г. Краснодар |
|
20 января 2022 г. |
Дело N А22-3068/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 января 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Епифанова В.Е. и Калуцких Р.Г., в отсутствие представителей истца - индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Приходько Анатолия Павловича (ИНН 081406694063, ОГРНИП 304080236600121), ответчика - Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия (ИНН 0814165241, ОГРН 1050866763925), третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Отдела водных ресурсов Западно-Каспийского бассейнового водного управления по Республике Калмыкия, Нижне-Волжского бассейнового водного управления по Республике Калмыкия Федерального агентства водных ресурсов, общества с ограниченной ответственностью "ЮгСтрой-КС", извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Приходько Анатолия Павловича на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 22.06.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2021 по делу N А22-3068/2019, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Приходько Анатолий Павлович (далее - предприниматель, глава хозяйства) обратился в арбитражный суд с иском к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия (далее - министерство) об устранении препятствий в пользовании земельным участком с кадастровым номером 08:02:400201:53 площадью 1225 га категории земель сельскохозяйственного назначения, расположенного примерно в 14 км по направлению на юго-восток от п. Шар-Булг Светловского СМО Ики-Бурульского района, путем его рекультивации.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Отдел водных ресурсов Западно-Каспийского бассейнового водного управления по Республике Калмыкия, Нижне-Волжское бассейновое водное управление по Республике Калмыкия Федерального агентства водных ресурсов, ООО "ЮгСтрой-КС".
Решением от 22.06.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 21.09.2021, в удовлетворении заявленных требований отказано. Суды пришли к выводу о недоказанности наличия противоправных действий министерства в отношении земельного участка (08:02:400201:53), используемого истцом. Заключение эксперта от 29.03.2021 N 026-013-00009 не принято в качестве надлежащего и достоверного доказательства по настоящему делу, поскольку содержащиеся в нем выводы противоречат представленным в дело документальным доказательствам, а также фактическим обстоятельствам дела.
В кассационной жалобе глава хозяйства просит решение от 22.06.2021 и апелляционное постановление от 21.09.2021 отменить, требования истца удовлетворить, указывая, что при передаче права распоряжения и пользования, а также права собственности на земельные участки от Российской Федерации в муниципальную собственность Ики-Бурульского района Республики Калмыкия земельный участок под рекой Восточный Маныч должен быть изъят из оборота. При передаче земельного участка в пожизненное наследуемое владение администрация Ики-Бурульского районного муниципального образования Республики Калмыкия не указывала на какие-либо ограничения использования земельного участка сельскохозяйственного назначения. На земельном участке с кадастровым номером 08:02:400201:53 находится водный объект - озеро Келтрикан, обременение данного земельного участка не устанавливалось. Администрация Ики-Бурульского района Республики Калмыкия не выдавала разрешение на проведение руслорегулирующих работ (разрытие канала), проект руслорегулирующих работ не предусматривал их проведение в данном районе, такие работы проведены незаконно, повлекли причинение ущерба данному земельному участку. Экспертное заключение, не принятое судами, подтверждает, что руслорегулирующие работы выполнены в отсутствие разрешения администрации Ики-Бурульского районного муниципального образования Республики Калмыкия, без проектной документации. Третьи лица, привлеченные к участию в деле, имеющие отношение к водным ресурсам в Республике Калмыкия, не смогли представить карту и указать на ней русло реки Восточный Маныч. Указанные обстоятельства подтверждают, что на спорном земельном участке проведены земляные работы, в результате которых пришла в негодность часть используемой главой хозяйства земли.
В отзыве на кассационную жалобу министерство просит оставить в силе обжалуемые судебные акты как законные и обоснованные, кассационную жалобу - без удовлетворения, считая выводы судебных инстанций соответствующими фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, подчеркнув, что возможной основной причиной влияния на разлив реки Восточный Маныч в верхнем течении является создание подпорного сооружения в среднем ее течении. Мероприятия по расчистке русла реки в 2007 - 2011 гг., в том числе в границах исследуемого земельного участка, проводились в строгом соответствии с проектной документацией, прошедшей государственную экспертизу.
Участвующие в деле лица явку в суд кассационной инстанции не обеспечили, извещены надлежащим образом в соответствии со статьями 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Судебное разбирательство проведено в порядке статьи 284 Кодекса.
Изучив материалы дела, доводы, приведенные в кассационной жалобе и отзыве, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба удовлетворению не подлежит с учетом следующего.
Как видно из материалов дела, предпринимателю на праве пожизненного наследуемого владения принадлежит земельный участок с кадастровым номером 08:02:400201:53 площадью 1225 га, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: в 14 км по направлению на юго-восток от п. Шар-Булг Светловского СМО Ики-Бурульского района, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 28.07.2010 сделана запись N 08-08-05/001/2010-796.
15 декабря 2008 года министерство (заказчик) и ООО "ЮгСтрой-КС" (подрядчик) заключили государственный контракт N 28, по условиям которого подрядчик обязался выполнить руслорегулирующие работы на реке Восточный Маныч в целях защиты от затопления паводковыми водами населенных пунктов и сельхозугодий в Республике Калмыкия в соответствии с видами, объемами работ и материалами, предусмотренными проектно-сметной документацией, и сдать заказчику, а заказчик - принять и оплатить работы (т. 1, л. д. 65 - 73).
Позиция истца сводится к тому, что в результате названных работ нанесен ущерб земельному участку с кадастровым номером 08:02:400201:53; от разлива воды прорытого канала путем залива пастбищной территории (примерно 1/3 часть) стали образовываться засоленные места, изменился травяной покров, который непригоден для выпаса сельскохозяйственных животных; предприниматель не имеет возможности использовать 1/3 часть своего земельного участка, так как доступ к нему прекращен; при строительстве канала из пожизненного наследуемого владения главы хозяйства фактически изъят земельный участок площадью 22 500 кв. м, что послужило основанием обращения предпринимателя в арбитражный суд.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Защита гражданских прав осуществляется способами, закрепленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса).
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно статье 304 Гражданского кодекса собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В силу пункта 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Земельного кодекса в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: 1) воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; 2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; 3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
Лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию (пункт 5 статьи 13 Земельного кодекса).
В силу пункта 2 статьи 62 Земельного кодекса на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (в том числе и к восстановлению плодородия почв).
На основании пункта 3 статьи 76 Земельного кодекса приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
Порядок проведения рекультивации земель регламентирован постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 N 800 "О проведении рекультивации и консервации земель".
В силу части 1 статьи 82 Кодекса для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле.
По ходатайству истца судом первой инстанции назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено ООО "СОЭКС-Калмыкия".
Согласно выводам экспертного заключения от 29.03.2021 N 026-013-00009 на земельном участке, расположенном по адресу: в 14 км по направлению на юго-восток от п. Шар-Булг Светловского СМО Ики-Бурульского района, КФХ "Дружба", произведены руслорегулирующие работы. В большей части территория земельного участке непригодна для выпаса животных - это озеро Кельтрипан и различные образования засоленных мест. Русло во многих местах заилено и зарастает растительностью в виде камышовых зарослей и кустарников. В весенний период вода разливается и заливает пастбищные угодья земельного участка, тем самым наносит ущерб и вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, больше стали появляться засоленные места. Рекультивация земель после окончания руслорегулирующих работ на указанном участке не производилась (т. 2, л. д. 125 - 147).
Оценив данное экспертное заключение, суды признали его ненадлежащим доказательством, не соответствующим требованиям Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", так как выводы эксперта противоречат представленным в материалы дела документам, фактическим обстоятельствам, получены на основании визуального осмотра.
При этом согласно акту от 31.03.2021 обследования русла реки Восточный Маныч, составленному межведомственной комиссией, на территории Ики-Бурульского и Черноземельского районов Республики Калмыкия для определения наиболее проблемных участков, требующих расчистки, разлив, заиление, заболоченность русла реки Восточный Маныч происходит на протяжении всей реки. Основной возможной причиной влияния на разлив реки Восточный Маныч в верхнем течении является создание подпорного сооружения в среднем течении реки.
В соответствии с федеральным отчетом (форма 2.9-гвр) Отдела водных ресурсов Нижне-Волжского бассейнового водного управления Росводресурсов по Республике Калмыкия, водный объект "река Восточный Маныч" с кодом водной классификации 0701000021208200000698 - является собственностью Российской Федерации, изъятия земель из оборота у собственников земель не проводилось. Собственник водного объекта обязан осуществлять меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий. Эти меры осуществляются исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах переданных им полномочий. Приказом Минприроды Российской Федерации от 31.08.2010 N 337 утверждены "Методические указания по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации ее последствий в отношении водных объектов, находящиеся федеральной собственности, полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации". Эти меры включают в себя (пункт 16) увеличение пропускной способности русел рек, их расчистку, спрямление и дноуглубление, а также расчистку водоемов и водотоков; уполаживание берегов; биогенное закрепление берегов; укрепление берегов песчано-гравийной и каменной наброской на наиболее проблемных участках. Указанные мероприятия должны осуществляться в соответствии с утвержденной в установленном порядке проектно-сметной документацией.
Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела, а также имеющиеся доказательства по правилам статьи 71 Кодекса, доводы и возражения участвующих в деле лиц, суды указали, что спорные работы осуществлены в границах водного объекта реки Восточный Маныч, на основании государственного контракта, в строгом соответствии с проектной документацией, прошедшей государственную экспертизу; доказательства осуществления министерством противоправных действий по отношению к используемому главой хозяйства земельному участку материалы дела не содержат, ввиду чего отказали в удовлетворении исковых требований.
Суд кассационной инстанции также считает необходимым указать, что в рамках дела N А22-1325/2019 удовлетворен иск Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ростовской области и Республике Калмыкия к предпринимателю о признании самовольной постройкой плотины в виде насыпи длиной 300 м с установленными для пропуска воды бетонной трубой диаметром 100 см и железной трубой диаметром 80 см, возведенной на реке Восточный Маныч, о понуждении к сносу данного гидросооружения. Суды установили, что в границах принадлежащего истцу на праве пожизненного наследуемого владения земельном участке предприниматель самовольно возвел гидросооружение, перекрыв створ реки Восточный Маныч, по которой в весенний период проходит паводковая вода из Чограйского водохранилища, в результате чего возникла реальная угроза жизни и здоровью граждан, имуществ физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.
Доводы кассационной жалобы признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку были проверены и учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела, не имеют юридического значения для вынесения судебного акта по существу, не влияют на обоснованность и законность обжалуемых судебных актов и не опровергают выводы судов.
Суды полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права. Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 22.06.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2021 по делу N А22-3068/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
В.Е. Епифанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.