г. Краснодар |
|
17 февраля 2022 г. |
Дело N А61-4465/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 февраля 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Рассказова О.Л., судей Коржинек Е.Л. и Садовникова А.В., при ведении помощником судьи Гайдуковой Н. В. протокола судебного заседания, проводимого с использованием систем видео-конференц-связи с Арбитражным судом Республики Северная Осетия - Алания и участии в судебном заседании от заявителя - индивидуального предпринимателя Келехсаева Беслана Георгиевича (ИНН 150100553719, ОГРНИП 313151332200081) - Сугаровой Б.Т. (доверенность от 10.01.2022), от заинтересованного лица - Министерства государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия - Алания (ИНН 1502008943, ОГРН 1021500576426) - Мамиевой З.И. (доверенность от 04.02.2022), рассмотрев кассационную жалобу Министерства государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия - Алания на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 21.09.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2021 по делу N А61-4465/2020, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Келехсаев Б.Г. (далее - предприниматель) обратился в арбитражный суд с требованием к Министерству государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия - Алания (далее - министерство) со следующими требованиями:
- признать незаконным отказ министерства, выраженный в письме от 20.11.2020 N 2657;
- возложить на министерство обязанность совершить действия по заявлению предпринимателя о реализации преимущественного права на приобретение в собственность арендуемого имущества: недвижимого одноэтажного здания - Литера "Л" площадью 233,2 кв. м с кадастровым номером 15-15-09/036/2012-078 и нежилых помещений N 1 и 2 Литера "Л1" общей площадью 92,4 кв. м с кадастровым номером 15-15-09/036/2012-079, расположенных по адресу: г. Владикавказ, ул. Минина, 19 (далее - спорное имущество), предусмотренные Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 159-ФЗ), а именно:
обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу; принять решение об условиях приватизации арендуемого имущества в двухнедельный срок с даты принятия отчета об оценке; направить заявителю проект договора купли-продажи арендуемого имущества в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества с учетом рассрочки платежа на срок пять лет.
Решением от 21.09.2021, оставленным без изменения апелляционным постановлением от 30.11.2021, заявленные требования удовлетворены. Судебные акты мотивированы отсутствием правовых оснований для отказа предпринимателю в реализации преимущественного права на приобретение в собственность арендуемого имущества.
В кассационной жалобе министерство, считая решение и постановление незаконными и необоснованными, просит их отменить, по делу - принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления. По мнению заявителя, у министерства не было цели воспрепятствования реализации предпринимателем права на приобретение арендуемого имущества, преимущественное право приобретения недвижимого имущества не может быть реализовано в соответствии с Законом N 159-ФЗ. С момента включения спорных помещений в перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, не прошло пять лет.
В отзыве на кассационную жалобу предприниматель указал на ее несостоятельность, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов.
В судебном заседании представители участвующих в деле лиц поддержали доводы жалобы и возражения отзыва.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела видно, что предприниматель 01.08.2016 внесен в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства как микропредприятие.
Министерство и предприниматель заключили договоры аренды республиканского недвижимого имущества от 01.04.2016 N 07р/16, от 01.08.2016 N 13р/16, от 01.08.2017 N 08р/17, от 01.08.2018 N 11р/18; от 29.07.2019 N 16р/19; от 28.07.2020 N 14р/20 в отношении нежилых помещений N 1, 2, 3, 4, 5, 6 Литера "Л" общей площадью 233,2 кв. м, расположенных по адресу: г. Владикавказ, ул. Минина, 19 для осуществления авторемонтных работ и автосервиса. Согласно договору от 28.07.2020 N 14р/20 срок аренды установлен до 26.07.2021.
Стороны также заключили договоры аренды республиканского недвижимого имущества от 01.04.2016 N 08р/16, 09р/16; от 01.08.2016 N14р/16, 15р/16;
от 01.08.2017 N 09р/17, 10р/17; от 01.08.2018 N 09р/18, 10р/18; от 29.07.2019 N17р/19, 18р/19, от 28.07.2020 N 15р/20, 16р/20 в отношении нежилых помещений N1, 2 Литера "Л1" общей площадью 92,4 кв. м, в том числе: помещение N 1 площадью 67,2 кв. м для осуществления авторемонтных работ, помещение N 2 площадью 25,2 кв. м для розничной торговли, расположенные по адресу: г. Владикавказ, ул. Минина, 19. Согласно договорам от 28.07.2020 N 15р/20, 16р/20 срок аренды установлен до 26.07.2021.
Спорное имущество министерство передало предпринимателю по передаточным актам, являющимся неотъемлемой частью договоров.
09 ноября 2020 года предприниматель обратился в министерство с заявлением о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества.
В письме от 20.11.2020 N 2657 министерство сообщило о невозможности реализации преимущественною права на приобретение арендуемого имущества в связи с тем, что указанное спорное недвижимое имущество 11.10.2017 включено в перечень государственного имущества Республики Северная Осетия - Алания, предназначенный для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, и в соответствии с частью 2.1 статьи 9 Закона N 159-ФЗ не соблюден пятилетний срок такого включения до дня подачи заявления предпринимателем.
Не согласившись с отказом министерства, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В соответствии с положениями статьи 3 Закона N 159-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Законом N 135-ФЗ. При этом такое преимущественное право может быть реализовано при условии, что:
1) арендуемое имущество на день подачи заявления находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 статьи 9 данного Закона; 2) отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 статьи 4 Закона N 159-ФЗ, а в случае, предусмотренном частью 2 или частью 2.1 статьи 9 указанного Закона, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления; 4) арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 статьи 9 Закона N 159-ФЗ; 5) сведения о субъекте малого и среднего предпринимательства на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества не исключены из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.
В силу части 2.1 статьи 9 Закона N 159-ФЗ заявитель по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление в отношении имущества, включенного в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Закона N 209-ФЗ перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, при условии, что арендуемое имущество на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления находится в его временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение трех и более лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества; арендуемое имущество включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Закона N 209-ФЗ перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, в течение пяти и более лет до дня подачи этого заявления.
В случае, если заявитель не соответствует установленным статьей 3 Закона N 159-ФЗ требованиям и (или) отчуждение арендуемого имущества, указанного в заявлении, в порядке реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества не допускается в соответствии с данным законом или другими федеральными законами, уполномоченный орган в тридцатидневный срок с даты получения этого заявления возвращает его арендатору с указанием причины отказа в приобретении арендуемого имущества (часть 4 статьи 9 Закона N 159-ФЗ).
В абзаце 2 пункта 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.11.2009 N 134 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"" (далее - информационное письмо N134) указано, что суд также может признать наличие у арендатора права на приобретение и в том случае, если после опубликования Закона субъектом Российской Федерации или органом местного самоуправления были совершены иные действия, имеющие своей целью исключительно воспрепятствование реализации субъектами малого или среднего предпринимательства права на приобретение (например, имущество, являющееся объектом договора аренды, было включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Закона N 209-ФЗ перечень государственного или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства).
Распоряжением министерства от 11.10.2017 N 475 "О внесении изменений и дополнений в перечень государственного имущества РСО-Алания, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), предназначенного для передачи и во владение и пользование субъектам малого и среднего предпринимательства" утвержден Перечень государственного имущества Республики Северная Осетия - Алания, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства; далее - Перечень N 475), в которые включены спорные помещения.
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив по правилам статьи 71 Кодекса, представленные в материалы дела доказательства, правомерно удовлетворили заявленные требования. Суды установили, что предприниматель соответствует требованиям, предусмотренным статьей 3 Закона N 159-ФЗ (относится к субъектам малого предпринимательства; у него отсутствует задолженность по арендной плате); им соблюден порядок реализации преимущественного права на приобретение в собственность арендуемых помещений.
Отклоняя доводы министерства о том, что после включения спорного помещения в перечень не прошел срок, установленный пунктом 2 части 2.1. статьи 9 Закона N 159-ФЗ, суды обоснованно исходили из того, что спорное имущество включено в Перечень N 475 после опубликования Закона N 159-ФЗ и на момент включения в данный Перечень помещения уже находились в аренде у заявителя по договорам аренды в течение более четырех лет. В этой связи суды, учитывая положения абзаца 2 пункта 5 информационного письма N 134, признали, что действия министерства не отвечают целям и задачам Закона N 159-ФЗ, а также создают предпринимателю препятствия в осуществлении им предпринимательской деятельности (определение Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2018 N 303-КГ18-5679, постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15.09.2021 делу N 61-4319/2020).
Доводы кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения судебных инстанций, получили соответствующую правовую оценку и не подтверждают существенных нарушений норм права, повлиявших на исход дела. Иное толкование подателем жалобы норм законодательства и иная оценка обстоятельств спора не являются основаниями для пересмотра обжалованных судебных актов в суде кассационной инстанции (статьи 286 и 287 Кодекса).
Нарушения процессуальных норм (часть 4 статьи 288 Кодекса) не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 21.09.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2021 по делу N А61-4465/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия
Председательствующий |
О.Л. Рассказов |
Судьи |
Е.Л. Коржинек |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив по правилам статьи 71 Кодекса, представленные в материалы дела доказательства, правомерно удовлетворили заявленные требования. Суды установили, что предприниматель соответствует требованиям, предусмотренным статьей 3 Закона N 159-ФЗ (относится к субъектам малого предпринимательства; у него отсутствует задолженность по арендной плате); им соблюден порядок реализации преимущественного права на приобретение в собственность арендуемых помещений.
Отклоняя доводы министерства о том, что после включения спорного помещения в перечень не прошел срок, установленный пунктом 2 части 2.1. статьи 9 Закона N 159-ФЗ, суды обоснованно исходили из того, что спорное имущество включено в Перечень N 475 после опубликования Закона N 159-ФЗ и на момент включения в данный Перечень помещения уже находились в аренде у заявителя по договорам аренды в течение более четырех лет. В этой связи суды, учитывая положения абзаца 2 пункта 5 информационного письма N 134, признали, что действия министерства не отвечают целям и задачам Закона N 159-ФЗ, а также создают предпринимателю препятствия в осуществлении им предпринимательской деятельности (определение Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2018 N 303-КГ18-5679, постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15.09.2021 делу N 61-4319/2020)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17 февраля 2022 г. N Ф08-636/22 по делу N А61-4465/2020