г. Краснодар |
|
09 февраля 2022 г. |
Дело N А53-14918/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 февраля 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Драбо Т.Н. и Прокофьевой Т.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Черновым А.В., при участии в судебном заседании, проводимом с применением системы видеоконференц-связи с Арбитражным судом Ростоской области (судья Лебедева Ю.В., секретарь судебного заседания Олейникова А.П.) от заинтересованного лица - Министерства финансов Ростовской области (ИНН 6163030330, ОГРН 1026103168134) - Дудко Г.В. (доверенность от 10.01.2022), в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Автотранс" (ИНН 6143050762, ОГРН 1026101939291), третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Администрации г. Волгодонска (ИНН 6143032957, ОГРН 1026101938741), муниципального казенного учреждения "Департамент строительства и городского хозяйства" (ИНН 6143068583, ОГРН 1086143000965), Министерства труда и социального развития Ростовской области (ИНН 6163022298, ОГРН 1026103171104), Департамента труда и социального развития Администрации г. Волгодонска (ИНН 6143049446, ОГРН 1026101942151), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Министерства финансов Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 06.09.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2021 по делу N А53-14918/2021, установил следующее.
ООО "Автотранс" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Министерству финансов Ростовской области (далее - министерство) о взыскании убытков в виде неполученной платы за предоставленный проезд в городском пассажирском транспорте общего пользования льготным пассажирам, включенным в федеральный регистр, в размере 4 381 728 рублей 90 копеек.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация г. Волгодонска, МКУ "Департамент строительства и городского хозяйства", Министерство труда и социального развития Ростовской области, Департамент труда и социального развития Администрации г. Волгодонска (далее - департамент).
Решением от 06.09.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 09.11.2021, суд удовлетворил заявленное обществом требование. Судебные акты мотивированы тем, что общество доказало причинение ему убытков в связи с оказанием услуг по перевозке льготных категорий граждан, включенных в федеральный регистр, а также документально подтвердило размер убытков.
В кассационной жалобе министерство просит отменить указанные судебные акты, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленного требования. Податель кассационной жалобы полагает, что общество не представило достоверные сведения о фактическом количестве перевезенных льготных пассажиров в спорном периоде. В спорном периоде расходы возмещены обществу в полном объеме. Право на льготный проезд федеральных льготников возникает не в силу закона, а в силу договорных отношений, которые направлены на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта льготным категориям граждан. Финансирование перевозок льготных пассажиров федерального регистра на городском пассажирском транспорте не относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации. Источником финансирования затрат по проезду федеральных льготников является не бюджет Ростовской области, а сами льготники, которые получают из федерального бюджета ежемесячные денежные выплаты на эти цели. Общество пропустило срок для обращения в арбитражный суд с заявлением о взыскании спорной суммы убытков.
В отзыве на кассационную жалобу Администрация г. Волгодонска просит по результатам рассмотрения кассационной жалобы министерства принять законный судебный акт.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителя министерства, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит, по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, общество осуществляет деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом в г. Волгодонске Ростовской области, по тарифам, установленным органами местного самоуправления.
Согласно договору на осуществление пассажирских перевозок автобусами на маршрутах г. Волгодонска от 26.09.2011 N 3, заключенному МКУ "Департамент строительства и городского хозяйства" (заказчик) и ООО "Автотранс" (перевозчик), общество приняло на себя обязательства по выполнению перевозок пассажиров автобусами по маршрутам 4, 12, 22, 29, 51, 53К регулярных перевозок г. Волгодонск.
Наряду с перевозкой пассажиров, осуществляющих полную плату за проезд по тарифам, установленным Администрацией г. Волгодонска в общественном городском транспорте, общество оказывало услуги по перевозке отдельным категориям граждан, имеющих право на бесплатный или частично оплачиваемый проезд в общественном городском транспорте в соответствии с действующим законодательством Ростовской области.
Согласно пункту 2.4.14 договора от 26.09.2011 N 3, общество обязано осуществлять перевозку пассажиров, имеющих право на льготы и преимущества по провозной плате, установленные действующим законодательством Российской Федерации. В соответствии с пунктом 7.1 договора от 26.09.2011 N 3 он вступает в силу с 03.10.2011 и действует до дня окончания следующего конкурса на право заключения договора на осуществление пассажирских перевозок автобусами на маршрутах в г. Волгодонск.
В целях обеспечения граждан, включенных в федеральный регистр получателей ежемесячных денежных выплат, едиными социальными проездными билетами и перечисления денежных средств, полученных от их реализации, транспортным предприятиям, организациям, индивидуальным предпринимателям, выполняющим перевозки общественным транспортом на городских маршрутах, общество заключило с департаментом договор от 12.01.2018 N 4, согласно которому перевозчик осуществляет перевозку граждан по единым социальным проездным билетам на городском пассажирском транспорте общего пользования, а департамент возмещает расходы перевозчику за перевезенных граждан на основании исследования пассажиропотока льготных категорий граждан.
Согласно условиям заключенного обществом и департаментом договора от 12.01.2018 N 4, департамент принял на себя обязательства по возмещению расходов по перевозкам граждан по единым социальным проездным билетам на основании подписания актов сверок при наличии на лицевом счете по учету средств, поступающих во временное распоряжение на эти цели от кредитных учреждений, доставочного и почтового предприятий, за реализованные социальные проездные билеты.
Постановлением Администрации Ростовской области от 31.08.2006 N 352 "Об утверждении порядка осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий Ростовской области по государственному регулированию тарифов на перевозку пассажиров и багажа" определены принципы и процедура установления органами местного самоуправления тарифов на перевозку пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском сообщении.
Постановлением Администрации г. Волгодонска от 24.08.2017 N 1185 установлен тариф на регулярные перевозки общественным транспортом в городском сообщении в размере 16 рублей.
Постановлением Правительства Ростовской области от 15.12.2011 N 232 в Ростовской области установлена стоимость ЕСПБ в размере 265 рублей.
В период с 01.01.2018 по 31.12.2018 общество оказывало услуги по бесплатному проезду льготным категориям граждан на городском пассажирском транспорте общего пользования в г. Волгодонске, совместно с департаментом ежемесячно составляло отчеты о количестве перевезенных граждан (имеющих единые социальные проездные билеты) на городском пассажирском транспорте, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации.
При этом понесенные обществом в период с 01.01.2018 по 31.12.2018 расходы на перевозку льготных категорий граждан компенсированы обществу не в полном объеме.
Поскольку расходы, связанные с предоставлением обществом бесплатного проезда на городском пассажирском транспорте льготным категориям граждан, включенным в федеральный регистр льготников, обществу возмещены не в полном объеме, общество направило министерству претензию от 01.03.2021 с требованием о возмещении 4 381 728 рублей 90 копеек убытков.
Поскольку письмом от 16.03.2021 N 9.6-14/408 претензия общества от 01.03.2021 оставлена без удовлетворения, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Судебные инстанции всесторонне и полно исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и обоснованно удовлетворили заявленное обществом требование. При этом судебные инстанции обоснованно руководствовались следующим.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок. Регулярные перевозки пассажиров и багажа относятся к перевозкам транспортом общего пользования.
Согласно Федеральному закону от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"" (далее - Закон N 122-ФЗ) с 01.01.2005 отдельным категориям граждан отменены льготы по проезду. На субъекты Российской Федерации возложена обязанность по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта льготным категориям граждан.
Согласно пункту 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно статье 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, когда в соответствии с Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В силу пункта 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" (далее - постановление N 23) при рассмотрении исков организаций, предоставивших потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законом льгот, о взыскании с публично-правовых образований убытков, вызванных неполучением в связи с этим платы, судам необходимо иметь ввиду следующее.
В тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя.
Следовательно, такие споры являются спорами о взыскании убытков, обусловленных избранным законодателем способом реализации льгот, предусматривающим последующую компенсацию организациям неполученной платы.
Согласно пункту 19 постановления N 23 при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь ввиду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ), разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого отнесено финансирование соответствующих льгот.
В соответствии со статьей 26.3 Закона N 184-ФЗ полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и в случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. Особенности финансового обеспечения указанных полномочий за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В Ростовской области гражданам, включенным в федеральный регистр лиц, имеющим право на получение государственной социальной помощи (далее - федеральные льготники), лицам, имеющим право на получение государственной социальной помощи, бесплатный (льготный) проезд предоставляется как дополнительная мера социальной поддержки за счет средств областного бюджета. Средства из федерального бюджета на возмещение расходов за проезд федеральных льготников на автомобильных, пригородных маршрутах и автомобильных междугородных внутриобластных маршрутах в Ростовскую область не поступают.
Судебные инстанции обоснованно отклонили довод министерства об отнесении финансирования мер социальной поддержки гражданам, являющимся федеральными льготниками, к расходным обязательствам Российской Федерации, осуществляемым за счет средств федерального бюджета, указав, что выплата пособий на оплату проезда на обществом транспорте определенным категориям граждан признается расходным обязательством субъекта Российской Федерации, в данном случае - Ростовской области.
Порядок расходования средств областного бюджета на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории Ростовской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в части возмещения расходов автотранспортных организаций за перевозку граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (далее - федеральные льготники), на автомобильном транспорте по внутриобластным междугородным и пригородным маршрутам и условия обеспечения им равной доступности услуг общественного транспорта предусмотрен приложением N 3 постановления Правительства Ростовской области от 15.12.2011 N 232 "О расходовании средств областного бюджета на предоставление гражданам в целях оказания социальной поддержки субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, материальной и иной помощи для погребения, мер социальной поддержки в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности, а также об условиях и порядке их назначения" (далее - постановление 232).
Суды установили, что в соответствии с действующим в спорном периоде законодательством, на основании положений постановления N 232 в целях получения возмещения расходов по перевозке федеральных льготников, общество заключило с департаментом договор от 12.01.2018 N 4, согласно которому департамент принял на себя обязательства по возмещению затрат на перевозки федеральных льготников в пределах средств, поступивших из областного бюджета на эти цели в спорном периоде.
Таким образом, суды сделали обоснованный вывод о том, что общество, непосредственно предоставившее в спорном периоде потребителям услуги перевозки бесплатно или по льготной цене, имеет право получить от публично-правового образования компенсацию в виде неполученной с потребителей платы за услугу перевозки.
Установив, что на территории Ростовской области не определен порядок расчета компенсации разницы между затратами транспортных организаций на обеспечение равной доступности услуг для отдельных категорий граждан на территории Ростовской области и стоимостью ЕСПБ, а в соответствии с установленными для предприятия тарифами на перевозку, компенсация расходов исходя из цены льготных билетов, не приводит к полному возмещению понесенных им расходов, суды с учетом правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 23.06.2009 N 2992/09, обоснованно указали, что в данном случае, ввиду отсутствия, установленного на законодательном уровне, способа расчета размера неполученной платы от льготных категорий пассажиров и их количества, возможно использование расчетного метода, исходя из конкретных обстоятельств дела.
Исследовав представленные в материалы дела отчеты о количестве перевезенных граждан на городском пассажирском транспорте, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и имеющих ЕСПБ, акты сверки о фактическом возмещении обществу расходов по перевозке в общественном транспорте федеральных льготников за предоставленный бесплатный проезд на городских маршрутах на основании договора от 12.01.2018 N 4, суды установили, что приведенный обществом расчет выпадающих доходов (убытков) в результате оказания услуг перевозки пассажирам, федеральным льготникам, является арифметически и методологически правильным, понесенные обществом убытки в рассматриваемом периоде составили 4 381 728 рублей 90 копеек.
Судебные инстанции установили, что министерство не представило доказательства, опровергающие данные, отраженные в представленных и подписанных уполномоченным органом актах сверки о фактическом возмещении расходов с указанием количества перевезенных граждан. Контррасчет выпадающих доходов (убытков), образовавшихся у общества в результате оказания услуг перевозки федеральным льготникам, со ссылкой на конкретные доказательства, министерство не представило.
Применительно к установленным по делу обстоятельствам, с учетом правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 19 постановления N 23, а также положений статей 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ, суды сделали правильный вывод о том, что убытки, возникшие у общества в связи с предоставлением льгот по перевозке в общественном пассажирском транспорте отдельным категориям граждан, в отношении которых оказываются меры социальной поддержки, подлежат возмещению за счет казны субъекта Российской Федерации, в данном случае - Ростовской области в лице министерства.
Суды исследовали и обоснованно отклонили довод министерства о пропуске обществом процессуального срока на обращение в арбитражный суд с учетом установленных по делу обстоятельств и положений статей 195, 196, 200 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом суды обоснованно исходили из того, что при заключении договора от 12.01.2018 N 4 стороны не согласовали сроки платежей по возмещению расходов перевозчика; срок действия договора составляет 1 год, из чего следует, что общество до конца действия договора (до 31.12.2018) не могло знать о том, что возмещение расходов будет произведено департаментом не в полном объеме.
С учетом изложенного, суды сделали правильный вывод о правомерности исчисления в рассматриваемом случае срока исковой давности применительно к обстоятельствам настоящего дела с 01.01.2019.
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 06.09.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2021 по делу N А53-14918/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Применительно к установленным по делу обстоятельствам, с учетом правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 19 постановления N 23, а также положений статей 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ, суды сделали правильный вывод о том, что убытки, возникшие у общества в связи с предоставлением льгот по перевозке в общественном пассажирском транспорте отдельным категориям граждан, в отношении которых оказываются меры социальной поддержки, подлежат возмещению за счет казны субъекта Российской Федерации, в данном случае - Ростовской области в лице министерства.
Суды исследовали и обоснованно отклонили довод министерства о пропуске обществом процессуального срока на обращение в арбитражный суд с учетом установленных по делу обстоятельств и положений статей 195, 196, 200 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом суды обоснованно исходили из того, что при заключении договора от 12.01.2018 N 4 стороны не согласовали сроки платежей по возмещению расходов перевозчика; срок действия договора составляет 1 год, из чего следует, что общество до конца действия договора (до 31.12.2018) не могло знать о том, что возмещение расходов будет произведено департаментом не в полном объеме."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 9 февраля 2022 г. N Ф08-14397/21 по делу N А53-14918/2021