г. Краснодар |
|
20 января 2022 г. |
Дело N А32-20931/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 января 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Мещерина А.И., судей Анциферова В.А. и Епифанова В.Е., при участии в судебном заседании от заявителя - департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399) - Шапаренко К.А. (доверенность от 30.12.2021), в отсутствие органа, осуществляющего публичные полномочия - управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (ИНН 2309090540, ОГРН 1042304982510), третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: общества с ограниченной ответственностью "Золотой колос", прокуратуры Кавказского района, администрации Кропоткинского городского поселения Кавказского района, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.08.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2021 по делу N А32-20931/2021, установил следующее.
Департамент имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) обратился в арбитражный суд с заявлением к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление), в котором просил:
- признать незаконными решения управления об отказе в государственной регистрации, приведенные в уведомлениях от 12.02.2021 N КУВД-001/2020-22447557/2, КУВД-001/2020-22446184/2, КУВД-001/2020-22445419/2, КУВД-001/2020-22444639/2, КУВД-001/2020-22444155/2;
- возложить на управление обязанность произвести государственную регистрацию прекращения права аренды ООО "Золотой колос" (далее - общество) на земельные участки с кадастровыми номерами 23:09:0208001:26, 23:09:0201001:70, 23:09:0201001:71, 23:09:0201001:75, 23:09:0201001:77.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество, прокуратура Кавказского района (далее - прокуратура) и администрация Кропоткинского городского поселения Кавказского района.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 18.08.2021, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2021, в удовлетворении заявленных требований отказано. Суды заключили о соответствии оспариваемых департаментом отказов управления положениям Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
В кассационной жалобе департамент, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить решение и апелляционное постановление, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы указывает, что договоры аренды земельных участков, заключенные с обществом, являются недействительными (ничтожными) сделками, что исключает возможность их расторжения. Оспариваемые решения регистрирующего органа нарушают положения гражданского законодательства, а также права департамента, поскольку препятствуют уполномоченному органу распоряжаться спорными земельными участками в связи с наличием в государственном кадастре недвижимости записей об обременении их правом аренды общества.
Прокуратура представила в суд округа отзыв, в котором указала на наличие оснований для отмены решения и апелляционного постановления в связи с нарушением публичной процедуры предоставления в аренду спорных земельных участков.
В судебном заседании представитель департамента поддержал доводы кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя заявителя, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что решение и апелляционное постановление следует оставить без изменения.
Как видно из материалов дела, земельные участки сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 23:09:0208001:26, 23:09:0201001:70, 23:09:0201001:71, 23:09:0201001:75, 23:09:0201001:77 принадлежат на праве собственности субъекту Российской Федерации - Краснодарскому краю (т. 1, л. д. 77 - 115).
Указанные земельные участки предоставлены в аренду на основании договора от 30.10.2008 N 88090000111, заключенного администрацией муниципального образования Кавказский район (арендодатель) и правопредшественником общества (арендатор). Данный договор зарегистрирован в установленном порядке (запись о государственной регистрации права от 30.10.2008 N 23-23-42/036/2008-242; т. 1, л. д. 21 - 27, 52 - 54).
Срок действия договора аренды от 30.10.2008 N 88090000111 установлен до 17.01.2025; договор 25.05.2016 передан департаменту по акту приема-передачи.
Прокуратура вынесла в адрес департамента представление от 25.09.2020 N 7-0-2020, в котором указала на использование спорных участков в отсутствие правоустанавливающих документов (т. 1, л. д. 56 - 63).
Департамент обратился в управление с заявлениями о погашении в государственном реестре недвижимости записей о праве аренды общества на спорные земельные участки.
Уведомлениями N КУВД-001/2020-22447557/1, КУВД-001/2020-22446184/1, КУВД-001/2020-22445419/1, КУВД-001/2020-22444639/1, КУВД-001/2020-22444155/1 управление известило департамент о приостановлении государственной регистрации в связи с необходимостью представления соглашения о расторжении договора аренды либо уведомления о намерении прекращения арендных отношений с соблюдением срока, предусмотренного законодательством.
Поскольку департамент в установленный срок не представил в регистрирующий орган требуемые документы, управление уведомлениями от 12.02.2021 N КУВД-001/2020-22447557/2, КУВД-001/2020-22446184/2, КУВД-001/2020-22445419/2, КУВД-001/2020-22444639/2, КУВД-001/2020-22444155/2 сообщило об отказе в государственной регистрации (т. 1, л. д. 12 - 20).
Департамент, указывая, что названные отказы управления не соответствуют закону, обратился с заявлением в арбитражный суд.
Согласно части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
В силу части 1 статьи 198 Кодекса граждане и юридические лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для удовлетворения такого заявления необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 2 статьи 201 Кодекса).
Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
С 1 января 2017 года отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, а также ведением ЕГРН и предоставлением предусмотренных федеральным законом сведений, содержащихся в ЕГРН, урегулированы Законом N 218-ФЗ.
Согласно части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственной регистрации прав являются документы, предусмотренные федеральным законом, другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости, а также обстоятельства, указанные в федеральном законе.
Частью 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ установлено, что государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных данным Законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении такой регистрации.
В соответствии со статьей 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственной регистрации прав должно быть отказано по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственной регистрации прав, указанные в статье 26 данного Закона.
Возможность обжалования заинтересованным лицом в суд приостановления и (или) отказа в государственной регистрации прав прямо закреплена в части 12 статьи 29 Закона N 218-ФЗ.
По правилам статьи 71 Кодекса арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, несет риск наступления последствий совершения или несовершения им процессуальных действий (статьи 9 и 65 Кодекса).
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что департамент при обращении в управление с заявлениями о погашении в государственном реестре недвижимости записей о праве аренды общества на земельные участки с кадастровыми номерами 23:09:0208001:26, 23:09:0201001:70, 23:09:0201001:71, 23:09:0201001:75, 23:09:0201001:77 доказательства расторжения (прекращения) спорного договора аренды не представил, равно как и сведения, подтверждающие незаконность предоставления указанных участков в аренду. Принимая во внимание данное обстоятельство, суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу об отсутствии условий для признания незаконными оспариваемых решений регистрирующего органа. Департамент не представил в управление документы, являющиеся основанием для государственной регистрации прав на недвижимое имущество, названные в статье 14 Закона N 218-ФЗ.
Доводы жалобы департамента суд округа отклоняет, поскольку у регистрирующего органа отсутствовали предусмотренные законом основания для погашения записей о прекращении права аренды в отношении спорных земельных участков. Суды правильно указали, что в данном случае департамент не лишен возможности в самостоятельном порядке обратиться в арбитражный суд с исковым заявлением к обществу с требованием о применении последствий недействительности (ничтожности) сделки для последующего погашения соответствующих записей в государственном реестре недвижимости, а также возврата участков. Выводы судов соответствуют положениям пункта 3 статьи 166, статьям 167, 168 Гражданского кодекса, а также разъяснениям, приведенным в пунктах 34, 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", пунктах 78 и 82 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
В обжалуемых судебных актах приведены мотивы, по которым суды пришли к таким выводам с указанием на определенные доказательства, исследованные и оцененные в их совокупности по правилам статьи 71 Кодекса. Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Кодекса).
Доводы кассационной жалобы департамента не свидетельствуют о нарушении судами первой и апелляционной инстанций норм материального или процессуального права, а направлены на переоценку исследованных судами обстоятельств дела, представленных доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу положений статьи 286 Кодекса не относится к полномочиям суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 Кодекса, являющихся самостоятельными основаниями для безусловной отмены принятых по делу судебных актов, суд округа не установил.
Департамент освобожден от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.08.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2021 по делу N А32-20931/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Мещерин |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В обжалуемых судебных актах приведены мотивы, по которым суды пришли к таким выводам с указанием на определенные доказательства, исследованные и оцененные в их совокупности по правилам статьи 71 Кодекса. Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Кодекса).
Доводы кассационной жалобы департамента не свидетельствуют о нарушении судами первой и апелляционной инстанций норм материального или процессуального права, а направлены на переоценку исследованных судами обстоятельств дела, представленных доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу положений статьи 286 Кодекса не относится к полномочиям суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 Кодекса, являющихся самостоятельными основаниями для безусловной отмены принятых по делу судебных актов, суд округа не установил."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20 января 2022 г. N Ф08-13474/21 по делу N А32-20931/2021