г. Краснодар |
|
09 февраля 2022 г. |
Дело N А53-43540/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 2 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 9 февраля 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Алексеева Р.А., судей Бабаевой О.В. и Малыхиной М.Н., при участии от истца - общества с ограниченной ответственностью "Группа компаний "Чистый город"" (ИНН 3435085647, ОГРН 1073435002761) - Белоусова М.А. (доверенность от 15.12.2021), в отсутствие ответчика - товарищества собственников жилья "Кривоноса-3" (ИНН 6165185481, ОГРН 1136165010464), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Группа компаний "Чистый город"" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 15.07.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2021 по делу N А53-43540/2020, установил следующее.
ООО "Группа компаний "Чистый город"" (далее - общество) обратилось в суд с исковым заявлением к ТСЖ "Кривоноса-3" (далее - товарищество) о взыскании 152 757 рублей 78 копеек задолженности.
Решением от 15.07.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 15.09.2021, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты и удовлетворить иск. Заявитель указывает, что договор от 24.01.2019 N 0106/00473 заключен товариществом как исполнителем. Суды неверно определили категорию потребителя услуги регионального оператора и не учли соответствующие нормы жилищного законодательства, что повлекло неправильное применение норм постановления Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов". Факт осуществления потребителями, которым товарищество оказывает коммунальную услугу, раздельного накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) не установлен. Соответственно, расчет платы потребителям должен осуществляться исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении и нормативов накопления ТКО. Основания для применения правил расчета платы за коммунальную услуг исходя из объема контейнеров, вывезенных с места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, отсутствовали.
В отзыве на жалобу товарищество указало на законность и обоснованность решения и постановления и отклонило ее доводы.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, общество (региональный оператор) и товарищество (исполнитель) заключили договор от 24.01.2019 N 0106/00473 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с которым региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы, образуемые потребителями (собственниками жилых помещений) многоквартирного дома, в объеме и в месте, которые определены в договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а исполнитель, оказывающий коммунальную услугу по обращению с отходами указанным потребителям на основаниях, предусмотренных действующим законодательством, - оплачивать услуги Регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Оплата оказанных услуг осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (446 рублей 84 копейки за 1 куб. м твердых коммунальных отходов с учетом НДС 20%), до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами. Датой оплаты считается дата поступления денежных средств на расчетный счет регионального оператора (пункты 7, 8 договора).
Расчет объема отходов производится в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505), исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов (пункт 19 договора).
В приложении к договору стороны согласовали объем принимаемых твердых коммунальных отходов в год (1092 куб. м), места сбора и накопления отходов, количество и объем контейнеров и график вывоза.
Как указано в иске, согласно счетам и счетам-фактурам с 01.03.2020 по 31.07.2020 региональным оператором оказаны услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в объеме 167,603 куб. м в месяц стоимостью 356 851 рубль 95 копеек.
Ссылаясь на то, что товарищество не оплатило в полном объеме оказанные услуги, общество обратилось в суд с иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 309 и 779 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), Правил N 505 и условиями заключенного сторонами договора, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, пришли к выводу о том, что исковые требования не подлежат удовлетворению.
Суды исходили из того, что стороны в договоре согласовали способ коммерческого учета ТКО исходя из объема контейнеров для накопления. Общество не доказало оказание услуг на спорную сумму.
Вместе с тем судами не учтено следующее.
Коммерческий учет твердых коммунальных отходов применительно к собственникам жилых помещений МКД регулируются Правилами N 354.
Согласно пункту 148 (30) Правил N 354 в отношении потребителей в жилых помещениях коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема.
Абзацем третьим пункта 148 (30) Правил N 354 предусмотрена возможность расчета исходя из объема контейнеров, установленных в местах накопления ТКО, для случаев раздельного накопления сортированных отходов.
Раздельное накопление отходов предполагает их складирование по видам, группам, группам однородных отходов (пункт 2 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ).
Организация деятельности по накоплению ТКО, утверждение порядка накопления ТКО отнесено к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами (статья 6 Закона N 89-ФЗ).
В целях организации и осуществления деятельности по накоплению, в том числе раздельному, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов в соответствии со статьей 13.3 Закона N 89-ФЗ утверждаются территориальные схемы обращения с отходами и федеральная схема обращения с ТКО.
Верховный Суд Российской Федерации в решении от 17.02.2021 N АКПИ20-956 сформулировал правовой подход, согласно которому пункт 8 Правил N 505 направлен на стимулирование собственников ТКО к их сортированию, но только в том случае, если соответствующий субъект Российской Федерации организовал деятельность по раздельному накоплению отходов. При этом Верховный Суд Российской Федерации указал, что раздельное накопление ТКО считается организованным, когда отрасль обращения с отходами имеет замкнутый цикл (обустроены площадки для накопления отсортированных ТКО, имеются объекты обработки (сортировки) ТКО, и соответствующие маршруты включены в территориальную схему обращения с отходами).
Таким образом, в предмет доказывания по искам о взыскании стоимости оказанных региональным оператором услуг, где спорным является вопрос о применении способа коммерческого учета ТКО (исходя из объема контейнера или по нормативу накопления), входят, во-первых, установление факта реализации системы раздельного накопления ТКО на территории субъекта; во-вторых, площадка для сортированного мусора внесена в качестве таковой в реестр мест накопления ТКО, который ведет орган местного самоуправления.
В отсутствие исследования и установления названных обстоятельств, вывод судов о необходимости применения в расчете платы за коммунальную услуг объема контейнеров, вывезенных с места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, является неверным.
В соответствии с пунктом 148 (34) Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО рассчитывается исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении, а в случае отсутствия постоянно и временно проживающих граждан объем данной коммунальной услуги рассчитывается с учетом количества собственников помещения (пункт 148 (36) Правил N 354).
В деле отсутствуют сведения о постоянно и временно проживающих потребителях, о собственниках жилых помещений в МКД.
Между тем суд первой инстанции, разрешая спор, вопреки положениям статей 40, 65, 66, 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установил обстоятельства, имеющие значение для дела, в том числе обстоятельства, связанные с организацией на территории Ростовской области раздельного накопления, наличия замкнутого цикла обращения с отходами, объектов обработки (сортировки) ТКО, их места нахождения и включения соответствующих маршрутов транспортировки в территориальную схему обращения с отходами.
Апелляционный суд данное нарушение не устранил.
Принимая во внимание изложенное, суд округа считает, что решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда приняты с существенным нарушением норм материального права, при неполном исследовании обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора, поэтому указанные судебные акты на основании пункта 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду следует, принимая во внимание задачи судопроизводства в арбитражных судах, конкретные обстоятельства дела, исходя из положений действующего законодательства, учесть изложенное; в соответствии с процессуальными правилами установить обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения спора; исследовать и оценить доказательства, представленные сторонами в обоснование своей позиции по существу спора; принять законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 15.07.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2021 по делу N А53-43540/2020 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ростовской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Р.А. Алексеев |
Судьи |
О.В. Бабаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Верховный Суд Российской Федерации в решении от 17.02.2021 N АКПИ20-956 сформулировал правовой подход, согласно которому пункт 8 Правил N 505 направлен на стимулирование собственников ТКО к их сортированию, но только в том случае, если соответствующий субъект Российской Федерации организовал деятельность по раздельному накоплению отходов. При этом Верховный Суд Российской Федерации указал, что раздельное накопление ТКО считается организованным, когда отрасль обращения с отходами имеет замкнутый цикл (обустроены площадки для накопления отсортированных ТКО, имеются объекты обработки (сортировки) ТКО, и соответствующие маршруты включены в территориальную схему обращения с отходами).
...
В соответствии с пунктом 148 (34) Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО рассчитывается исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении, а в случае отсутствия постоянно и временно проживающих граждан объем данной коммунальной услуги рассчитывается с учетом количества собственников помещения (пункт 148 (36) Правил N 354)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 9 февраля 2022 г. N Ф08-12309/21 по делу N А53-43540/2020
Хронология рассмотрения дела:
01.03.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-12309/2021
13.07.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-10665/2022
27.04.2022 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-43540/20
09.02.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-12309/2021
15.09.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-15378/2021
15.07.2021 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-43540/20