г. Краснодар |
|
15 февраля 2022 г. |
Дело N А63-5051/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 февраля 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Коржинек Е.Л.., судей Аваряскина В.В. и Садовникова А.В., при участии в судебном заседании от заявителя - садоводческого некоммерческого товарищества "Авиатор1" - Найманова А.Х. (доверенность от 12.10.2021), в отсутствие ответчика - администрации города Ставрополя, третьих лиц: Комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя, публичного акционерного общества "Россети Северный Кавказ", извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу садоводческого некоммерческого товарищества "Авиатор1" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 24.09.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2021 по делу N А63-5051/2021, установил следующее.
СНТ "Авиатор-1" (далее - товарищество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к администрации города Ставрополя (далее - администрация) в котором просило:
- признать незаконным бездействие администрации по непринятию мер по постановке на учет бесхозяйного имущества - линий электропередач напряженностью 0,4/10 кВ в совокупности со всеми устройствами, в том числе ТП-9/248-ПС, Отп. Оп. N 9/1-9/6 ВЛ-10 2 кВ Ф-248, РЛНД-10 кВ, опорами линий электропередач, составляющих единый функциональный комплекс, находящихся на территории товарищества;
- возложить на администрацию обязанность совершить действия, необходимые и достаточные для постановки бесхозяйного имущества на учет, в течение двух месяцев с момента вступления решения в законную силу.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя (далее - комитет), ПАО "Россети Северный Кавказ".
Решением суда от 24.09.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 30.11.2021, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе товарищество просит отменить судебные акты и удовлетворить заявленные требования. По мнению подателя жалобы, вывод судов о том, что спорное имущество не является бесхозяйным, не основан на фактических обстоятельствах дела и сделан при неправильном применении норм материального права. Акт об осуществлении технологического присоединения не является доказательством наличия права собственности на объекты электросетевого хозяйства.
В судебном заседании представитель товарищества поддержал доводы жалобы.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителя товарищества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела и установили суды, в границах земельного участка, предоставленного товариществу, проходят линии электропередач напряженностью 0,4/10 кВ в совокупности со всеми устройствами, в том числе ТП-9/248, опорами линий электропередач, составляющими единый функциональный комплекс (далее - линии электропередач).
14 января 2021 года товарищество обратилось в администрацию с заявлением, в котором просило провести проверку в отношении линий электропередач, находящихся на территории товарищества, в части установления факта бесхозности объекта недвижимости, во исполнение части 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) осуществить государственную регистрацию права на недвижимое имущество, о постановке линий электропередач на учет в качестве бесхозяйного; во исполнение части 3 статьи 225 Гражданского кодекса по истечении года со дня постановки недвижимого имущества на учет в качестве бесхозяйного обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на линии электропередач.
Комитет письмом от 12.02.2021 N 08/11-1038 уведомил товарищество о том, что электрические сети не поставлены на государственный кадастровый учет в качестве объектов недвижимого имущества, право собственности не зарегистрировано.
Полагая, что администрация допустила бездействие при решении вопроса о принятии мер по постановке на учет бесхозяйного имущества линий электропередач, товарищество обратилось в суд с заявлением.
Разрешая заявленные требования, суды исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 225 Гражданского кодекса бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался.
Согласно пункту 3 статьи 225 Гражданского кодекса бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В силу пункта 3 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономразвития от 10.12.2015 N 931 на учет принимаются здания, сооружения, помещения, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности, на которые собственники отказались.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Положения Гражданского кодекса о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей применяются во взаимосвязи с другими положениями законодательства, в том числе с установленным разграничением компетенции между органами государственной власти и органами местного самоуправления. Также следует иметь в виду, что в силу статьи 50 Закона N 131-ФЗ в муниципальной собственности может находиться только имущество, необходимое для осуществления полномочий, закрепленных за органами местного самоуправления в соответствии с законодательством.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики установлены Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 28 Закона N 35-ФЗ бремя содержания бесхозяйных сетей возложено на организации, осуществляющие их эксплуатацию. Законом гарантировано возмещение этих затрат посредством учета при установлении цен (тарифов) для таких организаций всех экономически обоснованных расходов, связанных с эксплуатацией таких объектов.
Бесхозяйные сети являются частью электросетевого хозяйства, с использованием которого сетевые организации оказывают услуги по передаче электроэнергии и получают соответствующую плату. Передача электроэнергии сетевой организацией по бесхозяйным электросетям является законным основанием пользования этим имуществом.
Ответственность за надежность обеспечения электрической энергией и ее качество перед потребителями электрической энергии, энергопринимающие установки которых присоединены к объектам электросетевого хозяйства, которые не имеют собственника, собственник которых не известен или от права собственности, на которые собственник отказался, несут организации, к электрическим сетям которых такие объекты присоединены (пункт 1 статьи 38 Закона N 35-ФЗ).
В силу правовой позиции, изложенной в решении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.10.2013 N ВАС-10864/13, издержки по эксплуатации электросети (потери) подлежат возложению на лицо, эксплуатирующее сети, то есть на сетевую организацию, поскольку последняя осуществляет свою профессиональную деятельность с использованием таких сетей и получает выгоду от их эксплуатации. Сетевые организации обязаны передать электроэнергию до конечного потребителя.
Согласно пункту 5 статьи 3 Закона N 217-ФЗ имущество общего пользования - расположенные в границах территории ведения гражданами садоводства для собственных нужд объекты капитального строительства и земельные участки общего назначения, использование которых может осуществляться исключительно для удовлетворения потребностей граждан, ведущих садоводство (проход, проезд, снабжение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведение, охрана, сбор твердых коммунальных отходов и иные потребности), а также движимые вещи, созданные (создаваемые) или приобретенные для деятельности садоводческого товарищества.
На основании пункта 36 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N 442), документами, подтверждающими технологическое присоединение в установленном порядке к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств, в отношении которых подано заявление о заключении договора, являются акт о технологическом присоединении, составленный и подписанный потребителем и сетевой организацией (иным владельцем объектов электросетевого хозяйства, производителем электрической энергии (мощности)), к чьим сетям (энергетическим установкам) присоединены энергопринимающие устройства потребителя, и (или) акт разграничения балансовой принадлежности электросетей.
Технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (статья 26 Закона N 35-ФЗ).
Легальная дефиниция акта об осуществлении технологического присоединения (акт о технологическом присоединении), приведенная в пункте 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, также утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, включает указание на то, что данный акт является документом, в котором определены технические характеристики технологического присоединения, в том числе величина максимальной мощности, границы балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) сторон и границы ответственности сторон за эксплуатацию соответствующих объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) и (или) объектов электросетевого хозяйства.
Согласно письму ПАО "Россети Северный Кавказ" от 09.02.2021 точка присоединения энергопринимающих устройств, находящихся на балансе товарищества, установлена на опоре N 88 ВЛ10кВ Ф-248 ПС "Заводская" (находящейся на балансе филиала ПАО "Россети Северный Кавказ" - "Ставропольэнерго"). Участок воздушной линии электропередач ВЛ-10кВ оп. N 9/1-9/6 протяженностью 0,2 км и входящая в него трансформаторная подстанция КТП 9/248, а также отходящие от ТП воздушные линии электропередач ВЛ-0,4 кВ, находятся на балансе товарищества, что также подтверждается актом разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон (приложение N 2 к договору от 01.12.2009 N 514266).
Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела и имеющиеся доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), доводы и возражения участвующих в деле лиц, установив, что спорные объекты являются составной частью объектов электросетевого хозяйства, через которые осуществляется переток электрической энергии до объектов электроснабжения товарищества; находятся на балансе истца, у органа местного самоуправления отсутствует законодательно установленная обязанность по принятию на учет бесхозяйной вещи, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований о признании линии электропередач бесхозяйным имуществом.
Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.11.2021 N 307-ЭС21-21850, постановлениях Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20.12.2021 по делу N А63-2966/2021, от 16.12.2021 по делу N А63-5046/2021.
Доводы кассационной жалобы не опровергают правильности выводов судов, по сути сводятся к несогласию заявителя с оценкой судов имеющихся в деле доказательств, что не может служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку иная оценка доказательств в суде округа в силу требований статьи 286 Кодекса не допускается.
Поскольку обстоятельства спора исследованы судами всесторонне и полно, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 24.09.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2021 по делу N А63-5051/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Л. Коржинек |
Судьи |
В.В. Аваряскин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Легальная дефиниция акта об осуществлении технологического присоединения (акт о технологическом присоединении), приведенная в пункте 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, также утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, включает указание на то, что данный акт является документом, в котором определены технические характеристики технологического присоединения, в том числе величина максимальной мощности, границы балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) сторон и границы ответственности сторон за эксплуатацию соответствующих объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) и (или) объектов электросетевого хозяйства.
...
Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела и имеющиеся доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), доводы и возражения участвующих в деле лиц, установив, что спорные объекты являются составной частью объектов электросетевого хозяйства, через которые осуществляется переток электрической энергии до объектов электроснабжения товарищества; находятся на балансе истца, у органа местного самоуправления отсутствует законодательно установленная обязанность по принятию на учет бесхозяйной вещи, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований о признании линии электропередач бесхозяйным имуществом.
Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.11.2021 N 307-ЭС21-21850, постановлениях Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20.12.2021 по делу N А63-2966/2021, от 16.12.2021 по делу N А63-5046/2021."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15 февраля 2022 г. N Ф08-245/22 по делу N А63-5051/2021