г. Краснодар |
|
18 января 2022 г. |
Дело N А20-3430/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 января 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьева Т.В., судей Воловик Л.Н. и Драбо Т.Н., в отсутствие в судебном заседании заявителя - индивидуального предпринимателя Шанибова Залимхана Алексеевича (ИНН 070503212670, ОГРНИП 312072417400078), заинтересованного лица - Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики (ИНН 0711038428, ОГРН 1040700207756), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 16.06.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2021 по делу N А20-3430/2020, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель (глава КФХ) Шанибов Залимхан Алексеевич (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с иском к Министерству сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики (далее - министерство) о признании незаконным отказа о предоставлении субсидий, изложенный в уведомлении от 23.06.2020 N 21-04-2-07/2505.
Решением суда от 16.06.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 23.09.2021, заявленные требования удовлетворены. Признан недействительным отказ министерства, изложенный в уведомлении об отказе в предоставлении субсидий от 23.06.2020 N 21-04-2-07/2505, как противоречащий Правилам предоставления субсидий на поддержку сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и на стимулирование развития приоритетных подотраслей растениеводства в Кабардино-Балкарской Республике, утвержденным Постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 06.04.2020 N 65-ПП (далее - Правила N 65-ПП).
Министерство обратилось в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 16.06.2021 и постановление апелляционной инстанции от 23.09.2021, принять по делу новый судебный акт. Заявитель жалобы считает, что суды не дали оценки сведениям, изложенным в выписке от 19.05.2020, представленной министерством, а также сведениям, изложенным в ответе на запросы министерства от 05.06.2020 и 13.07.2021, не установлены причины содержания противоречивых сведений в представленном в министерство филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Кабардино-Балкарской Республике информации. Суды оставили без внимания довод министерства, что выписки из ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером 07:06:2700000:92 получены министерством в рамках межведомственного запроса от официальных органов, основания сомневаться в их соответствии действительности отсутствовали. На дату предоставления предпринимателем документов на получение субсидии в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства отсутствовали сведения о включении предпринимателя в указанный реестр.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты надлежит отменить, а дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции на основании следующего.
Как видно из материалов дела, 30.04.2020 предприниматель, руководствуясь Правилами N 65-ПП, обратился в адрес министерства с заявлением на получение субсидии на оказание поддержки сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и на стимулирование развития приоритетных подотраслей растениеводства в Кабардино-Балкарской Республике, с приложением указанных в реестре документов.
Письмом от 23.06.2020 N 21-04-2-07/2505 предпринимателю отказано в выплате испрашиваемой субсидии. Основанием для отказа указано, что часть заявленной к субсидированию посевной площади не зарегистрирована на заявителя; заявитель не включен в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Не согласившись с указанным решением министерства, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются: из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации; из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации (часть 2 статьи 78 Бюджетного кодекса).
Согласно части 1 статьи 132 Бюджетного кодекса под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся, в том числе, физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства.
В силу части 2 статьи 14 Закона N 209-ФЗ при обращении субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки субъекты малого и среднего предпринимательства должны представить документы, подтверждающие их соответствие условиям, предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм).
Частью 2 статьи 16 Закона N 209-ФЗ установлено, что условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм).
В целях реализации государственной политики в области развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в Кабардино-Балкарской Республике, постановлением Правительства КБР от 06.04.2020 N 65-ПП утверждены Правила N 65-ПП.
Судебные инстанции сделали вывод об отсутствии в рассматриваемом случае у министерства правовых оснований для отказа предпринимателю в предоставлении спорной суммы субсидии, поскольку не нашли своего подтверждения обстоятельства, послужившие основанием для отказа в выдаче субсидии: об отсутствии регистрации предпринимателя в качестве субъекта малого и среднего предпринимательства и отсутствии регистрации права на земельный участок с кадастровым номером 07:06:2700000:92.
Одним из оснований для отказа в предоставлении субсидии явилось то, что по полученной министерством выписке из Единого государственного реестра недвижимости отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на земельный участок с кадастровым номером 07:06:2700000:92.
Суды исследовали выписку из ЕГРН от 19.05.2020 (т. 2, л. д. 4 - 5), на основании которой предпринимателю отказано в предоставлении субсидии: выписка представлена на двух листах: на листе 1 указано "Раздел 1 Лист 1", на листе 2 указано "Раздел 3 Лист 2", что послужило основанием для вывода судов о том, что документ представлен не полностью, отсутствуют сведения, отраженные в Разделе 2 "Сведения о зарегистрированных правах".
Приняв во внимание представленные предпринимателем в материалы дела договор от 18.03.2014 N СХ-709 аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 07:06:2700000:92 для использования в сельскохозяйственных целях (т. 1, л. д. 71 - 73, срок аренды - 7 лет, договор зарегистрирован в установленном порядке в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии 15.06.2017), выписку от 15.06.2020 (до даты принятого министерством отказа) из Единого государственного реестра недвижимости на земельный участок с кадастровым номером 07:06:2700000:92 (т. 1, л. д. 78 - 80), выписку от 02.03.2021 из Единого государственного реестра недвижимости на указанный земельный участок (т. 1, л. д. 81 - 84), ответ Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 6 по Кабардино-Балкарской Республики о регистрации Шанибова Залимхана Алексеевича, ИНН 070503212670, в Едином государственном реестре субъектов малого и среднего предпринимательства с 01.08.2016 (т. 1, л. д. 106 - 108), суды сделали вывод, что фактически на момент подачи предпринимателем заявления в министерство имелись сведения о зарегистрированных правах предпринимателя на земельный участок с кадастровым номером 07:06:2700000:92 и регистрации Шанибова З.А. в качестве субъекта малого и среднего предпринимательства, поэтому основания для отказа в предоставлении субсидии отсутствовали.
Наряду с этим судебные инстанции указали, что при обращении в министерство 30.09.2020 с заявлением о предоставлении субсидий от 22.09.2020, предприниматель представил полный пакет документов, предусмотренных Правилами N 65-ПП, не содержащих недостоверных либо неполных сведений для получения субсидии. Однако такие выводы судов сделаны без учета следующего.
Согласно пункту 6.1 Правил N 65-ПП по направлению "поддержка сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства" субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям, включенным в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, отвечающим критериям отнесения к субъектам малого предпринимательства в соответствии с Законом N 209-ФЗ, на возмещение части затрат (без учета затрат, связанных с приобретением минеральных удобрений и семян) на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, а также на повышение плодородия и качества почв - по ставке на 1 гектар посевной площади, занятой зерновыми, зернобобовыми, масличными (за исключением рапса и сои), кормовыми сельскохозяйственными культурами, а также картофелем и овощными культурами открытого грунта.
В соответствии с пунктом 9 Правил N 65-ПП предоставление субсидий получателям осуществляется на основании представления: заявления на участие в отборе и предоставление субсидий по форме согласно приложению N 1 к Правилам N 65-ПП; расчета размера причитающихся средств субсидий по формам согласно приложениям N 2 - 7 к Правилам N 65-ПП; выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, содержащая информацию о праве пользования каждым земельным участком посевных (посадочных) площадей, выданная Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике не ранее 30 календарных дней до даты подачи заявления о предоставлении субсидий (представляется по собственной инициативе), или перечень земельных участков посевных (посадочных) площадей с указанием кадастровых номеров (в произвольной форме); уведомления о наличии расчетного счета с указанием банковских реквизитов заявителя для перечисления субсидий, выданное российской кредитной организацией; информации о доле дохода от реализации произведенной, реализованной и (или) отгруженной на собственную переработку сельскохозяйственной продукции в доходе заявителя от реализации товаров (работ, услуг) за отчетный год по форме согласно приложению N 8 к Правилам N 65-ПП; подписанная заявителем (руководителем) (уполномоченным лицом при представлении документов, подтверждающих полномочия такого лица) справка о том, что на дату направления документов на участие в отборе и предоставление субсидий заявитель - юридическое лицо не находится в процессе реорганизации (за исключением реорганизации в форме присоединения к юридическому лицу, являющемуся участником отбора, другого юридического лица), ликвидации, в отношении него не введена процедура банкротства, деятельность заявителя не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а заявитель - индивидуальный предприниматель не прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя; не является иностранным юридическим лицом, а также российским юридическим лицом, в уставном (складочном) капитале которого доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении таких юридических лиц, в совокупности превышает 50 процентов; не получает средства из республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики на основании иных нормативных правовых актов или муниципальных правовых актов на цели, указанные в пунктах 6, 7 Правил N 65-ПП; подписанное руководителем органа государственной власти (государственного органа) и (или) органа местного самоуправления, осуществляющих функции и полномочия учредителя в отношении бюджетных или автономных учреждений, согласие на участие таких бюджетных или автономных учреждений в отборе, проводимом министерством, не осуществляющим в отношении них функций и полномочий учредителя (в случае предоставления грантов в форме субсидий научным и образовательным организациям); опись представленных документов.
В силу пункта 10 Правил N 65-ПП министерство самостоятельно запрашивает от Управления Федеральной налоговой службы по Кабардино-Балкарской Республике на дату представления документов выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей), Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства и справку об исполнении заявителем обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике (филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии) - выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, содержащую информацию о праве пользования земельными участками в рамках межведомственного информационного взаимодействия в течение 5 рабочих дней со дня поступления документов на рассмотрение.
При этом выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним министерство запрашивает в случае ее непредставления по инициативе заявителя.
Суды оставили без внимания, что согласно описи документов от 30.04.2020 (т. 2, л. д. 6) предприниматель представил в министерство две выписки ЕГРН, по одной на каждый арендованный им земельный участок, в частности по земельному участку с кадастровым номером 07:06:2700000:92 выписку от 18.05.2017 (т. 2, л. д. 37 -38), которая оформлена ранее 30 календарных дней до даты подачи заявления о предоставлении субсидий, что обязало министерство самостоятельно в рамках межведомственного информационного взаимодействия запросить от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, содержащую информацию о праве пользования земельными участками. Полученная от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике выписка также как и выписка, представленная предпринимателем в пакете документов, не содержала раздел 2 и на первой странице имела в графе "Особые отметки" указание: "Сведения, необходимые для заполнения раздела 2 "Сведения о зарегистрированных правах", отсутствуют.".
Сведения, полученные министерством от филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Кабардино-Балкарской Республике от 05.06.2020 (т. 2, л. д. 1 - 3), суды не исследовали.
В материалах имеются несколько экземпляров копии договора от 18.03.2014 N СХ-709 аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 07:06:2700000:92 с приложениями (т. 1, л. д. 33 - 39, 71 - 77, т. 2, л. д. 39 - 45), каждая копия на 7 страницах, включая страницу с отметкой Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Кабардино-Балкарской Республике о регистрации данного договора 15.06.2017, тогда как согласно описи документов от 30.04.2020 (т. 2, л. д. 6) предприниматель представил в министерство договор на 6 страницах. Содержала ли копия договора от 18.03.2014 N СХ-709, которую предприниматель представил вместе с заявлением на предоставление субсидии, отметку о регистрации данного договора, суды не выясняли, однако данный вопрос имеет существенное значение для разрешения дела, поскольку именно от наличия у министерства информации на дату рассмотрения соответствующего заявления предпринимателя зависела правомерность предоставления субсидии или отказа в ее предоставлении.
Основанием для отказа в предоставлении субсидий (пункт 19 Правил N 65-ПП) являются: 1) несоблюдение заявителем условий и требований, установленных Правилами N 65-ПП; 2) непредставление или представление не в полном объеме документов, предусмотренных пунктом 9 Правил N 65-ПП, в установленные сроки; 3) установление недостоверности сведений, изложенных в документах, представленных заявителями; 4) отсутствие лимитов бюджетных обязательств, доведенных Министерству на исполнение соответствующего расходного обязательства республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики.
Суды не исследовали, располагало ли министерство до момента оформления обжалуемого отказа в предоставлении субсидии выпиской от 15.06.2020 (до даты принятого министерством отказа) из Единого государственного реестра недвижимости на земельный участок с кадастровым номером 07:06:2700000:92 (т. 1, л. д. 78 - 80), иными сведениями о регистрации права предпринимателя на данный земельный участок, сведениями из Единого государственного реестра субъектов малого и среднего предпринимательства о регистрации с 01.08.2016 Шанибова Залимхана Алексеевича, ИНН 070503212670, предоставлял ли предприниматель министерству какие-либо документы, из которых министерство могло сделать вывод о противоречии действительности полученных в порядке межведомственного взаимодействия ответов. С учетом изложенного подлежал разрешению вопрос о том, каким образом должно было действовать министерство с учетом пункта 19 Правил N 65-ПП, а также свидетельствует ли получение министерством полярно противоположных сведений позднее, в том числе по запросу арбитражного суда при рассмотрении дела, о нарушении министерством положений Правил N 65-ПП и незаконности отказа в предоставлении субсидии. Между тем именно несоответствие закону или иному нормативному правовому акту является одним из обязательных условий признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, а решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц - незаконными (статья 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Выводы судов о том, что для признания отказа в предоставлении субсидии незаконным достаточно установить недостоверность информации, которой руководствовалось министерство, сделаны без ссылки на норму права. Судебные акты не соответствуют статьям 170, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации: не содержат мотивы, по которым суды не приняли приведенные в обоснование своих возражений доводы министерства о том, что им соблюдены положения Правил N 65-ПП, и оно в отсутствие иной информации обязано руководствоваться теми сведениями, которые поступили ему в рамках межведомственного информационного взаимодействия.
Данные процессуальные нарушения привели к недостаточно полному исследованию доказательств и принятию неправильных и необоснованных судебных актов, что является основанием для их отмены в силу части 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная инстанция не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении либо были отвергнуты судом, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и о том, какая норма материального права должна быть применена (часть 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Таким образом, процессуальный закон, определяя пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не предоставил ему права исследовать и оценивать доказательства, которые ранее не были предметом исследования (оценки).
При таких обстоятельствах дело надлежит направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции, в ходе которого суду следует устранить отмеченные недостатки, в полном объеме исследовать доводы лиц, участвующих в деле, представленные доказательства, дать им надлежащую оценку с учетом норм действующего законодательства, а также разрешить вопрос о распределении судебных расходов.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 16.06.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2021 по делу N А20-3430/2020 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Частью 2 статьи 16 Закона N 209-ФЗ установлено, что условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм).
...
Согласно пункту 6.1 Правил N 65-ПП по направлению "поддержка сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства" субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям, включенным в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, отвечающим критериям отнесения к субъектам малого предпринимательства в соответствии с Законом N 209-ФЗ, на возмещение части затрат (без учета затрат, связанных с приобретением минеральных удобрений и семян) на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, а также на повышение плодородия и качества почв - по ставке на 1 гектар посевной площади, занятой зерновыми, зернобобовыми, масличными (за исключением рапса и сои), кормовыми сельскохозяйственными культурами, а также картофелем и овощными культурами открытого грунта."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18 января 2022 г. N Ф08-13817/21 по делу N А20-3430/2020
Хронология рассмотрения дела:
03.04.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2247/2023
28.12.2022 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3390/2021
26.09.2022 Решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики N А20-3430/20
18.01.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-13817/2021
23.09.2021 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3390/2021
16.06.2021 Решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики N А20-3430/20