г. Краснодар |
|
23 января 2022 г. |
Дело N А32-8446/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 января 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Воловик Л.Н. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Белореченского района - Жилкомсервис" (ИНН 2303022470, ОГРН 1042301304154) - Калюжного В.В. (доверенность от 23.07.2021), от заинтересованного лица - Государственной жилищной инспекции Краснодарского края (ИНН 2308124796, ОГРН 1062308033700) - Зеленской Т.В. (доверенность от 21.10.2021), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Белореченского района - Жилкомсервис" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.06.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2021 по делу N А32-8446/2021, установил следующее.
ООО "Управляющая компания Белореченского района - Жилкомсервис" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Краснодарского края (далее - инспекция) от 04.04.2019 N 000512 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 250 тыс. рублей штрафа.
Решением суда от 08.06.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 12.10.2021 (с учетом исправительного определения от 20.10.2021), в удовлетворении заявления отказано со ссылкой на пропуск установленного частью 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срока на обращение в суд и отсутствием уважительных причин и оснований для его восстановления.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось общество с кассационной жалобой, просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований и прекращении производства по делу. По мнению подателя жалобы, позиция судов по определению даты начала течения срока на обжалование постановления о привлечении к административной ответственности не основана на нормах действующего законодательства. Принятый судами в качестве доказательства отчет об отслеживании почтового отправления с почтовым идентификатором N 35099134274889 не содержит конкретного почтового адреса, а иные документы не подтверждают направление инспекцией оспариваемого постановления по юридическому адресу общества, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ). Общество не получило от инспекции постановление о привлечении к административной ответственности по не зависящим от общества обстоятельствам. Суды не учли, что срок на обжалование постановления административного органа начинает течь только после поступления (возвращения) административному органу постановления.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы кассационной жалобы и отзыва.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании лицензии от 12.05.2015 N 298 общество осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, расположенными по адресам: Краснодарский край, г. Белореченск, ул. Интернациональная, 36, 161, 163; ул. Ленина, 109, 115, 125, 129, 159, Луначарского, 139, 145, 147; Таманской Армии, 110, 116; Щорса, 87; Чапаева, 47, 58; пер. Партизанский, 56/1 (далее - спорные МКД).
На основании распоряжения от 18.02.2019 N 702Л (с которым ознакомлен уполномоченный представитель общества Орехов Г.А.) инспекция провела внеплановую выездную проверку и при визуальном осмотре спорных МКД установила, что в нарушение Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 N 410 (далее - Правила N 410), а также Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), общество не обеспечило исправное состояние лакокрасочного слоя труб газоснабжения; в местах прокладки газопровода через наружные стены не обеспечен монтаж (установка) футляров (гильз); не обеспечено выполнение работ по техническому диагностированию внутридомового газового оборудования; не обеспечено выполнение работ по периодической проверке дымоходов и вентиляционных каналов.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 05.03.2019 N 000517.
Обществу выданы предписания от 05.03.2019 N 000550, 000551, 000552, 000553, 000554, которые в судебном порядке общество не оспорило и письмом от 26.04.2019 уведомило инспекцию об их частичном выполнении.
По факту выявленных внеплановой проверкой нарушений инспекция составила протокол об административном правонарушении от 14.03.2019 N 000931 и вынесла постановление от 04.04.2019 N 000512 о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 250 тыс. рублей штрафа.
В соответствии со статьями 207 и 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество обжаловало постановление инспекции в арбитражный суд.
На основании совокупной оценки представленных в материалы дела доказательств и доводов участвующих в деле лиц, правильного применения статей 207, 208, 113, 114, 115, 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 18.11.2004 N 367-О, содержащихся в пункте 32 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.2013 N 99 "О процессуальных сроках" разъяснений суды сделали обоснованный вывод о пропуске обществом процессуального срока на обращение в суд с заявлением об оспаривании постановления от 04.04.2019 N 000512, и отсутствии уважительных причин и оснований для его восстановления.
Суды установили, что оспариваемое постановление вынесено инспекцией 04.04.2019 и направлено обществу 25.05.2019 по адресу регистрации, указанному в ЕГРЮЛ, который общество также указывает в процессуальных документах. Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором N 35099134274889 оспариваемое постановление общество не получило.
В обоснование ходатайства о восстановлении срока на оспаривание постановления общество ссылается на то, что об оспариваемом постановлении оно узнало 25.02.2021 от судебного пристава, к которому на исполнение поступил соответствующий документ.
Применительно к установленным по делу обстоятельствам и представленным доказательствам, со ссылкой на пункт 3 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 30.3, 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подпункт "в" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", пункт 29.1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", пункт 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица" суды сделали вывод об отсутствии оснований для восстановления пропущенного обществом процессуального срока на оспаривание постановления инспекции от 04.04.2019 N 000512 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суды указали, что согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором N 35099134274889 отправление после неудачных попыток вручения возвращено отправителю по "иным обстоятельствам" 29.07.2019 и 02.09.2019 поступило на временное хранение.
В соответствии с пунктом 32 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2014 N 234 (далее - Правила N 234), почтовые отправления доставляются в соответствии с указанными на них адресами или выдаются в объектах почтовой связи.
В силу пункта 34 Правил N 234 письменная корреспонденция и почтовые переводы при невозможности их вручения (выплаты) адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи места назначения в течение 30 дней, иные почтовые отправления - в течение 15 дней, если более длительный срок хранения не предусмотрен договором об оказании услуг почтовой связи. Почтовые отправления разряда "судебное" и разряда "административное" при невозможности их вручения адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи места назначения в течение 7 дней.
В силу пункта 40 Правил N 234 временное хранение невостребованных почтовых отправлений и невостребованных почтовых переводов осуществляется оператором почтовой связи в течение 6 месяцев. По истечении срока временного хранения невостребованные письменные сообщения подлежат изъятию и уничтожению. Другие вложения невостребованных почтовых отправлений, а также невостребованные почтовые переводы могут быть обращены в собственность оператора почтовой связи в порядке, предусмотренном статьей 226 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Суды установили, что отправление с почтовым идентификатором N 35099134274889 уничтожено 14.05.2020 Почтой России. Порядок обращения с почтовой корреспонденцией Почтой России соблюден.
Доказательства обратного в материалы дела не представлены, действия оператора почтовых отправлений не оспорены.
Суды отметили, что общество не привело обоснованные аргументы и не представило доказательства, позволяющие установить наличие объективных и исключительных обстоятельств, не позволивших ему своевременно с соблюдением всех требований процессуального законодательства реализовать право на судебную защиту и своевременно оспорить в судебном порядке постановление инспекции.
Суды критически оценили доводы общества о том, что в отчете об отслеживании отправления с почтовым идентификатором N 35099134274889 отсутствует указание на конкретный характер отправления, то есть именно оспариваемого постановления, к делу не приложена почтовая квитанция, а также корешок уведомления о вручении, установив, что на стадии вынесения оспариваемого постановления общество получило процессуальные документы по делу об административном правонарушении, то есть было уведомлено о наличии в отношении него административного производства.
Суды отметили, что наличие корешка уведомления, почтовой квитанции, а также само письмо в настоящем случае не существенно, поскольку в материалах дела имеется отчет об отслеживании почтового отправления и его номер, что позволяет установить хронологию движения этой корреспонденции.
Суды обоснованно исходили из того, что направление обществу оспариваемого постановления через полтора месяца после его вынесения в данном случае не влияет на неосведомленность общества о вынесенном в отношении него постановлении о привлечении к административной ответственности, так как материалами дела подтверждено надлежащее уведомление общества как о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, так и о рассмотрении материалов проверки по делу об административном правонарушении по части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то есть было осведомлено об имеющемся в отношении него административном производстве.
Суды обоснованно отклонили довод общества о том, что оно как лицо, привлекаемое к административной ответственности, не должно отслеживать движение административного материала, указав, что наличие административных и судебных производств, а также организация своей хозяйственной деятельности и рисков предпринимательской деятельности находится в пределах контроля каждого юридического лица. Риск негативных последствий, возникающих в ходе осуществления юридическим лицом предпринимательской деятельности, лежит на обществе.
Кроме того, в апелляционной жалобе общество заявило о наличии между инспекцией и обществом установленных почтовых и электронных связей, что свидетельствует о том, что при должной осмотрительности и добросовестности лица как участника предпринимательских и правовых отношений общество могло проявить должную осмотрительность и проверить наличие возбужденных в отношении него производств.
О наличии иных уважительных причин, объективно препятствующих своевременному обращению в суд, общество не сообщило, доказательства их наличия суду не представило.
Кроме того, из представленной обществом в материалы дела копии решения Белореченского районного суда Краснодарского края от 08.08.2019 по делу N 12-93/2019 (которым отменено постановление инспекции от 04.04.2019 N 000513, вынесенное на основании протокола об административном правонарушении от 14.03.2019 N 000930, о привлечении генерального директора общества Белоус И.А. к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) следует, что генеральный директор общества Белоус И.А. привлечена к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 Кодекса по результатам внеплановой выездной проверки общества, состоявшейся на основании распоряжения инспекции от 18.02.2019 N 702Л.
Согласно представленному в материалы дела извещению от 22.03.2019, полученному обществом 25.03.2019, на 04.04.2019 назначено рассмотрение дел об административных правонарушениях по протоколам от 14.03.2019 N 000930 и 000931 (том 1 л. д. 29).
В ходатайстве общества, подписанном генеральным директором Белоус И.А., содержится просьба о переносе назначенных к рассмотрению на 04.04.2019 вопросов об административных правонарушениях общества и его генерального директора, зафиксированных в протоколах об административном правонарушении от 14.03.2019 N 000931 и 000930 (том 1 л. д. 30).
Отказав обществу в удовлетворении ходатайства о восстановлении срока на оспаривание постановления от 04.04.2019 N 000512, суды также исходили из того, что копия постановления от 04.04.2019 N 000513 о привлечении генерального директора общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях получена ею 08.06.2019, что свидетельствует об осведомленности в 2019 году общества (в лице его исполнительного органа) о состоявшемся и в отношении него постановлении о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 Кодекса.
При таких обстоятельствах суды сделали обоснованный вывод о том, что срок оспаривания постановления инспекции от 04.04.2019 N 000512 в данном случае пропущен обществом при отсутствии уважительных причин и основания для его восстановления отсутствуют.
Пропуск предусмотренного частью 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срока является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности.
Установленную по делу совокупность обстоятельств, представленных в материалы дела доказательств и доводов участвующих в деле лиц суды оценили как необходимую и достаточную для вывода о том, что срок на оспаривание постановления инспекции общество пропустило по причине, которую суды мотивированно не признали уважительной.
Таким образом, суды обоснованно отказали обществу в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления от 04.04.2019 N 000512 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 250 тыс. рублей штрафа.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286, 287 Кодекса подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы общества отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.06.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2021 (с учетом исправительного определения от 20.10.2021) по делу N А32-8446/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отказав обществу в удовлетворении ходатайства о восстановлении срока на оспаривание постановления от 04.04.2019 N 000512, суды также исходили из того, что копия постановления от 04.04.2019 N 000513 о привлечении генерального директора общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях получена ею 08.06.2019, что свидетельствует об осведомленности в 2019 году общества (в лице его исполнительного органа) о состоявшемся и в отношении него постановлении о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 Кодекса.
...
Установленную по делу совокупность обстоятельств, представленных в материалы дела доказательств и доводов участвующих в деле лиц суды оценили как необходимую и достаточную для вывода о том, что срок на оспаривание постановления инспекции общество пропустило по причине, которую суды мотивированно не признали уважительной.
Таким образом, суды обоснованно отказали обществу в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления от 04.04.2019 N 000512 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 250 тыс. рублей штрафа."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23 января 2022 г. N Ф08-14354/21 по делу N А32-8446/2021