г. Краснодар |
|
20 января 2022 г. |
Дело N А53-10171/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 января 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьева Т.В., судей Воловик Л.Н. и Драбо Т.Н., при участии в судебном заседании от заявителя - общество с ограниченной ответственностью "Коммунальщик Дона" (ИНН 6166063133, ОГРН 1076166003792) - Беликова С.В. (доверенность от 10.02.2021), в отсутствие заинтересованного лица - Государственной жилищной инспекции Ростовской области (ИНН 6163056346, ОГРН 1036163003029), надлежаще извещенной о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 09.08.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2021 по делу N А53-10171/2021, установил следующее.
ООО "Коммунальщик Дона" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании недействительным и отмене предписания Государственной жилищной инспекции Ростовской области (далее - инспекция) от 18.03.2021 N 437 об устранении нарушений лицензионных требований (уточненные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 09.08.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 21.10.2021, заявленные требования удовлетворены, предписание инспекции от 18.03.2021 N 437 признано недействительным. С инспекции в пользу общества взысканы 3 тыс. рублей расходов по уплате госпошлины.
Судебные акты мотивированы тем, что общество правомерно применяло с 01.12.2020 минимальный размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме N 38 по Можайская в г. Ростове-на-Дону (далее - спорный МКД) в сумме 20 рублей 70 копеек за 1 кв. м, утвержденной постановлением администрации города Ростова-на-Дону от 12.10.2020 N 1054 (далее - постановление N 1054).
Инспекция обратилась в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 09.08.2021 и постановление апелляционной инстанции от 21.10.2021, принять по делу новый судебный акт. Заявитель жалобы считает, что применение размера платы за содержание жилого помещения в сумме 20 рублей 70 копеек для спорного МКД недопустимо ввиду принятия решения общим собранием собственников помещений в спорном МКД от 18.10.2013 об установлении размера платы в сумме 18 рублей 26 копеек за 1 кв. м.
В отзыве на кассационную жалобу общество считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
Представитель общества в судебном заседании просил судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва, выслушав представителя общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, протоколом общего собрания собственников помещений в спорном МКД от 18.10.2013 N 2 собственники приняли решение: "Согласовать на 2014 год тариф на управление, обслуживание и эксплуатацию в сумме 18 рублей 26 копеек за 1 кв. м.".
Общество является управляющей организацией, осуществляющей управление спорным МКД на основании протокола общего собрания собственников помещений в спорном МКД от 20.04.2015 N 1 и лицензии от 30.04.2015 N 262.
Протоколом общего собрания собственников помещений от 20.04.2015 N 1 общество избрано управляющей организацией, утверждена редакция договора управления.
На основании поступившего обращения гр. Овсянниковой Л.П. о применении обществом тарифа за содержание и обслуживание имущества, превышающего установленный общим собранием собственников помещений от 18.10.2013 N 2, инспекция провела проверку общества, в ходе которой выявила нарушение части 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) и пункта 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) в части установления платы за содержание жилого помещения с февраля 2019 года по ноябрь 2020 года в размере 16 рублей 56 копеек за 1 кв. м, с декабря 2020 года по настоящее время в размере 20 рублей 70 копеек за 1 кв. м без решения общего собрания собственников помещений.
Выявленные нарушения послужили основанием для выдачи обществу предписания от 08.03.2021 N 437, которым предписано в срок до 30.04.2021 выполнить перерасчет размера платы за содержание жилых помещений с февраля 2019 года по настоящее время в соответствии с решением общего собрания собственников помещений, исключив стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) твердых коммунальных отходов; произвести размер платы за содержание жилых помещений в соответствии с частью 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктом 31 Правил N 491.
Общество обжаловало предписание в арбитражный суд.
Согласно части 1 статьи 156 Жилищного кодекса плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающим содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Частью 7 статьи 156 Жилищного кодекса предусмотрено, что размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 Жилищного кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 статьи.
Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Пунктом 17 Правил N 491 установлено, что собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
При определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений (пункт 31 Правил N 491).
В соответствии с пунктом 4 статьи 158 Жилищного кодекса, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований) с учетом методических рекомендаций, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Предельные индексы изменения размера платы за содержание жилого помещения в указанных случаях определяются органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований) в соответствии с указанными методическими рекомендациями.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 22.03.2011 N 357-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Дудкина И.Д. на нарушение его конституционных прав частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса", наделение органов местного самоуправления в соответствии с частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса полномочием по установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме не препятствует осуществлению собственниками помещений в многоквартирном доме права по самостоятельному установлению данной платы, так как реализация указанного полномочия органов местного самоуправления обусловлена отсутствием соответствующего волеизъявления собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно части 2 статьи 154 Жилищного кодекса плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, пунктом 4 которых установлено, что обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами. При этом потребителем понимается собственник твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (пункт 2 Правил).
Суды установили, что до 01.01.2019 вывоз ТКО, образующихся в результате жизнедеятельности граждан, осуществляло общество, а с 01.01.2019 все обязательства в сфере обращения с ТКО утратили силу.
15 января 2015 между обществом (заказчик) и ООО "АРС" подрядчик ООО "Чистый город" (исполнитель) заключен договор N 8/15 на оказание услуг по вывозу твердых отходов (далее - договор), при этом стоимость услуг составила 3 рубля 14 копеек в месяц с 1 кв. м.
Согласно постановлению Региональной службы по тарифам Ростовской области от 12.12.2017 N 72/118 (с изменениями от 17.07.2018 N39/1) о внесении изменений в некоторые постановления Региональной службы по тарифам Ростовской области в области обращения с твердыми коммунальными отходами (об увеличении тарифа на захоронение твердых коммунальных отходов), стоимость увеличилась с 01.07.2018 до 643 рубля 35 копеек с НДС за 1 тонну. В связи с чем во всем городе Ростове-на-Дону с 01.07.2018 был установлен размер стоимости услуги по сбору, транспортировке и захоронению ТОПП - 3 рубля 36 копеек с 1 кв. м.
Частью 8.1 статьи 23 Федеральный закон от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления"", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельные законодательные акты (положения законодательных актов) Российской Федерации первоначальном включении в состав платы за коммунальные услуги, оказываемые потребителям коммунальных услуг в многоквартирном доме, платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) твердых коммунальных отходов исключается из платы за содержание жилого помещения начиная с месяца, в котором услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами начинает оказывать региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами. Для такого изменения размера платы за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив в срок не позднее десяти дней до дня начала оказания коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязаны известить собственников помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за содержание жилого помещения и по их требованию представить подтверждающие данный факт документы, в том числе документы, обосновывающие расчет этого размера платы.
В результате чего при исключении из размера платы стоимости за вывоз ТБО, тариф на содержание и ремонт общего имущества МКД уменьшился на величину вывоза мусора.
Таким образом, по смыслу приведенных нормативных положений Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за содержание и ремонт жилых помещений в многоквартирном доме определяется с учетом предложений выбранной в установленном законом порядке управляющей организации на срок не менее чем один год, на общем собрании собственников помещений в таком доме, если в этом доме не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив. Если такое решение собственниками принято не было, то размер платы устанавливается органом местного самоуправления, а в городах федерального значения - органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
Суды установили, что обществу вменено нарушение части 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункта 31 Правил N 491 - применение платы за содержание и ремонт жилых помещений в многоквартирном доме, не утвержденной решением общего собрания собственников помещений в таком доме.
Тариф на управление, обслуживание и эксплуатацию в сумме 18 рублей 26 копеек за 1 кв. м, утвержденный протоколом общего собрания собственников помещений в спорном МКД от 18.10.2013 N 2, согласован на 2014 год.
Протоколом общего собрания собственников помещений от 20.04.2015 N 1 общество избрано управляющей организацией, утверждена редакция договора управления, содержание которого не позволяет распространить действие тарифа, утвержденного протоколом общего собрания собственников помещений в спорном МКД от 18.10.2013 N 2, на новый срок.
Инспекция не представила в материалы дела доказательства принятия общим собранием собственников помещений в спорном многоквартирном доме решений о размере платы обществу по статье "Содержание и ремонт жилого помещения", в том числе на 2019 и 2020 годы.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и текущий ремонт общего имущества, коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, и взносов на капитальный ремонт. Данная обязанность возникает в силу закона независимо от факта пользования общим имуществом.
Федеральный законодатель, закрепляя право органа местного самоуправления определять размер платы за содержание жилого помещения для его собственника, предусмотрел обязательное условие - непринятие собственниками помещений в многоквартирном доме на их общем собрании решений об установлении размера платы за содержание жилого помещения.
Постановлением администрации города Ростова-на-Дону от 12.10.2020 N 1054 признаны утратившими силу ранее вынесенные постановление Мэра города Ростова-на-Дону от 28.11.2008 N 1265 "Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения", постановление администрации города Ростова-на-Дону от 07.08.2014 N 884 "О внесении изменений в постановление Мэра города Ростова-на-Дону от 28.11.2008 N 1265 "Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения", распоряжение Мэра города Ростова-на-Дону от 05.12.2008 N 380 "О составе размера платы за содержание и ремонт жилого помещения" и утвержден новый размер платы за содержание жилого помещения (для спорного дома - 20 рублей 70 копеек за 1 кв. м).
Предложение общества 26.10.2020 собственникам спорного МКД в срок до 30.11.2020 (на следующий год) провести общее собрание с целью утверждения экономически обоснованного размера платы, рассчитанного обществом за услугу "Содержание жилого помещения" в соответствии со степенью благоустройства дома в размере 20 рублей 70 копеек за 1 кв. м (расшифровка экономически обоснованного минимального размера платы вывешена на доске объявлений (в подъездах дома), как и уведомление о проведении собрания), собственники спорного МКД проигнорировали.
Поскольку муниципальный размер платы за содержание и ремонт общего имущества изменился в соответствии с постановлением администрации города Ростова-на-Дону от 12.10.2020 N 1054, суды учли, что в соответствии с частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса общество с 01 декабря 2020 года применяло минимальный, экономически обоснованный, муниципальный размер платы, утвержденный постановлением администрации города Ростова-на-Дону от 12.10.2020 N 1054 в размере 20 рублей 70 копеек за кв. м, что соответствует и условиям договора управления многоквартирным домом. До указанной даты общество уведомило всех собственников спорного МКД в счет-квитанциях об изменении размера платы по статье на "Содержание и ремонт жилого помещения" на основании постановления от 12.10.2020 N 1054.
С учетом того, что собственники не приняли решения о размере платы общества по статье "Содержание и ремонт жилого помещения" на общем собрании собственников, требование инспекции в предписании выполнить перерасчёт размера платы за содержание жилых помещений спорного дома (в том числе с февраля 2019 года в отсутствие сравнительного анализа инспекцией размера платы за содержание жилого помещения, установленного органом местного самоуправления на этот период) в соответствии с решением общего собрания собственников помещений (исключив стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) твердых коммунальных отходов) и произвести размер платы за содержание жилых помещений в соответствии с частью 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктом 31 Правил N 491, суды, исходя из конкретных фактических обстоятельств спора, правомерно признали незаконным оспариваемое предписание инспекции от 18.03.2021 N 437 об устранении нарушений лицензионных требований.
Учитывая установленные по рассматриваемому делу фактические обстоятельства и правильное применение судами норм жилищного законодательства, отсутствие нарушений процессуальных норм, в том числе влекущих согласно части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловную отмену судебных актов, суд кассационной инстанции считает необходимым решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 09.08.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2021 по делу N А53-10171/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"С учетом того, что собственники не приняли решения о размере платы общества по статье "Содержание и ремонт жилого помещения" на общем собрании собственников, требование инспекции в предписании выполнить перерасчёт размера платы за содержание жилых помещений спорного дома (в том числе с февраля 2019 года в отсутствие сравнительного анализа инспекцией размера платы за содержание жилого помещения, установленного органом местного самоуправления на этот период) в соответствии с решением общего собрания собственников помещений (исключив стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) твердых коммунальных отходов) и произвести размер платы за содержание жилых помещений в соответствии с частью 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктом 31 Правил N 491, суды, исходя из конкретных фактических обстоятельств спора, правомерно признали незаконным оспариваемое предписание инспекции от 18.03.2021 N 437 об устранении нарушений лицензионных требований."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20 января 2022 г. N Ф08-13917/21 по делу N А53-10171/2021