г. Краснодар |
|
16 февраля 2022 г. |
Дело N А32-53406/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 февраля 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Алексеева Р.А., судей Бабаева О.В. и Трифоновой Л.А., в отсутствие истца - общества с ограниченной ответственностью "Краснодар водоканал" (ИНН 2308111927, ОГРН 1052303701922), ответчика - государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Специализированная клиническая детская инфекционная больница" Министерства здравоохранения Краснодарского края (ИНН 2311022836, ОГРН 1032306434742), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Краснодар водоканал" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.09.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2021 по делу N А32-53406/2019, установил следующее.
ООО "Краснодар водоканал" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к ГБУЗ "Специализированная клиническая детская инфекционная больница" Министерства здравоохранения Краснодарского края (далее - учреждение) о взыскании 395 239 рублей 51 копейки платы за негативное воздействие на системы водоотведения за февраль - август 2019 года и 30 337 рублей 82 копеек пеней за неисполнение обязанности по внесению указанной платы с 12.03.2019 по 24.10.2019.
Решением от 13.09.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 20.10.2021, в иске отказано. Суды исходили из того, что учреждение не относится к числу лиц, в отношении которых не требуется проведение отбора проб сточных вод.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты и удовлетворить иск. Заявитель ссылается на то, что сброс сточных вод с превышением нормативов загрязняющих веществ не всегда приводит к немедленным видимым негативным последствиям. Учреждение не разрабатывало и не представляло обществу декларацию, не представило доказательств соблюдения требований СанПин 2.1.3.2610-30 соответствия. Суды не исследовали вопрос наличия у учреждения декларации. Общество считает обоснованным требование о взыскании платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, поскольку ответчик осуществляет деятельность по организации общественного питания (производство готовых пищевых продуктов). В спорный период отсутствовала техническая возможность отбора сточных вод, поскольку в договоре стороны не согласовали контрольный канализационный колодец.
Отзыв на жалобу в суд не поступил.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, общество и учреждение (абонент) заключили договор холодного водоснабжения и водоотведения от 07.03.2019 N 73.
Подпунктом "т" пункта 4.3 договора на учреждение возложена обязанность по соблюдению установленных нормативов допустимых сбросов и лимитов на сбросы сточных вод, а также обязанность принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов, соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на централизованную систему водоотведения.
Согласно подпунктам "а" и "д" пункта 4.4 договора учреждение имеет право получать от организации водопроводно-канализационного хозяйства информацию о результатах производственного контроля качества состава и свойств сточных вод, осуществляемого организацией водопроводно-канализационного хозяйства в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, и производственного контроля состава и свойств сточных вод, осуществляемого организацией водопроводно-канализационного хозяйства в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2013 N 525 (далее - Правила N 525); осуществлять в целях контроля состава и свойств сточных вод отбор проб сточных вод, в том числе параллельных проб, а также принимать участие в отборе проб сточных вод, осуществляемых организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
В соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности и границ эксплуатационной ответственности (приложение N 1) границей эксплуатационной ответственности сторон по канализационным сетям являются колодец 64 (от насосной станции до выпускного колодца сеть на обслуживании общества) и колодцы приемные Хлораторной и КНС.
В приложении N 6 к контракту стороны согласовали нормативы допустимых сбросов и требованиям к составу и свойствам сточных вод, установленных для абонента.
Общество, считая, что учреждение при осуществлении деятельности осуществляет производство готовых пищевых продуктов и блюд, произвело расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения с 12.03.2019 по 24.10.2019 в размере 395 239 рублей 51 копейки на основании пункта 123(4) Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644).
При рассмотрении дела суды применили положения статей 539, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), Правил N 644, Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 776 (далее - Правила N 776), Правил N 525.
Суды отказали в иске, поскольку сочли, что учреждение не соответствует критериям пункта 123(4) Правил N 644, предусматривающего упрощенный порядок применения платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, не является предприятием общественного питания и не осуществляет производство готовых пищевых продуктов и блюд; его основной вид деятельности - деятельность больничных организаций (код деятельности - 86.10 ОКВЭД ОК 029-2014). Основной целью деятельности учреждения является способствование снижению заболеваемости от инфекционных заболеваний в Краснодарском крае, оказание экстренной и плановой помощи детям с инфекционной патологией, препятствующих распространению инфекционных заболеваний. В связи с этим расчет платы за негативное влияние на работу централизованной системы водоотведения для ответчика не может осуществляться в соответствии с упрощенным порядком, предусмотренным пунктом 123(4) Правил N 644 (без отбора проб и анализа качества стоков).
Пункт 119 Правил N 644 предусматривает, что расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно на основании декларации, представляемой абонентом, или, в случае непредставления декларации, а также в случаях, предусмотренных пунктами 120, 123(1) и 130 данных Правил, на основании результатов анализов контрольных проб сточных вод.
В спорный период общество не осуществляло отбор проб сточных вод у абонента и их анализ.
Общество полагает, что к учреждению применим пункт 123(4) Правил N 644, допускающий начисление платы за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения без отбора и исследования проб сточных вод.
Данной нормой предусмотрено, что для абонентов, являющихся предприятиями общественного питания, или осуществляющих производство готовых пищевых продуктов и блюд или осуществляющих переработку или консервирование рыбы или иных водных биологических ресурсов, переработку или консервирование молока, мяса или иной пищевой продукции, в случае, если объем отводимых (принимаемых) сточных вод с объектов абонента составляет менее 30 куб. м в сутки суммарно по всем канализационным выпускам, или в случае отсутствия технической возможности осуществить отбор проб сточных вод абонента, относящегося к указанным отраслям (осуществляющего указанное производство), в отдельном контрольном канализационном колодце без учета сточных вод иных абонентов, расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения определяется по формуле.
Вместе с тем суды правомерно учли, что производство готовых пищевых продуктов и блюд согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности "ОК 029-2014 (КДЕС ред. 2)" является самостоятельным видом экономической деятельности, включающей производство готовых (приготовленных, приправленных) блюд и продуктов питания, блюд из мяса или мяса птицы, рыбных блюд, включая рыбные чипсы, овощных блюд, замороженной или иным образом законсервированной пиццы, блюд местной и национальной кухни. С учетом этого суды обоснованно исходили из того, что деятельность по производству пищевых продуктов и блюд имеет целью их реализацию неопределенному кругу лиц. Организация учреждением питания детей не меняет основного вида деятельности ответчика, являющегося бюджетным учреждением здравоохранения, и не свидетельствует о принадлежности ответчика к числу абонентов, указанных в пункте 123(2) Правил N 644.
Ответчик является учреждением здравоохранения, а сама по себе организация питания пациентов не тождественна производству готовых пищевых продуктов и блюд как самостоятельному виду экономической деятельности. При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что общество неправомерно произвело расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в соответствии с пунктом 123(4) Правил N 644. Общество документально не подтвердило, что сточные воды учреждения содержали сверхнормативное количество загрязняющих веществ.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, которая в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции, основаны на неверном толковании норм материального права.
Основания для отмены или изменения решения и постановления не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.09.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2021 по делу N А32-53406/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Р.А. Алексеев |
Судьи |
О.В. Бабаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Общество полагает, что к учреждению применим пункт 123(4) Правил N 644, допускающий начисление платы за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения без отбора и исследования проб сточных вод.
Данной нормой предусмотрено, что для абонентов, являющихся предприятиями общественного питания, или осуществляющих производство готовых пищевых продуктов и блюд или осуществляющих переработку или консервирование рыбы или иных водных биологических ресурсов, переработку или консервирование молока, мяса или иной пищевой продукции, в случае, если объем отводимых (принимаемых) сточных вод с объектов абонента составляет менее 30 куб. м в сутки суммарно по всем канализационным выпускам, или в случае отсутствия технической возможности осуществить отбор проб сточных вод абонента, относящегося к указанным отраслям (осуществляющего указанное производство), в отдельном контрольном канализационном колодце без учета сточных вод иных абонентов, расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения определяется по формуле.
Вместе с тем суды правомерно учли, что производство готовых пищевых продуктов и блюд согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности "ОК 029-2014 (КДЕС ред. 2)" является самостоятельным видом экономической деятельности, включающей производство готовых (приготовленных, приправленных) блюд и продуктов питания, блюд из мяса или мяса птицы, рыбных блюд, включая рыбные чипсы, овощных блюд, замороженной или иным образом законсервированной пиццы, блюд местной и национальной кухни. С учетом этого суды обоснованно исходили из того, что деятельность по производству пищевых продуктов и блюд имеет целью их реализацию неопределенному кругу лиц. Организация учреждением питания детей не меняет основного вида деятельности ответчика, являющегося бюджетным учреждением здравоохранения, и не свидетельствует о принадлежности ответчика к числу абонентов, указанных в пункте 123(2) Правил N 644.
Ответчик является учреждением здравоохранения, а сама по себе организация питания пациентов не тождественна производству готовых пищевых продуктов и блюд как самостоятельному виду экономической деятельности. При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что общество неправомерно произвело расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в соответствии с пунктом 123(4) Правил N 644. Общество документально не подтвердило, что сточные воды учреждения содержали сверхнормативное количество загрязняющих веществ."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16 февраля 2022 г. N Ф08-14620/21 по делу N А32-53406/2019
Хронология рассмотрения дела:
16.02.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-14620/2021
20.10.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-18370/2021
13.09.2021 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-53406/19
28.11.2019 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-53406/19