г. Краснодар |
|
31 января 2022 г. |
Дело N А32-52992/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 января 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Соловьева Е.Г., судей Епифанова В.Е. и Сидоровой И.В., при участии в судебном заседании от истца - Департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399) - Глотовой А.В. (доверенность от 30.12.2021), от ответчика - акционерного общества "База отдыха "Энергетик"" (ИНН 2355016847, ОГРН 1032330762463) - Павловой И.А. (доверенность от 10.01.2022), рассмотрев кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.08.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2021 по делу N А32-52992/2020, установил следующее.
Департамент имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) обратился в арбитражный суд с иском к АО "База отдыха "Энергетик"" (далее - общество) о взыскании 10 793 355 рублей 22 копеек долга по договору от 19.01.2012 N 00000003632 аренды земельного участка с 01.10.2019 по 31.12.2020 и 1 168 817 рублей 52 копеек пеней по состоянию на 15.11.2020.
Требования мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком обязательства по внесению арендной платы за пользование земельным участком, расчет которой произведен на основании Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Краснодарского края, и за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена на территории Краснодарского края, предоставленные в аренду без торгов, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21.03.2016 N 121 (далее - Порядок N 121, постановление N 121).
Решением от 11.08.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 06.10.2021, с общества в пользу департамента взыскано 3 737 508 рублей 77 копеек основного долга и 911 926 рублей 44 копейки неустойки, в остальной части в иске отказано; распределены расходы по уплате государственной пошлины. Суды установили, что ответчик ненадлежащим образом исполнял свои обязательства по внесению арендной платы в спорном периоде. Земельный участок с кадастровым номером 23:33:0204011:11 расположен в границах лечебно-оздоровительных местностей и курортов, входит в состав курорта краевого значения, расположенного в Туапсинском районе, поэтому ограничен в обороте. Произведенный истцом расчет проверен судами и признан методологически неверным в связи с неприменением положений постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2017 N 531 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации"" (далее - постановление N 531, постановление N 582). Суд произвел перерасчет арендной платы исходя из ставки в размере 1% от кадастровой стоимости земельного участка, равной земельному налогу.
В кассационной жалобе департамент просит отменить судебные акты и удовлетворить заявленные требования в полном объеме. По мнению заявителя, положения постановления N 582 применимы при определении размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в федеральной собственности. Однако спорный участок не относится к федеральной собственности. В данном случае при расчете арендной платы необходимо применять положения подпункта 7.1 пункта 7 постановления N 121 и пункта 4 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации (с учетом уровня инфляции). Арендная плата в отношении спорного земельного участка должна рассчитываться исходя из ставки 2% от кадастровой стоимости.
В отзыве на кассационную жалобу общество указало на ее несостоятельность, а также на законность и обоснованность принятых по делу судебных актов.
В судебном заседании представители сторон повторили свои доводы и возражения.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, на основании постановления администрации муниципального образования Туапсинский район (далее - администрация) от 19.01.2012 N 100 администрация (арендодатель) и общество (арендатор) заключили договор от 19.01.2012 N 3300005427 аренды земельного участка с кадастровым номером 23:33:0204011:1 площадью 74 854 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, с. Шепси, ул. Школьная, 3, для эксплуатации базы отдыха "Энергетик".
В соответствии с пунктом 5.2 в случае невнесения арендной платы в установленный договором срок, арендатору начисляется пеня в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки. Наложение пени в связи с нарушением законодательства не освобождает арендатора от устранения нарушений в установленный срок (пункт 5.3).
Договор зарегистрирован в установленном законом порядке.
С 18.02.2013 на земельный участок зарегистрировано право собственности субъекта Российской Федерации - Краснодарского края.
Департамент, ссылаясь на ненадлежащее исполнение обществом обязательства по внесению арендной платы, обратился с иском в арбитражный суд.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) любое использование земли в Российской Федерации осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (платность использования земли). Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса).
В силу абзаца второго пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом.
Постановлением N 582 установлен принцип определения размера арендной платы за публичные земли, согласно которому публичному собственнику необходимо учитывать наличие предусмотренных законодательством Российской Федерации ограничений права на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого зданием, сооружением, собственником этого здания, сооружения, в соответствии с которым размер арендной платы не должен превышать размер земельного налога, установленный в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют.
Названный принцип определения размера арендной платы за публичные земли введен в действие с 12.08.2017 постановлением N 531.
Согласно пункту 30 раздела 8 приказа Минэкономразвития России от 29.12.2017 N 710, изданному во исполнение указаний пункта 4 постановления N 582, в целях применения принципа N 7 рекомендуется исходить из необходимости учета интересов лиц, являющихся собственниками зданий, сооружений, расположенных на земельных участках, отнесенных законодательством Российской Федерации (пункт 5 статьи 27 Земельного кодекса) к землям ограниченным в обороте, предоставление которых в собственность не допускается, при определении арендной платы за такие земельные участки.
В указанном случае при определении размера арендной платы за земельный участок целесообразно основываться на размере земельного налога, исчисляемого в отношении земельного участка, расположенного в том же муниципальном образовании, что и земельный участок, размер арендной платы за который определяется, используемого для сходных целей собственниками расположенных на нем зданий, сооружений и не отнесенного к землям, ограниченным в обороте (с учетом положений пункта 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации). Аналогичные положения содержатся в постановлении N 121.
Суды установили, что спорный земельный участок расположен в границах второй зоны округа санитарной охраны курорта и имеет статус земель, ограниченных в обороте. Общество является собственником объектов недвижимости, расположенных на указанном участке.
Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела и имеющиеся доказательства по правилам статьи 71 Кодекса, доводы и возражения участвующих в деле лиц, установив, что договор аренды заключен с обществом в отношении ограниченного в обороте земельного участка, учитывая закрепленный в постановлении N 582 принцип, согласно которому при определении размера арендной платы за земельный участок, ограниченный в обороте, целесообразно основываться на размере земельного налога, произведя перерасчет названной платы, суды пришли к выводу о наличии правовых оснований для взыскания с ответчика 3 737 508 рублей 77 копеек основного долга и 911 926 рублей 44 копейки неустойки.
Оснований для использования указанной департаментом ставки арендной платы (2%) за использование спорного участка в период взыскания суды не установили.
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2015), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.06.2015 (ответ на вопрос N 7) отмечено, что в силу пункта 1 статьи 39.7 Земельного кодекса принципы определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, должны утверждаться Правительством Российской Федерации.
Таким образом, постановление N 582 в части установления Основных принципов определения арендной платы является общеобязательным при использовании всех земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.
Иные приведенные в кассационной жалобе доводы, касающиеся фактических обстоятельств данного спора и доказательственной базы по делу, не могут являться основанием для отмены судебных актов в суде кассационной инстанции, сводятся к несогласию заявителя с оценкой судами представленных доказательств и сделанными на их основании выводами об обстоятельствах дела. Переоценка доказательств и установленных судами обстоятельств дела в суде кассационной инстанции не допускается.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.08.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2021 по делу N А32-52992/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Г. Соловьев |
Судьи |
В.Е. Епифанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2015), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.06.2015 (ответ на вопрос N 7) отмечено, что в силу пункта 1 статьи 39.7 Земельного кодекса принципы определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, должны утверждаться Правительством Российской Федерации.
Таким образом, постановление N 582 в части установления Основных принципов определения арендной платы является общеобязательным при использовании всех земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.
...
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 31 января 2022 г. N Ф08-12965/21 по делу N А32-52992/2020