г. Краснодар |
|
09 февраля 2022 г. |
Дело N А32-41249/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 9 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 9 февраля 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе
председательствующего Бабаевой О.В.,
судей Алексеева Р.А. и Ташу А.Х.,
при участии в судебном заседании от ответчика - департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399) - Кириллова В.А. (доверенность от 28.01.2022), в отсутствие истца - администрации муниципального образования город Краснодар (ИНН 2310032246, ОГРН 1022301606799), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет,
рассмотрев кассационную жалобу департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.07.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2021 по делу N А32-41249/2020,
установил следующее.
Администрация муниципального образования город Краснодар (далее - администрация) обратилась в арбитражный суд с иском к департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) о взыскании 154 261 рубля 17 копеек неосновательного обогащения и 102 390 рублей 77 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами.
Решением от 09.07.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 11.10.2021, иск удовлетворен частично: с Краснодарского края в лице департамента за счет средств бюджета Краснодарского края в пользу муниципального образования город Краснодар в лице администрации взыскано 154 261 рубль 17 копеек неосновательного обогащения и 853 рубля 49 копеек процентов с 16.07.2020 по 31.08.2020. В удовлетворении остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе департамент просит отменить судебные акты и отказать в иске. Заявитель жалобы ссылается на то, что обязательств из неосновательного обогащения перед администрацией у департамента не возникло, поскольку спорные денежные средства зачислены Управлением Федерального казначейства по Краснодарскому краю на счет бюджета Краснодарского края в соответствии с положениями бюджетного законодательства, что исключает применение положений о неосновательном обогащении. По мнению департамента, иск направлен на преодоление в обход установленного процессуальным законом порядка судебных актов по другому делу (N А32-39807/2015), предметом которого являлся вопрос о возврате администрацией полученных от ООО "СКТ" арендных платежей, при этом о необходимости привлечения департамента к участию в названном деле в качестве соответчика администрацией не заявлено. Суды не учли, что с 01.01.2014 департамент передал функции администратора доходов бюджета Краснодарского края департаменту муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар. Бюджетным кодексом Российской Федерации определен специальный правовой режим - иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в силу которого обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта, кроме случаев, прямо поименованных в Бюджетном кодексе Российской Федерации.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению на основании следующего.
Как установлено судами, на основании постановления администрации от 11.01.2012 N 45 администрация (арендодатель) и ООО "СКТ" (арендатор) 12.03.2012 заключили договор от 12.03.2012 N 4300018301 аренды земельного участка площадью 992 кв. м с кадастровым номером 23:43:0208042:1113, расположенного по адресу:
г. Краснодар, Западный административный округ, ул. Береговая 142/4 (далее - договор аренды, земельный участок). Земельный участок передан обществу "СКТ" по акту приема-передачи.
Администрация подала в Арбитражный суд Краснодарского края иск к обществу "СКТ" о расторжении договора аренды земельного участка и понуждении к возврату земельного участка. Общество "СКТ" подало встречный иск к администрации и ее департаменту финансов о взыскании 1 687 112 рублей 15 копеек убытков, об изменении условий договора аренды.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 06.11.2018 по делу N А32-39807/2015, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2019, в удовлетворении первоначального и встречного исков отказано со следующей мотивировкой. Договор аренды является ничтожной сделкой по причине нахождения земельного участка в зоне возможного катастрофического затопления, в которой запрещено строительство капитальных объектов, а также на территории городских зеленых насаждений общего пользования. Поскольку земельный участок передан обществу и находился в его владении, внесение арендной платы в размере 1 687 112 рублей 15 копеек происходило в соответствии с принципом платности землепользования.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17.04.2019 по названному делу N А32-39807/2015 решение от 06.11.2018 и постановление от 01.02.2019 отменены в части отказа в удовлетворении встречного иска, дело в этой части передано на новое рассмотрение в суд первой инстанции, так как не учтено, что в отсутствие возможности использования участка в целях строительства ответчик не должен был вносить арендную плату. В остальной части названные судебные акты оставлены без изменения.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 30.08.2019 по делу N А32-39807/2015 с администрации в пользу общества взыскано 1 687 112 рублей 15 копеек убытков.
Названный судебный акт исполнен администрацией, обществу "СКТ" возвращены арендные платежи в сумме 1 687 112 рублей 15 копеек.
В обоснование исковых требований администрация указала на то, что в соответствии с условиями договора аренды общество "СКТ" в 2012 и 2013 годах внесло арендную плату на единый казначейский счет Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю, получатель платежа - департамент.
Письмом от 08.07.2020 N 11466/26 администрация направила департаменту требование о возврате в бюджет муниципального образования части денежных средств, поступивших от общества "СКТ" при исполнении недействительной сделки в бюджет Краснодарского края.
Неисполнение требований претензии в добровольном порядке послужило основанием для обращения администрации в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Исследовав обстоятельства дела и оценив имеющиеся доказательства по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями статей 1102, 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 57 и 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации, установив, что платеж в адрес общества "СКТ" произведен администрацией за счет средств бюджета города Краснодара, и уплаченные администрацией за Краснодарский край денежные средства администрации не возвращены, суд первой инстанции удовлетворил требования администрации о взыскании неосновательного обогащения в размере 154 261 рубля 17 копеек.
Согласно абзацу 11 статьи 57 Бюджетного кодекса Российской Федерации в состав неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации включены доходы от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, а также средств от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков - по нормативу 20%.
В соответствии с абзацем 8 статьи 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации в состав неналоговых доходов местных бюджетов включены доходы от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков - по нормативу 80%.
Суды установили, что по состоянию на 01.01.2014 по учету доходов от распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, и которые расположены в границах муниципального образования город Краснодар, департамент по актам приема-передачи от 01.12.2014 N 42.1, 42.2 передал департаменту муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар остатки по счетам передаваемых активов и обязательств.
Возражая против исковых требований, департамент сослался на то, что согласно пункту 7 Порядка осуществления органами государственной власти Краснодарского края и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.03.2013 N 301, администрирование доходов бюджета, относящихся к периоду исполнения функций администрирования по доходному источнику иным органом государственной власти Краснодарского края, осуществляется вновь утвержденным главным администратором (администратором), в том числе в части возврата плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм.
Вместе с тем суды установили, что согласно письму Управления федерального казначейства по Краснодарскому краю от 09.06.2021 N 18-04-19/7930 денежные средства плательщика ООО "СКТ" по платежным поручениям от 23.05.2012 N 8 (1478,08 рублей), от 05.07.2012 N 10 (64 427,76 рублей), от 12.09.2012 N 12 (128 855,52 рублей), от 22.05.2012 N 6 (184 276,28 рублей), от 10.01.2013 N 2 (32 661,29 рублей), от 12.02.2013 N 4 (65 322,58 рублей), от 24.04.2013 N 7 (97 983,87 рублей), от 24.04.2013 N 9 (134,73 рублей), от 30.07.2013 N 11 (97 983,87 рублей), от 30.07.2013 N 13 (198 рублей), от 01.10.2013 N15 (97 983,87 рублей) зачислены на счет Управления федерального казначейства по Краснодарскому краю N 40101810300000010013 "Доходы, распределяемые органами федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации" и отражены в аналитическом учете по коду бюджетной классификации 82111105012040012120 "Доходы, получаемые в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков", по коду ОКАТО 03401000000 города Краснодара, на лицевом счете 04182001050 администратора доходов бюджета - департамента. В соответствии с законодательно установленными нормативами распределения 20% от указанной суммы перечислены в бюджет Краснодарского края, 80% - в бюджет города Краснодара.
Суды критически оценили ссылку департамента на пункт 7 постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.03.2013 N 301 как не имеющую значения для правильного разрешения спора, указав на то, что из буквального содержания названного постановления следует: департаменту муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар предоставлялись полномочия по администрированию (управлению) доходами Краснодарского края от источника их возникновения в виде использования земельных участков, находящихся в неразграниченной публичной собственности, в том числе полномочия по возврату плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм.
Суды исходили из того, что департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар как администратор доходов бюджета Краснодарского края, получаемых за счет предоставления в аренду земельных участков, находящихся в неразграниченной публичной собственности, был вправе принять решение о возврате излишне полученных Краснодарским краем от общества "СКТ" денежных средств, однако доказательств того, что такое решение принято департаментом муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар и исполнено Управлением федерального казначейства по Краснодарскому краю, в материалы дела не представлено.
Напротив, Управление федерального казначейства по Краснодарскому краю сообщило о том, что возврат денежных средств осуществлен обществу "СКТ" полностью за счет денежных средств бюджета города Краснодара. При этом доказательств обратного в материалах дела не содержится.
Доказательств наличия у департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар как специализированного администратора доходов бюджета Краснодарского края полномочий на перечисление денежных средств в адрес бюджета муниципального образования город Краснодара без принятия соответствующего решения со стороны главного администратора и распорядителя доходов бюджета Краснодарского края, которым в спорных отношениях выступает департамент (пункт 3.29 Положение о департаменте имущественных отношений Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края N 345 от 23.04.2007), не представлено.
Составление департаментом актов приема-передачи остатков по счетам передаваемых активов и обязательств от 01.12.2014 N 42.1, 42.2 не свидетельствует о том, что ранее поступившие в бюджет Краснодарского края денежные средства, в том числе от общества "СКТ", поступили в собственность муниципального образования город Краснодар. Данные акты суды оценили как составленные лишь для целей обеспечения возможности Департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар осуществлять функции по учету начислений, учету и контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, взыскания задолженности по платежам в бюджет, принятию решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет и т.д.
Судами учтено, что в рамках настоящего дела администрация предъявила требования о взыскании неосновательного обогащения в виде сбереженных Краснодарским краем денежных средств, возвращенных муниципальным образованием город Краснодар обществу "СКТ" полностью за счет собственных денежных средств.
В соответствии с Законом Краснодарского края от 21.12.2018 N 3939-КЗ "О краевом бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" департамент является одним из главных распорядителей краевого бюджета, согласно ведомственными структурами расходов краевого бюджета на 2019, 2020 годы, утвержденными законами Краснодарского края о краевом бюджете на соответствующие годы, департамент - распорядитель средств краевого бюджета на управление имуществом Краснодарского края.
Применив положения статей 195, 196 и 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также с учетом того, что возврат денежных средств адрес обществу "СКТ" осуществлен администрацией на основании вступившего в законную силу судебного акта по делу N А32-39807/2015, которым с администрации в пользу общества "СКТ" взыскано 1 687 112 рублей 15 копеек, суды пришли к выводу об отсутствии основания признания срока исковой давности пропущенным.
Суд первой инстанции проверил произведенный администрацией расчет процентов за пользование чужими денежными средствами и признал его неверным в части периода начисления процентов за пользование чужими денежными средствами, с чем согласился суд апелляционной инстанции.
Судебные акты содержат оценку доказательств и доводов лиц, участвующих в рассмотрении спора, в обоснование их требований и возражений, раскрытых в ходе судебного разбирательства.
Согласно абзацу второму пункта 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции" наличие или отсутствие обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, устанавливается судом на основании доказательств по делу (часть 1 статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, то есть иные по сравнению со сделанными судами первой и апелляционной инстанций выводы относительно того, какие обстоятельства по делу можно считать установленными исходя из иной оценки доказательств, в частности, относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности (часть 2 статьи 71 названного Кодекса), не допускается.
Поскольку дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, суд кассационной инстанции считает обжалуемые решение и постановление законными, обоснованными и не подлежащими отмене.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.07.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2021 по делу N А32-41249/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Бабаева |
Судьи |
Р.А. Алексеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно абзацу 11 статьи 57 Бюджетного кодекса Российской Федерации в состав неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации включены доходы от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, а также средств от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков - по нормативу 20%.
В соответствии с абзацем 8 статьи 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации в состав неналоговых доходов местных бюджетов включены доходы от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков - по нормативу 80%.
...
Применив положения статей 195, 196 и 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также с учетом того, что возврат денежных средств адрес обществу "СКТ" осуществлен администрацией на основании вступившего в законную силу судебного акта по делу N А32-39807/2015, которым с администрации в пользу общества "СКТ" взыскано 1 687 112 рублей 15 копеек, суды пришли к выводу об отсутствии основания признания срока исковой давности пропущенным."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 9 февраля 2022 г. N Ф08-14391/21 по делу N А32-41249/2020