижимости, на основании которого сведения об объекте недвижимости указываются в техническом плане или межевом плане, является декларация о таком объекте недвижимости. Форма данной декларации, требования к ее заполнению, состав включаемых в нее сведений устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.
В соответствии с частью 6 статьи 70 Закона N 218-ФЗ особенности, установленные частью 5 данной статьи, применяются при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объекты недвижимости, созданные до дня вступления в силу постановления N 3020-1.
Исходя из положений названной статьи и ее буквального содержания следует, что данной нормой установлены особенности осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты недвижимости в отдельных случаях, т.е. установлен иной порядок и основания государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, отличные от указанных в статье 69 Закона N 218-ФЗ, регламентирующей процедуру государственной регистрации прав на ранее учтенные объекты недвижимости.
В развитие указанных нормативных положений приказом Минэкономразвития России от 21.03.2016 N 157 утверждена форма указанной декларации, а также требования к ее заполнению.
Согласно пункту 2 названных Требований декларация составляется и заверяется (подписывается) лицом, использующим земельный участок, здание, сооружение, помещение или объект незавершенного строительства, или его представителем для обеспечения в соответствии с Законом N 218-ФЗ осуществления до 2020 года государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права собственности Российской Федерации на относящийся к имуществу Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской организаций земельный участок.
Суды установили, что ФГУ "Краснодарская КЭЧ района" Минобороны России в соответствии с передаточным актом от 01.04.2011, приказом Министра обороны Российской Федерации "О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации" от 17.12.2010 N 1871, распоряжением Минимущества России "О закреплении имущества за Краснодарской КЭЧ района" от 05.02.2004 N 483-р на бюджетный учет учреждения передан многоквартирный жилой дом на 99 квартир по адресу: Краснодарский край, г. Горячий Ключ, х. Молькин, ДОС 7, площадью 4839 кв. м, год ввода в эксплуатацию - 2003.
В пункте 121 передаточного акта от 01.04.2011 спорный жилой дом числится по адресу: Краснодарский край. г. Горячий Ключ, пос. Молькино, в/г N 8, N 12, по г/п N 8.
Поскольку разрешительная документация, подтверждающая строительство и ввод в эксплуатацию спорного объекта недвижимости отсутствует, в отношении объекта на основании декларации об объекте недвижимости по общей форме в соответствии с требованиями N 953, подготовлен технический план жилого дома. Согласно заключению кадастрового инженера, в составе технического плана 20.11.2019, также отражена указанная информация. В ходе проведения кадастровых работ установлено, что в отношении данного объекта недвижимого имущества отсутствуют (не выдавались) или безвозвратно утрачены документы, необходимые для подготовки технического плана с целью постановки на государственный кадастровый учет, согласно действующим нормам, правилам, требованиям (проектная документация, разрешение на ввод в эксплуатацию, технический паспорт, изготовленный до 01.01.2013).
В декларации об объекте недвижимости от 23.08.2019, на основании которой подготовлен технический план в пункте 8 "правоустанавливающие, правоудостоверяющие документы на объект недвижимости" указаны - распоряжение от 05.02.2004 N 483-р о закреплении имущества за ФГУ "Краснодарская КЭЧ района" Минобороны России, передаточный акт от 01.04.2011, по которому ФГУ "Краснодарская КЭЧ района" Минобороны России передает, а учреждение принимает имущество, документацию, а также все права и обязанности и приказ Министра обороны Российской Федерации от 07.12.2010 N 1871 "О реорганизации федеральных, государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации".
Учреждение 03.02.2021 представило в управление доработанный технический план от 20.11.2019 в части указания номера земельного участка в разделе "Схема расположения объекта недвижимости на земельном участке", а также акт приемки законченного строительства объекта от 30.12.2003, согласно которому генеральным подрядчиком войсковой частью 95651 Министерства обороны Российской Федерации по адресу пос. Молькино в/г N 8 "Лесная сказка" подготовлен к приемке жилой дом на пятне 8. Строительство объекта производилось в соответствии с разрешением на выполнение строительно-монтажных работ от 10.03.2004 N 1040304. К-12.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Кодекса, представленные в материалы дела доказательства и руководствуясь положениями Закона N 218-ФЗ, установив, что учреждение предоставило декларацию об объекте недвижимости по форме, утвержденной приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 21.03.2016 N 157 и технический план, а также тот факт, что из содержания технического плана и декларации об объекте недвижимости возможно установить наименование объекта недвижимости, суды пришли к обоснованному выводу о том, что обращение заявителя с целью осуществления государственного кадастрового учета основано на положениях частей 5 и 6 статьи 70 Закона N 218-ФЗ и удовлетворили заявленные требования.
С учетом изложенного, и принимая во внимание то, что осуществление кадастрового учета многоквартирного дома подтверждает лишь существование такого объекта недвижимости и само по себе не свидетельствует о возникновении у лица вещного права на данный объект и земельный участок, на котором находится данный объект, суды обоснованно признали незаконным решение управления и удовлетворили требования заявителя.
Довод управления о том, что спорный объект построен после вступления в силу постановления N 3020-1, в связи с чем не подлежит применению пункт 5 статьи 70 Закона N 218-ФЗ, основан на формальном подходе управления к рассмотрению заявления учреждения, без учета совокупности доказательств, представленных управлению.
Доводы жалобы по существу направлены на переоценку установленных обстоятельств и исследованных доказательств, что применительно к полномочиям суда кассационной инстанции не является основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.08.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2021 по делу N А32-22792/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Л. Коржинек |
Судьи |
В.В. Аваряскин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Кодекса, представленные в материалы дела доказательства и руководствуясь положениями Закона N 218-ФЗ, установив, что учреждение предоставило декларацию об объекте недвижимости по форме, утвержденной приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 21.03.2016 N 157 и технический план, а также тот факт, что из содержания технического плана и декларации об объекте недвижимости возможно установить наименование объекта недвижимости, суды пришли к обоснованному выводу о том, что обращение заявителя с целью осуществления государственного кадастрового учета основано на положениях частей 5 и 6 статьи 70 Закона N 218-ФЗ и удовлетворили заявленные требования.
...
Довод управления о том, что спорный объект построен после вступления в силу постановления N 3020-1, в связи с чем не подлежит применению пункт 5 статьи 70 Закона N 218-ФЗ, основан на формальном подходе управления к рассмотрению заявления учреждения, без учета совокупности доказательств, представленных управлению.
...
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13 января 2022 г. N Ф08-13714/21 по делу N А32-22792/2021