Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Стратегические приоритеты государственной программы Липецкой области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Липецкой области"
1.1. Оценка текущего состояния сферы агропромышленного комплекса Липецкой области, тенденции, факторы и проблемные вопросы, определяющие направления развития сферы агропромышленного комплекса Липецкой области
Государственная программа определяет цели, задачи и основные направления развития и регулирования агропромышленного комплекса, финансовое обеспечение и механизмы реализации мероприятий и показателей их результативности. Государственная программа предусматривает комплексное развитие всех отраслей и подотраслей, а также сфер деятельности агропромышленного комплекса.
Агропромышленный комплекс и его базовая отрасль - сельское хозяйство является одной из ведущих системообразующих сфер экономики Липецкой области.
Почти 80 процентов, а это 1917,3 тыс. га территории области занимают земли сельскохозяйственного назначения, из них на 1773,2 тыс. га расположены сельскохозяйственные угодья, из которых 1448,8 тыс. га занято пашней, 20,9 тыс. га многолетними насаждениями, 77 тыс. га сенокосами, 226,3 тыс. га пастбищами.
В собственности граждан находится 683,5 тыс. га, в собственности юридических лиц - 730,4 тыс. га, в государственной и муниципальной собственности - 503,4 тыс. га.
В Липецкой области по виду экономической деятельности "Растениеводство и животноводство, охота и представление соответствующих услуг в этих областях" свою деятельность ведут 230 крупных, средних и малых сельскохозяйственных организаций с общей среднесписочной численностью работающих порядка 26,3 тыс. человек. Кроме того, на территории нашего региона сельскохозяйственную деятельность ведут 1326 индивидуальных предпринимателей, включая глав КФХ и 109 крестьянских (фермерских) хозяйств.
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Липецкой области за январь-декабрь 2022 года, в сельском хозяйстве среднемесячная зарплата по крупным и средним предприятиям и организациям составила 52 790,1 рубля (113,5 процента к январю-декабрю 2021 года).
В структуре валового регионального продукта сельское хозяйство с долей 8,6 процента занимает четвертое место по итогам 2021 года.
По предварительным данным, индекс производства продукции сельского хозяйства (в сопоставимых ценах) в хозяйствах всех категорий в 2022 году составил 114,0 процентов по отношению к уровню 2021 года, по отношению к уровню 2020 года - 101,3 процента.
Основополагающей отраслью сельского хозяйства является растениеводство, на долю которого приходится более 60 процентов производимой сельскохозяйственной продукции.
Растениеводство специализируется на возделывании зерновых и масличных культур, сахарной свеклы, картофеля, плодов, овощей открытого и защищенного грунта.
Базовым условием эффективности растениеводства являются благоприятные природно-климатические условия, наличие черноземных плодородных земель, в том числе позволяющих выйти на развивающийся рынок органической продукции.
В структуре посевных площадей региона наибольшую долю занимает озимая и яровая пшеница (порядка 40 процентов), масличные культуры (порядка 30 процентов), яровой ячмень (13 процентов), сахарная свекла (8 процентов), кормовые культуры (5 процентов) и кукуруза на зерно (4 процента).
По итогам 2022 года индекс производства продукции растениеводства в хозяйствах всех категорий составил 120,6 процента по отношению к уровню 2021 года, по отношению к уровню 2020 года - 103,7 процента.
Несмотря на непростые погодные условия 2022 года хозяйствами всех категорий был собран второй за всю историю существования Липецкой области урожай зерновых и зернобобовых культур (в весе после доработки) - 4,0 млн тонн (134 процента к уровню 2021 года - 3 млн тонн), а также получен наивысший, порядка 815,1 тыс. тонн урожай масличных культур, урожай сахарной свеклы составил 5,3 млн тонн, что на 32 процента превысил уровень 2021 года (4,0 млн тонн). В 2022 году Липецкая область с показателем 183,5 тыс. тонн (на 9,4 процента выше уровня 2021 года) сохранила лидирующую позицию в Российской Федерации по производству овощей в закрытом грунте. Собрав 55 тыс. тонн плодов и ягод в организованном секторе производства (на 28 процентов ниже уровня 2021 года), Липецкая область заняла 7 строчку рейтинга среди регионов России по данному виду продукции.
Ключевыми производственными направлениями животноводства Липецкой области являются свиноводство, птицеводство, мясное и молочное животноводство (производство сырого молока), производство пищевого яйца, племенное животноводство, также активно развиваются рыбоводство, пчеловодство и звероводство.
По итогам 2022 года индекс производства продукции животноводства в хозяйствах всех категорий составил 101,7 процента по отношению к уровню 2021 года, по отношению к уровню 2020 года - 97,6 процента.
За 2022 год хозяйствами всех категорий Липецкой области произведено 376,6 тыс. тонн скота и птицы на убой в живом весе, что составило 104,5 процента к уровню 2021 года, 308,1 тыс. тонн молока (102,4 процента), 861,5 млн штук яиц (106,6 процента).
Племенное животноводство представлено 2 племенными заводами, 4 племенными репродукторами по крупному рогатому скоту молочного направления, племенным репродуктором по разведению кроликов, одним селекционно-генетическим центром по свиноводству, племенным заводом по рыбоводству, двумя станциями искусственного осеменения крупного рогатого скота, региональным информационно-селекционным центром. Племенное животноводство потенциально может стать ключевым драйвером развития отрасли животноводства.
С учетом развитой сырьевой базы, близости широкого потребительского рынка и достаточно развитой логистики в регионах ЦФО широко развивается пищевая промышленность.
В регионе осуществляют свою деятельность 282 предприятия по производству пищевых продуктов, 56 - по производству напитков, 2 - по производству табака. Общая среднесписочная численность работников по крупным и средним предприятиям отрасли составляет порядка 16 тыс. человек.
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников крупных и средних предприятий и организаций за 2022 год составила по производству пищевых продуктов 56 478,2 рубля (119 процентов к январю-декабрю 2021 года), что на 8,3 процента выше средней по области; по производству напитков - 42 969,3 рубля (111,35 процента), по производству табачных изделий - 79 752,6 рубля (121,7 процента).
Ключевыми драйверами роста пищевой промышленности и напитков стали модернизация производства, рост качества и ассортимента продукции. Это сформировало опыт успешной реализации проектов в отрасли с созданием новых продуктов, наращивание объемов производства и увеличение доли на рынках (как внутреннем, так и в экспортном).
Пищевая промышленность Липецкой области по объемам производства продукции с долей в 21,1 процента стабильно занимает 2 место в структуре промышленного производства региона после металлургического производства.
В структуре преобладают сахарная, масложировая, плодоовощная и консервная промышленность, производство продукции переработки овощей и фруктов для детского питания, производство молочной продукции, производство минеральной и питьевой воды, безалкогольных напитков, пива.
На территории региона сконцентрированы предприятия глубокой переработки сельскохозяйственной продукции со значительным охватом производителей сельхозпродукции соседних территорий.
Регион имеет высокий уровень самообеспеченности по основным видам продукции, который в 2022 году составил: по мясу и мясопродуктам - 328,2 процента, по молоку и молочным продуктам - 111,6 процента, по картофелю - 155,1 процента, по овощам и бахчевым культурам - 199 процентов, по зерну - 197,43 процента, по фруктам и ягодам - 103,7 процента.
По итогам 2022 года индекс производства пищевых продуктов составил 96,2 процента, напитков - 91,9 процента, табачных изделий - 87,3 процента к соответствующему периоду 2021 года, по отношению к уровню 2020 года - 95,3 процента, 105,0 процентов, 133,4 процента соответственно.
Одним из основных факторов, ограничивающих развитие отрасли, является достаточно высокая степень износа основных фондов ряда отраслей (в производстве муки - 82,7 процента; мороженого - 83,8 процента; хлеба и мучных кондитерских изделий - 73,5 процента; крахмалов - 71,9 процента).
При этом, при обновлении основных фондов сохраняется высокая доля импортируемого оборудования для производства пищевых продуктов, что связано с низким темпом импортозамещения отечественным технологическим оборудованием.
Экспорт продукции АПК и напитков является важным фактором расширения сбыта продукции. С 2017 года экспорт продукции АПК вырос в 4,2 раза (со 176 млн долл. США в 2017 году до 740,5 млн долл. США в 2022 году). Основные продукты-драйверы: продукция масложировой промышленности (+302 млн долл. США), зерно (+43,8 млн долл. США).
Согласно Стратегии социально-экономического развития Липецкой области на период до 2030 года, утвержденной Законом Липецкой области от 25 октября 2022 года N 207-ОЗ (далее - Стратегия социально-экономического развития Липецкой области на период до 2030 года), основными проблемами развития агропромышленного комплекса на текущем этапе являются:
- технологическая зависимость российского агропромышленного комплекса и зависимость от импортного семенного материала в растениеводстве, племенной продукции (материала) в животноводстве, ветеринарии, кормопроизводстве, хранении и переработке сельскохозяйственной продукции;
диспаритет цен на сельскохозяйственную продукцию;
низкая привлекательность села для работы: низкая оплата труда, отсутствие инфраструктуры, качественного медобслуживания, удаленность школ, отсутствие детских садов, низкое качество образования. Сложность привлечения квалифицированных специалистов;
экологические проблемы, связанные с отходами животноводства, ограничивают потенциальный рост;
недостаточное количество квалифицированных кадров в сельском хозяйстве и пищевой промышленности;
низкий уровень инновационной активности, высокая затратность реализации ИТ-проектов для организаций;
достаточно высокая степень износа основных фондов ряда отраслей.
При этом, Стратегией социально-экономического развития Липецкой области на период до 2030 года определены и ключевые факторы развития агропромышленного комплекса, конкурентными преимуществами которых являются:
благоприятные и стабильные условия ведения сельского хозяйства (природные условия, стабильная урожайность, оптимальное распределение сельхозугодий, обеспеченность зернохранилищами);
лидерство во внедрении технологий: производство овощей закрытого грунта, производство сахара (полный цикл), производство растительных масел (полный цикл);
значительный внутренний рынок сбыта (потребители и перерабатывающие мощности в радиусе 1000 км), растущий экспорт;
наличие технологий племенного животноводства (КРС, кролики, свиноводство и др.), динамичный рост реализации племенной продукции;
успешный опыт реализации проектов АПК, в том числе полного цикла, с потенциалом увеличения производства и роста на экспортных рынках (модернизация производства, рост качества и ассортимента продукции на основе высоких международных стандартов безопасности и конкурентоспособности, наличие успешных потребительских брендов);
эффективная ОЭЗ ППТ "Липецк" с потенциалом роста, действующие крупные кластеры с выстроенной системой подготовки кадров (производство и переработка зерна и технических культур, сахарной свеклы, картофеля, овощей, молока);
активное развитие сельской кооперации по закупке, переработке и сбыту у населения и представителей КФХ сельхозпродукции способствует ежегодному наращиванию производства;
устойчивое развитие сельской кредитной кооперации, механизм которой направлен на финансовую поддержку личных подсобных и крестьянско-фермерских хозяйств;
наличие государственных и региональных программ по развитию сельских территорий, является существенной поддержкой малых форм хозяйствования в формировании социально-бытовых условий, инженерных сетей и коммуникаций;
рост в регионе числа сельскохозяйственных потребительских кооперативов способствует эффективно действующая трехуровневая система управления развитием кооперации "область - район - поселение" и активная работа институтов развития кооперации;
внедрение на предприятиях Липецкой области цифровизации и автоматизации бизнес-процессов (внедрение маркировки пищевой продукции средствами идентификации): создание единого информационного пространства, введение цифровизации сельского хозяйства Липецкой области: осуществление государственных услуг в электронном виде, мониторинг земель сельскохозяйственного назначения современными цифровыми методами, оцифровка полей, внедрение системы точного земледелия и оснащение сельскохозяйственной техники спутниковыми системами навигации.
1.2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере развития агропромышленного комплекса, сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами, определенными в стратегии социально-экономического развития области, иных документах стратегического планирования области в сфере агропромышленного комплекса
Приоритеты государственной политики развития агропромышленного комплекса определены следующими стратегическими документами Российской Федерации и Липецкой области:
Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2016 года N 350 "О мерах по реализации государственной научно-технической политики в интересах развития сельского хозяйства";
Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 21 января 2020 года N 20;
Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства";
Федеральным законом от 25 июля 2011 года N 260-ФЗ "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства";
Стратегией пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 года N 207-р;
Стратегией социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.10.2021 N 3052-р;
Стратегией развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2022 года N 2567-р;
Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года N 717;
Федеральной научно-технической программой развития сельского хозяйства на 2017 - 2030 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2017 года N 996;
Государственной программой эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 14 мая 2021 года N 731;
Федеральным проектом "Экспорт продукции АПК" национального проекта "Международная кооперация и экспорт";
Стратегией социально-экономического развития Липецкой области на период до 2030 года.
Реализация Государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Липецкой области" (далее - Государственная программа) оказывает влияние на достижение национальной цели развития Российской Федерации "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство", определенной Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", в том числе на следующие целевые показатели, характеризующие достижение национальных целей:
обеспечение темпа роста валового внутреннего продукта страны выше среднемирового при сохранении макроэкономической стабильности. Достижение указанного целевого показателя будет обеспечиваться в рамках региональных проектов "Развитие отраслей и техническая модернизация агропромышленного комплекса", "Стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе", "Развитие сельского туризма", "Развитие отраслей овощеводства и картофелеводства" и "Вовлечение в оборот и комплексная мелиорация земель сельскохозяйственного назначения";
обеспечение темпа устойчивого роста доходов населения и уровня пенсионного обеспечения не ниже уровня инфляции. Достижение указанного целевого показателя будет обеспечиваться в рамках региональных проектов "Развитие отраслей и техническая модернизация агропромышленного комплекса" и "Развитие отраслей овощеводства и картофелеводства", "Стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе","Развитие сельского туризма", "Развитие отраслей овощеводства и картофелеводства" и "Вовлечение в оборот и комплексная мелиорация земель сельскохозяйственного назначения", а также комплексов процессных мероприятий "Обеспечение деятельности управления сельского хозяйства Липецкой области и подведомственного учреждения", "Организация и проведение мероприятий, направленных на популяризацию и поощрение достижений в сфере агропромышленного комплекса", "Обеспечение эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия на территории Липецкой области", "Обеспечение деятельности управления ветеринарии Липецкой области";
реальный рост инвестиций в основной капитал не менее 70 процентов по сравнению с показателем 2020 года. Достижение указанного целевого показателя будет обеспечиваться в рамках региональных проектов "Стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе" и "Развитие отраслей овощеводства и картофелеводства";
реальный рост экспорта несырьевых неэнергетических товаров не менее 70 процентов по сравнению с показателем 2020 года. Достижение указанного целевого показателя будет обеспечиваться в рамках региональных проектов "Экспорт продукции агропромышленного комплекса" и "Вовлечение в оборот и комплексная мелиорация земель сельскохозяйственного назначения";
увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых, до 25 млн человек. Достижение указанного целевого показателя будет обеспечиваться в рамках регионального проекта "Вовлечение в оборот и комплексная мелиорация земель сельскохозяйственного назначения".
Основным инструментом Государственной программы, влияющим на достижение данной национальной цели, является предоставление субсидий из регионального бюджета на:
развитие садоводства;
развитие овощеводства и картофелеводства;
развитие элитного семеноводства;
развитие племенного животноводства;
развитие молочного скотоводства;
развитие мясного скотоводства;
развитие рыбоводства;
развитие переработки молока сырого крупного рогатого скота, козьего и овечьего на пищевую продукцию;
развитие агротуризма;
развитие малых форм хозяйствования;
развитие сельскохозяйственного страхования;
создание и (или) модернизацию объектов агропромышленного комплекса;
проведение культуртехнических мероприятий;
проведение известкования кислых почв, агролесомелиоративных и фитомелиоративных мероприятий;
проведение гидромелиоративных мероприятий на землях сельскохозяйственного назначения;
подготовку проектов межевания земельных участков и на проведение кадастровых работ;
проведение прочих мероприятий, предусматривающих развитие отдельных отраслей агропромышленного комплекса Липецкой области.
На достижение вышеуказанных национальных целей направлена и Стратегия социально-экономического развития Липецкой области на период до 2030 года, в рамках которой определены следующие цели, предусматривающие развитие агропромышленного комплекса Липецкой области:
Липецкая область - 2030 - регион приоритетного развития глобально конкурентоспособной промышленности, технологий и экологичного сельского хозяйства, обеспечивший условия достойного, эффективного труда и успешного предпринимательства;
Липецкая область - регион успешного предпринимательства, обеспечивающий занятость населения и условия для достойного и эффективного труда;
Липецкая область - регион с благоприятными условиями развития бизнеса, в приоритетных направлениях рождаются национальные чемпионы;
Липецкая область - один из регионов-лидеров развития умного и экологичного АПК, обеспечивающего продовольственную безопасность страны, трансформирующегося от сырьевого производства к производству и выводу на российский и глобальные рынки уникальной, безопасной продукции;
Липецкая область - регион эффективного, рационального и диверсифицированного сельскохозяйственного производства, основанного на принципах устойчивого развития и использования инновационных технологий;
Липецкая область - производитель и экспортер конкурентоспособных, брендированных, экологически чистых, высококачественных продуктов питания и продуктов переработки сельскохозяйственной продукции;
рынок труда Липецкой области - сбалансированный, обеспечивающий потребности экономики в высококвалифицированных кадрах, предоставляющий населению возможности для профессионального развития и трудовой мобильности;
Липецкая область - регион с высоким уровнем инвестиционной привлекательности и развития инноваций;
Липецкая область - регион со сбалансированным диверсифицированным экспортом с преобладающей долей экспорта продукции металлургического комплекса среднего и верхнего переделов, продукции машиностроения и агропромышленного комплекса.
Основными задачами Государственной программы и ее структурных элементов, определенными в соответствии с национальными целями развития Российской Федерации, определенными Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", являются:
увеличение объемов производства продукции по растениеводству, животноводству и по пищевым продуктам;
создание условий для привлечения кредитных ресурсов в агропромышленном комплексе;
обеспечение обновления тракторов, зерноуборочных комбайнов, кормоуборочных комбайнов в сельскохозяйственных организациях;
создание к 2024 году сквозной системы финансовой и нефинансовой поддержки на всех этапах жизненного цикла проекта по экспорту продукции агропромышленного комплекса;
увеличение численности работников в субъектах малого и среднего предпринимательства, получивших грантовую поддержку.
1.3. Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации
Государственная программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года N 717 и Государственной программой эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 14 мая 2021 года N 731.
Ключевыми ориентирами развития в рамках вышеуказанных Государственных программ Российской Федерации, а значит и Государственной программы, являются:
обеспечение продовольственной безопасности Липецкой области в соответствии с Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 21 января 2020 года N 20 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации";
обеспечение населения качественной и безопасной пищевой продукцией;
наращивание экспорта продукции агропромышленного комплекса;
развитие растениеводства и животноводства, в том числе с внедрением инновационных технологий;
развитие пищевой и перерабатывающей промышленности, в том числе с внедрением инноваций;
развитие субъектов малого предпринимательства в агропромышленном комплексе;
цифровизация отраслей и подотраслей агропромышленного комплекса;
селекция и генетика;
внедрение новых видов сервисов, услуг и решений, позволяющих оптимизировать производственные и логистические процессы;
восстановление и повышение плодородия земель сельскохозяйственного назначения, предотвращение сокращения площадей земель сельскохозяйственного назначения, рациональное использование таких земель, защита и сохранение сельскохозяйственных угодий от водной и ветровой эрозии и опустынивания;
расширение посевов сельскохозяйственных культур за счет неиспользуемых пахотных земель;
развитие землеустройства, в том числе создание информационной системы о землях сельскохозяйственного назначения;
развитие мелиоративного комплекса.
Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года N 717, и Государственной программой эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 14 мая 2021 года N 731, прогнозируется достижение следующих целей:
достижение значения индекса производства продукции сельского хозяйства (в сопоставимых ценах) в 2030 году в объеме 114,6 процента по отношению к уровню 2020 года;
достижение значения индекса производства пищевых продуктов (в сопоставимых ценах) в 2030 году в объеме 114,7 процента по отношению к уровню 2020 года;
достижение уровня среднемесячной начисленной заработной платы работников сельского хозяйства (без субъектов малого предпринимательства) в 2030 году в размере 60 857,0 рублей;
достижение объема экспорта продукции агропромышленного комплекса (в сопоставимых ценах) в размере 47,1 млрд долларов США к концу 2030 года;
сохранение сельскохозяйственных угодий и химическая мелиорация почв на пашне к концу 2030 года на площади не менее 2 895,2 тыс. га;
обеспечение водного режима гидромелиоративных систем к концу 2030 года на площади 1 353,5 тыс. га;
предотвращение выбытия и сохранение мелиорированных земель в сельскохозяйственном обороте к концу 2030 года на площади не менее 3688,6 тыс. га;
получение достоверных и актуальных сведений о количественных характеристиках и границах земель сельскохозяйственного назначения в отношении 100% земель сельскохозяйственного назначения, включая количественные и качественные характеристики сельскохозяйственных угодий, вовлекаемых в оборот, к концу 2025 года;
вовлечение в оборот земель сельскохозяйственного назначения площадью не менее 13234,8 тыс. га к концу 2030 года.
К концу реализации Государственной программы прогнозируется достижение следующих целей:
достижение значения индекса производства продукции сельского хозяйства (в сопоставимых ценах) в 2030 году в объеме 115,9 процента по отношению к уровню 2020 года;
достижение значения индекса производства пищевых продуктов (в сопоставимых ценах) в 2030 году в объеме 129,8 процента по отношению к уровню 2020 года;
достижение уровня среднемесячной начисленной заработной платы работников сельского хозяйства (без субъектов малого предпринимательства) в 2030 году в размере 72 247,0 рублей;
достижение объема экспорта продукции агропромышленного комплекса (в сопоставимых ценах) в размере 0,7 млрд долларов США к концу 2030 года;
сохранение сельскохозяйственных угодий и химическая мелиорация почв на пашне к концу 2030 года на площади не менее 203,4 тыс. га;
вовлечение в оборот земель сельскохозяйственного назначения площадью не менее 1,373 тыс. га к концу 2030 года;
обеспечение водного режима гидромелиоративных систем к концу 2030 года на площади 1,642 тыс. га.
1.4. Задачи государственного управления в сфере агропромышленного комплекса, способы их эффективного решения
Стратегией развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года и Стратегией социально-экономического развития Липецкой области на период до 2030 года определены основные приоритеты государственной политики в сфере развития агропромышленного комплекса, которые также являются приоритетами реализации Государственной программы.
Наиболее важными задачами в сфере реализации Государственной программы, решение которых в первую очередь позволит обеспечить достижение ее целей, являются развитие отраслей агропромышленного комплекса с учетом технической и технологической модернизации, а также стимулирование инвестиционной активности в агропромышленном комплексе.
Для этого Стратегией социально-экономического развития Липецкой области на период до 2030 года предусмотрено решение ряда задач:
создание агротехнологического хаба: расширение мощностей по производству продукции АПК и продукции смежных отраслей, развитие транспортно-логистической инфраструктуры;
создание транспортно-логистической инфраструктуры и сервисов для агропромышленных предприятий Липецкой области. Оказание содействия сельхозтоваропроизводителям по созданию и увеличению мощностей хранения плодоовощной продукции;
создание кластера глубокой переработки масличных культур;
увеличение объемов круглогодичного производства продукции растениеводства в закрытом грунте. Содействие развитию садоводства;
повышение инвестиционной привлекательности пищевой промышленности;
создание или использование имеющейся инфраструктуры для реализации инвестиционных проектов в сфере АПК и развития села;
расширение производства продукции АПК, вывозимой за пределы Липецкой области и на экспорт: расширение ассортимента продукции, внедрение международных экологических стандартов, внедрение инноваций. Расширение экспортной инфраструктуры.
В целях обеспечения стабильного роста производства сельскохозяйственной продукции, научно-технологического обеспечения развития сельского хозяйства и снижения технологических рисков в продовольственной сфере необходимо также продолжить реализацию Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017 - 2030 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2017 года N 996. Реализация указанной Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017 - 2030 годы и достижение ее целей в ближайшей перспективе позволит не только снять технологическую зависимость и зависимость от импортного семенного материала в растениеводстве, племенной продукции (материала) в животноводстве, ветеринарии, кормопроизводстве, хранении и переработке сельхозпродукции, но и обеспечить наличие на российском рынке высококачественной и конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции отечественного производства.
Немаловажными задачами государственного управления в сфере реализации Государственной программы являются развитие сельскохозяйственной кооперации и создание новых субъектов малого агробизнеса и осуществления ими дополнительных видов деятельности в целях увеличения их доходности, в том числе в сфере сельского туризма.
В рамках Государственной программы также решаются задачи, связанные с созданием новой товарной массы продукции агропромышленного комплекса и экспортно-ориентированной товаропроводящей инфраструктуры, устранением торговых барьеров (тарифных и нетарифных), созданием системы продвижения агропромышленного комплекса на внешние рынки, достижением необходимого уровня самообеспечения по основным видам сельскохозяйственной продукции и продовольствия. Для этого в ближайшие годы необходимо значительно увеличить перерабатывающие мощности, создать новые товарные направления и группы, реализовать мероприятия по обеспечению поддержки продвижения экспорта сырья и продукции агропромышленного комплекса.
Для решения отдельных задач Государственной программы планируется вовлечение всех муниципальных образований. Разделом XIV Государственной программы установлен Порядок предоставления и распределения субсидий местным бюджетам на реализацию муниципальных программ, направленных на подготовку проектов межевания земельных участков и на проведение кадастровых работ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.