г. Краснодар |
|
19 января 2022 г. |
Дело N А53-9627/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 января 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Бабаевой О.В., судей Ташу А.Х. и Трифоновой Л.А., при ведении протокола помощником судьи Шуляк О.С. и участии в судебном заседании, проводимом с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Ростовской области, от истца - муниципального унитарного предприятия "Горводоканал" г. Новочеркасска (ИНН 6150031979, ОГРН 1026102230550) - Шоевой Ж.И.
(доверенность от 11.01.2022), от ответчика - войсковой части 3667 (ИНН 6150022212, ОГРН 1026101412039) - Шиманской А.В. (доверенность от 30.12.2021) и Юркина В.И. (доверенность от 30.12.2021), рассмотрев кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Горводоканал" г. Новочеркасска на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2021 по делу N А53-9627/2021, установил следующее.
МУП "Горводоканал" г. Новочеркасска (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к войсковой части 3667 (далее - войсковая часть) о взыскании 1 854 542 рублей 56 копеек платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в части превышения максимальных допустимых значений показателей и концентраций.
Решением от 13.06.2021 иск удовлетворен. Суд исходил из правомерности применения истцом при расчете платы формулы, предусмотренной пунктом 123 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644).
Постановлением апелляционного суда от 30.09.2021 решение от 13.06.2021 изменено; с войсковой части в пользу предприятия взыскано 7551 рубль 68 копеек платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения; в удовлетворении остальной части иска отказано. Апелляционной суд исходил из среднесуточного объема сброса сточных вод менее 30 куб. м и соответствия войсковой части критериям для применения упрощенной формулы, предусмотренной пунктом 123 (4) Правил N 644.
В кассационной жалобе предприятие просит изменить апелляционное постановление и удовлетворить иск полностью. По мнению заявителя, начисление платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в соответствии с пунктами 120 и 123 является приоритетным над расчетом по формуле, предусмотренной пунктом 123 (4) Правил N 644; приведенный в пункте 123 (4) Правил N 644 расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится в исключительных случаях, обусловленных невозможностью отбора проб в силу отсутствия места отбора, а в данном случае отбор проб сточных вод производился и предприятием установлен сброс абонентом сточных вод с нарушением требований, предусмотренных подпунктом "б" пункта 113 Правил N 644.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба подлежит удовлетворению на основании следующего.
Как установлено судами, 25.02.2020 предприятие (горводоканал) и войсковая часть (абонент) заключили договор холодного водоснабжения и водоотведения N 264. Договор вступает в силу с даты подписания его сторонами и распространяет свое действие на отношения сторон, возникшие с 01.01.2020, и действует до 31.12.2020, а в части взаиморасчетов до полного исполнения сторонами своих обязательств (пункт 64).
Общество в целях контроля качества сточных вод абонента 03.09.2020 в присутствии его представителя произвело отбор проб сточных вод, сбрасываемых в систему канализации, и составило акты N 48 и 49, которые подписаны представителями сторон.
По результатам анализа проб установлено, что качество сточных вод, сбрасываемых учреждением, не удовлетворяет требованиям подпункта "б" пункта 113 Правил N 644 (превышение нормативного показателя по ХПК).
В связи с допущенным ответчиком нарушением требований к составу и свойствам отводимых сточных вод истец в соответствии с пунктом 123 Правил N 644 произвел расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за ноябрь 2020 года, которая составила 1 854 542 рубля 56 копеек.
Предприятие направило войсковой части претензию от 03.02.2021 с требованием внести плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Неисполнение ответчиком требований истца в добровольном порядке послужило основанием для обращения предприятия в арбитражный суд с иском.
Оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Правилами N 644, суды, установив факт сброса ответчиком сточных вод с нарушением требований, предусмотренных подпунктом "б" пункта 113 названных Правил, пришли к выводу о наличии правовых оснований для начисления платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, при этом апелляционный суд произвел перерасчет платы по формуле, предусмотренной пунктом 123 (4) Правил N 644, поскольку установил, что среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с объекта абонента менее 30 куб. м.
Изменяя решение суда первой инстанции, апелляционный суд не учел следующее.
Раздел VII Правил N 644 устанавливает порядок определения размера и порядка компенсации расходов организации водопроводно-канализационного хозяйства при сбросе абонентами сточных вод, оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Правительством Российской Федерации 22.05.2020 издано постановление N 728 "Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление N 728).
Подпунктом "б" пункта 3 изменений, которые внесены в акты Правительства Российской Федерации, утвержденные постановлением N 728, пункт 123 (4) Правил N 644 изложен в новой редакции.
Изменения, внесенные в Правила N 644 постановлением N 728, определяют условия, при которых расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения может проводиться организациями, осуществляющими водоотведение, без проведения контроля состава и свойств сточных вод абонентов.
Расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно: по формулам, предусмотренным пунктами 120 и 123 Правил N 644, на основании декларации, представляемой абонентом, или в случае непредставления декларации, а также в случаях, предусмотренных пунктом 120, абзацем восьмым пункта 123, пунктами 123 (2), 123 (4), 130 - 130 (3) Правил, на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение; по формуле, предусмотренной пунктом 123 (4) Правил, при наличии условий, указанных в данном пункте.
Установив, что объем сбрасываемых сточных вод с объекта ответчика с января по сентябрь 2020 года составлял менее 30 куб. м в сутки (абзац второй пункта 123 (4) Правил N 644), судом апелляционной инстанции не учтено согласование сторонами места отбора проб сточных вод; контроль состава и свойств сточных вод абонента производился истцом 03.09.2020; по результатам данного контроля установлено превышение нормативного показателя по ХПК.
Изложенные обстоятельства с учетом положения абзаца двенадцатого пункта 123 (4) Правил N 644 влекут применение при расчете платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения формулы, предусмотренной пунктом 123 Правил N 644.
Согласно пункту 123 (4) (абзац двенадцатый) Правил N 644 в случае отбора проб сточных вод у абонентов, у которых объем сточных вод в сутки составляет менее 30 куб. м, а также в случае принятия организацией, осуществляющей водоотведение, для осуществления контроля декларации в отношении сточных вод, расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения определяется в соответствии с пунктами 120 и 123 данных Правил, то есть с учетом сведений о составе и свойствах сточных вод.
Таким образом, Правилами N 644 установлен приоритет результатов анализов отобранных проб сточных вод и начисления платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в соответствии с пунктом 123 Правил N 644 над расчетом платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения по формуле, предусмотренной пунктом 123 (4) Правил N 644. Следовательно, приведенный в пункте 123 (4) Правил расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится в исключительных случаях.
Такой подход соответствует позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в решении от 16.12.2020 N АКПИ20-722, апелляционном определении от 16.03.2021 N АПЛ21-41, определении от 16.08.2021 N 309-ЭС21-12988 по делу N А50-27051/2020.
Поскольку суд первой инстанции правильно применил нормы права к установленным по делу обстоятельствам, оценил представленные в материалы дела доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и обоснованно удовлетворил иск предприятия, суд кассационной инстанции в силу пункта 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным отменить апелляционное постановление, как принятое с существенным нарушением норм материального права, с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
В соответствии с частью 5 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением кассационной жалобы, распределяются по правилам, установленным этой статьей.
С учетом результата рассмотрения кассационной жалобы и освобождения войсковой части от уплаты государственной пошлины (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации) государственная пошлина, в уплате которой предприятию предоставлялась отсрочка, взысканию с ответчика не подлежит.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2021 по делу N А53-9627/2021 отменить, решение Арбитражного суда Ростовской области от 13.06.2021 по названному делу оставить в силе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Бабаева |
Судьи |
А.Х. Ташу |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 123 (4) (абзац двенадцатый) Правил N 644 в случае отбора проб сточных вод у абонентов, у которых объем сточных вод в сутки составляет менее 30 куб. м, а также в случае принятия организацией, осуществляющей водоотведение, для осуществления контроля декларации в отношении сточных вод, расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения определяется в соответствии с пунктами 120 и 123 данных Правил, то есть с учетом сведений о составе и свойствах сточных вод.
Таким образом, Правилами N 644 установлен приоритет результатов анализов отобранных проб сточных вод и начисления платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в соответствии с пунктом 123 Правил N 644 над расчетом платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения по формуле, предусмотренной пунктом 123 (4) Правил N 644. Следовательно, приведенный в пункте 123 (4) Правил расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится в исключительных случаях.
Такой подход соответствует позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в решении от 16.12.2020 N АКПИ20-722, апелляционном определении от 16.03.2021 N АПЛ21-41, определении от 16.08.2021 N 309-ЭС21-12988 по делу N А50-27051/2020."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19 января 2022 г. N Ф08-12530/21 по делу N А53-9627/2021