г. Краснодар |
|
19 января 2022 г. |
Дело N А32-6664/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 января 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Садовникова А.В., судей Рассказова О.Л. и Фефеловой И.И., при участии в судебном заседании от заявителя - администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края (ИНН 2310189575, ОГРН 1162310050044) - Перекрестова П.А. (доверенность от 13.01.2022), от заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Краснодарскому краю (ИНН 2310189575, ОГРН 1162310050044) - Миронова С.Г. (доверенность от 23.11.2020), от третьего лица - ликвидатора общества с ограниченной ответственностью "Турбаза "Горный воздух"" Федина Петра Николаевича - Титовой В.Е. (доверенность от 03.08.2021), рассмотрев кассационную жалобу администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2021 по делу N А32-6664/2020, установил следующее.
Администрация муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края (далее - администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Краснодарскому краю (далее - инспекция) о признании незаконным решения от 10.05.2018 N 7518496А о государственной регистрации ликвидации ООО "Турбаза "Горный воздух"" (далее - общество).
Решением суда от 11.06.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 21.08.2020, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа 27.10.2020 решение от 11.06.2020 и постановление от 21.08.2020 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением суда от 05.02.2021 признано незаконным решение инспекции от 10.05.2018 N 7518496А о государственной регистрации ликвидации общества. Суд обязал инспекцию восстановить запись в ЕГРЮЛ об обществе как о действующем юридическом лице (путем аннулирования записи от 10.05.2018 N 6182375008744).
Определением от 01.10.2021 суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен ликвидатор общества Федин П.Н.
Постановлением апелляционного суда от 15.11.2021 решение от 05.02.2021 отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе администрация просит отменить постановление от 15.11.2021 и оставить в силе решение от 05.02.2021. Податель жалобы указывает, что на государственную регистрацию прекращения деятельности общества в связи с его ликвидацией представлен ликвидационный баланс с заведомо недостоверными сведениями. При наличии непогашенных долгов и соответствующих притязаний кредиторов юридическое лицо не может быть ликвидировано кроме как посредством прохождения процедуры несостоятельности (банкротства).
В отзывах на кассационную жалобу инспекция и Федин П.Н. указали на ее несостоятельность, а также законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.
В судебном заседании представители участвующих в деле лиц поддержали соответственно доводы жалобы и отзывов
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела видно и суды установили, что решением Арбитражного суда Краснодарского края от 28.02.2018 по делу N А32-16645/2016 с общества в пользу администрации взыскано 17 547 792 рубля 24 копейки неосновательного обогащения за пользование земельным участком с кадастровым номером 23:49:04020012:134.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 18.12.2018 по делу N А32-48954/2018 с общества в пользу администрации взыскано 837 427 рублей задолженности за пользование земельным участком с кадастровым номером 23:49:0120013:1352 с 28.09.2015 по 01.10.2017 и 159 973 рубля 57 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами.
На основании решения единственного участника общества о ликвидации от 17.11.2017 N 1/2017 общество ликвидировано по решению инспекции от 10.05.2018 N 7518496А.
Полагая, что действиями инспекции нарушены ее права и законные интересы, администрация обратилась в арбитражный суд.
Исходя из положений статей 198 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и учитывая разъяснения Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", для признания незаконным ненормативного акта, действий органа государственной власти необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого акта, действий закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу.
Отношения, возникающие в связи с исключением из ЕГРЮЛ юридического лица, прекратившего свою деятельность, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
Юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами (пункт 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации; далее - Гражданский кодекс).
В силу пункта 4 статьи 62 Гражданского кодекса с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица.
В соответствии с пунктом 1 статьи 63 Гражданского кодекса ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации.
Согласно положениям статей 61 - 64 Гражданского кодекса ликвидация юридического лица по решению учредителей (участников) означает добровольное прекращение деятельности такого юридического лица. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ (пункт 8 статьи 63 Гражданского кодекса, пункт 6 статьи 22 Закона N 129-ФЗ).
Согласно пункту 8 статьи 22 Закона N 129-ФЗ исключение юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.
Заявление о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (часть 4 статьи 198 Кодекса). Пропуск установленного частью 4 статьи 198 Кодекса срока и отсутствие уважительных причин для его восстановления является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
В части 1 статьи 115 Кодекса предусмотрено, что лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных настоящим кодексом или иным федеральным законом, либо арбитражным судом.
Установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными, обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.11.2004 N 367-О указано следующее. Само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту. Вопрос о причинах пропуска срока решается судом в судебном заседании.
Из содержания приведенных норм следует, что моментом, с которого начинается исчисление срока, признается день, когда гражданину, юридическому лицу или организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Суд апелляционной инстанции, установил, что администрация обратилась в суд с заявлением 18.02.2020, то есть по истечении установленного законом срока, который следует исчислять с даты принятия судом апелляционной инстанции постановления от 30.06.2018 по делу N А32-16645/2016 (рассматривался спор по иску администрации к обществу), в котором суд установил, что 10.05.2018 общество ликвидировано и данное обстоятельство подтверждается уведомлением от 11.05.2018 N 453113246 о снятии с учета общества в налоговом органе, а также выпиской из ЕГРЮЛ по состоянию на 11.05.2018.
При этом апелляционный суд по настоящему делу отметил, что какие-либо обстоятельства, препятствовавшие заявителю обратиться в суд в установленный законом срок, отсутствуют.
Истечение срока на обращение с данными требованиями является самостоятельным основанием к отказу в удовлетворении заявления.
Таким образом, с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Кроме того, в случае, если у общества осталось нереализованное имущество, заинтересованные лица вправе в порядке, предусмотренном пунктом 5.2 статьи 64 Гражданского кодекса, обратиться в суд с заявлением о назначении процедуры распределения имущества ликвидированной организации.
Подобный правовой подход соответствует сложившейся судебной практике (определения Верховного Суда Российской Федерации от 25.01.2021 N 308-ЭС20-22204, от 22.01.2020 N 305-ЭС19-26021, от 14.10.2021 N 305-ЭС21-18003).
Приведенные доводы жалобы признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку не влияют на обоснованность и законность обжалуемого судебного акта и не опровергают выводы суда. Суд апелляционной инстанции полно и всесторонне исследовал и оценил представленные доказательства, установил имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применил нормы права.
Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Кодекса, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
Основания для отмены или изменения постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебного акта (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2021 по делу N А32-6664/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Садовников |
Судьи |
О.Л. Рассказов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Истечение срока на обращение с данными требованиями является самостоятельным основанием к отказу в удовлетворении заявления.
Таким образом, с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Кроме того, в случае, если у общества осталось нереализованное имущество, заинтересованные лица вправе в порядке, предусмотренном пунктом 5.2 статьи 64 Гражданского кодекса, обратиться в суд с заявлением о назначении процедуры распределения имущества ликвидированной организации.
Подобный правовой подход соответствует сложившейся судебной практике (определения Верховного Суда Российской Федерации от 25.01.2021 N 308-ЭС20-22204, от 22.01.2020 N 305-ЭС19-26021, от 14.10.2021 N 305-ЭС21-18003).
...
Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Кодекса, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
Основания для отмены или изменения постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебного акта (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19 января 2022 г. N Ф08-8875/20 по делу N А32-6664/2020
Хронология рассмотрения дела:
19.01.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-8875/20
15.11.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-16229/2021
05.02.2021 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-6664/20
27.10.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-8875/20
21.08.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-11128/20
04.06.2020 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-6664/20