г. Краснодар |
|
22 февраля 2022 г. |
Дело N А53-41932/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 февраля 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Прокофьевой Т.В. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Частное охранное предприятие "Омерта-Юг" (ИНН 2308091942, ОГРН 1032304155454) - Петросяна Э.С. (доверенность от 26.10.2020), от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - публичного акционерного общества "Сбербанк России" (ИНН 7707083893, ОГРН 1027700132195) - Блашко Е.И. (доверенность от 20.02.2020), в отсутствие заинтересованных лиц - Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (ИНН 6163030500, ОГРН 1026103173172) и Федеральной антимонопольной службы (ИНН 7703516539, ОГРН 1047796269663), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Частное охранное предприятие "Омерта-Юг" на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2021 по делу N А53-41932/2020, установил следующее.
ООО ЧОП "Омерта-Юг" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании недействительным заключения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - управление, антимонопольный орган) от 09.11.2020 по результатам проверки сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках; об обязании управления устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем исключения сведений из реестра недобросовестных поставщиков.
Определением от 18.12.2020 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Юго-Западный банк ПАО "Сбербанк России" (далее - ПАО "Сбербанк", заказчик).
Определением от 27.01.2021 суд привлек к участию в деле в качестве заинтересованного лица ФАС России.
Решением от 24.05.2021, суд отказал в удовлетворении заявленных обществом требований, ввиду законности и обоснованности оспариваемого обществом заключения управления.
Определением от 30.08.2021 суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции, ввиду наличия оснований для отмены решения суда от 24.05.2021, установленных пунктом 2 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановлением от 27.10.2021 суд апелляционной инстанции отменил решение суда от 24.05.2021 и отказал в удовлетворении заявленных обществом требований. Постановление апелляционной инстанции мотивировано отсутствием правовых оснований для удовлетворения заявленных обществом требований, ввиду законности и обоснованности оспариваемого обществом заключения управления.
В кассационной жалобе общество просит отменить постановление суда апелляционной инстанции от 27.10.2021, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. Податель кассационной жалобы полагает, что суд апелляционной инстанции неправильно применил нормы права, а выводы суда апелляционной инстанции не соответствуют обстоятельствам дела. Суд апелляционной инстанции не дал оценку всем представленным в материалы дела доказательствам и доводам общества, в том числе об отсутствии мотивированного решения управления о замене члена комиссии. Антимонопольный орган и суд апелляционной инстанции не исследовали вопрос добросовестности действий общества, а также действий заказчика - ПАО "Сбербанк". Своими действиями общество выразило намерение на заключение договора с ПАО "Сбербанк" и исполнение его в полном объеме; общество обладало всеми необходимыми для исполнения договора трудовыми и материальными ресурсами.
В отзывах на кассационную жалобу общества управление и ПАО "Сбербанк" просят оставить постановление апелляционной инстанции без изменения, полагая, что оно является законным и обоснованным.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзывов, выслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив законность и обоснованность постановления апелляционной инстанции, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит, по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 02.03.2020 заказчик - ПАО "Сбербанк" разместил извещение о проведении закупки на право заключения договора на оказание охранных услуг с помощью технических средств охраны, в форме аукциона в электронной форме N 32008943342 на официальном сайте единой информационной системы (www.zakupki.gov.ru.).
В разделе 2 документации заказчик определил, что к участию в закупке допускаются лица, соответствующие требованиям, в том числе о наличии профессиональной компетентности, финансовых, трудовых, кадровых ресурсов, оборудования и других материальных возможностей, опыта, необходимого для исполнения договора на поставку продукции.
ПАО "Сбербанк" указал требования и документы, которые участник аукциона обязан предоставить в целях подтверждения выполнения требований заказчика: копию или оригинал лицензии на осуществление частной охранной деятельности, выданной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности, или его территориальным органом; копию или оригинал лицензии МЧС России на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений либо с привлечением СПО, имеющей необходимые лицензии(гарантийное письмо о привлечении СПО, имеющей необходимые лицензии); наличие у участника огнестрельного оружия - не менее 22 штук (копия разрешения на хранение и использование оружия и патронов к нему (РХИ) или гарантийное письмо о выполнении данного требования к началу оказания услуг по договору в случае признания участника победителем и предоставления подтверждающих документов его приобретения, в течение 10 календарных дней с даты подведения итогов закупочной процедуры); наличие у участника лицензированных охранников не ниже шестого разряда не менее 44 человек, с представлением выписки из штатного расписания, заверенной подписью руководителя и печатью (при ее наличии), с обязательным указанием разряда охранников или справки о наличии сотрудников в штате организации с указанием разряда охранников или копии гражданско-правовых договоров с указанием разряда охранников, гарантийное письмо о выполнении данного требования к началу оказания услуг по договору в случае признания участника победителем и предоставления подтверждающих документов приема на работу/заключения гражданско-правового договора, в течение 10 календарных дней с даты подведения итогов закупочной процедуры; наличие у участника не менее 22 групп быстрого реагирования, каждая из которых укомплектована двумя охранниками шестого разряда, имеет техническую оснащенность (автотранспорт, оружие, спецсредства, средства связи) - справка участника, подписанная руководителем участника, с указанием сведений, подтверждающих количество мобильных групп быстрого реагирования участника, несущих постоянное суточное дежурство или гарантийное письмо о выполнении данного требования к началу оказания услуг по договору в случае признания участника победителем и предоставления подтверждающих документов формирования групп в необходимом количестве, в течение 10 календарных дней с даты подведения итогов закупочной процедуры; наличие у участника инженерно-технического персонала, квалификация которого подтверждена дипломами о техническом образовании/сертификатами в области электронных систем безопасности/свидетельствами о повышении квалификации в области систем безопасности не менее 22 человек - выписка из штатного расписания, заверенная подписью руководителя и печатью (при её наличии) или справка о наличии сотрудников в штате организации или копиями гражданско-правовых договоров с приложением (подтверждающих квалификацию документов (копии дипломов/копии сертификатов/копии свидетельств), заявления о согласии на обработку персональных данных) или гарантийное письмо о выполнении данного требования к началу оказания услуг по договору в случае признания участника победителем и предоставления подтверждающих документов в течение 10 календарных дней с даты подведения итогов закупочной процедуры; наличие у участника специального оборудования - пульта централизованного наблюдения типа (любого из перечисленного в пункте 1.5 Технического задания - Гарантийное письмо с указанием типа пульта централизованного наблюдения, заверенное печатью организации и подписью руководителя с приложением копии/скана оригинала технического паспорта ГЩО (лицензионное соглашение); наличие у участника (или у партнеров, с которыми заключены контракты) оружейной(-ых) комнаты с разрешением на хранение огнестрельного оружия на территории Краснодарского края - справка участника со сведениями о наличии оружейных комнат у участника (или у партнеров, с которыми заключены контракты), подписанная руководителем участника, а также с приложением заверенных копий (разрешений на хранение и использование оружия и патронов к нему (РХИ), книг номерного учёта и персонального закрепления оружия и патронов). В случае наличия оружейной(-ых) комнаты у партнеров, с которыми заключены контракты, приложить заверенную участником копию контракта, или гарантийное письмо о выполнении данного требования к началу оказания услуг по договору в случае признания участника победителем в течение 10 календарных дней с даты подведения итогов закупочной процедуры.
В срок, установленный документацией, на участие в объявленной ПАО "Сбербанк" закупке подано 7 заявок.
Согласно протоколу от 15.05.2020 N 26-1/2 общество признано победителем аукциона N 32008943342.
29 мая 2020 года представитель филиала заказчика, в присутствии представителя общества установил несоответствие общества как победителя аукциона условиям закупки.
Представителем филиала заказчика установлено соответствие общества только в части представления лицензии на осуществление частной охранной деятельности и лицензии МЧС России на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, а также наличия оружейной комнаты с разрешением на хранение огнестрельного оружия на территории Краснодарского края.
Зафиксировав факт несоответствия общества как победителя аукциона условиям закупки в акте от 29.05.2020, подписанным представителем общества без возражений, ПАО "Сбербанк" письмом от 20.05.2020 N ЮЗБ-125-ИСХ/101 информировал общество о необходимости предоставления документов, подтверждающих наличие необходимых ресурсов для исполнения обязательств по договору.
Общество в установленные сроки и с учетом дополнительного уведомления заказчиком, не обеспечило подтверждение соответствия квалификационным требованиям в объеме, предусмотренном документацией и ранее данной гарантией (гарантийные письма) в составе заявки общества.
Установив, что общество не выполнило квалификационные требования закупки и предоставило недостоверные сведения в составе заявки, ПАО "Сбербанк" принял решение об отказе от заключения договора с обществом.
08 июля 2020 года в 12 часов 51 минуту в единой информационной системе опубликован протокол N 37-4 о признании общества уклонившимся от заключения договора с ПАО "Сбербанк" на основании пункта 18.16 Положения о закупках ПАО "Сбербанк (далее - Положение о закупках).
29 июля 2020 общество обратилось в управление с жалобой на нарушение требований Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), на основании которого антимонопольный орган возбудил дело N 061/07/3-1660/2020.
Решением от 19.08.2020 по делу N 061/07/3-1660/2020 управление признало жалобу общества необоснованной.
Не согласившись с решением антимонопольного органа от 19.08.2020 по делу N 061/07/3-1660/2020, общество обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 08.02.2021 по делу N А53-37856/2020, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 20.05.2021 и постановлением кассационной инстанции от 31.08.2021 по тому же делу, решение управления от 19.08.2020 по делу N 061/07/3-1660/2020 признано соответствующим положениям Закона N 223-ФЗ.
Впоследствии ПАО "Сбербанк" обратилось в управление с заявлением о недобросовестных действиях общества, выразившихся в уклонении от заключения контракта по итогам проведения аукциона в электронной форме, согласно извещению N 32008943342.
По итогам рассмотрения заявления общества комиссия управления подготовила заключение от 09.11.2020 по результатам проверки сведений ПАО "Сбербанк" о недобросовестных действиях общества, согласно которому решено представить руководителю ФАС России заключение для принятия им решения о включении сведений об обществе в реестр недобросовестных поставщиков.
Полагая, что заключение управления от 09.11.2020 является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд апелляционной инстанции всесторонне и полно исследовал фактические обстоятельства по делу, оценил представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и сделал правильный вывод об отсутствии в данном случае правовых оснований для удовлетворения заявленных обществом требований. При этом суд апелляционной инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Целями регулирования Закона N 223-ФЗ являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 Закона N 223-ФЗ (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений (часть 1 статьи 1 Закона N 223-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом N 223-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утверждёнными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона N 223-ФЗ правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В силу части 2 статьи 2 Закона N 223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Частью 2.5 статьи 2 Закона N 223-ФЗ установлено, что положение о закупке размещается в единой информационной системе утвердившей его организацией в течение пятнадцати дней с даты утверждения положения о закупке.
При этом изменения, внесенные в положение о закупке, подлежат размещению в единой информационной системе утвердившей их организацией в течение пятнадцати дней с даты утверждения таких изменений, что установлено частью 2.7 статьи 2 Закона N 223-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона N 223-ФЗ положение о закупке, изменения, вносимые в указанное положение, подлежат обязательному размещению в единой информационной системе не позднее чем в течение пятнадцати дней со дня утверждения (о закупках).
Порядок размещения положения о закупке утверждён постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 N 908 "Об утверждении Положения о размещении в единой информационной системе информации о закупке" (далее - Порядок), пунктом 11 которого установлено, что положение о закупке считается размещенным в единой информационной системе надлежащим образом после размещения в соответствии с пунктом 4 Порядка в единой информационной системе документов, предусмотренных пунктом 10 Порядка.
Для размещения информации о внесении изменений в положение о закупке представитель заказчика в соответствии с пунктом 10 Положения о закупке размещает измененный электронный вид положения о закупке и при необходимости вносит изменения в документ, содержащий основные сведения о положении о закупке, а также размещает электронный вид документа, предусмотренного пунктом 5 Положения о закупке.
Суд апелляционной инстанции установил, что ПАО "Сбербанк" разместило на своем сайте в свободном доступе положение о закупках в редакция N 2, с изменениями N 1 от 21.03.2019, что сторонами по делу не оспаривается.
Пунктом 9.4 Положения о закупке определено, что на основании отчета ЭТП о проведенном электронном аукционе (пункт 9.3.5. Положения) заказчик рассматривает заявки участников, в порядке возрастания предложенной в ходе аукциона цены. В ходе рассмотрения заявок заказчик оценивает соответствие участников электронного аукциона и предлагаемой ими продукции требованиям, установленным документацией. Рассмотрение заявок производится до выявления первой заявки, для которой установлено заказчиком соответствие участника и предлагаемой им продукции требованиям документации. В случае если электронный аукцион проводится на право заключения договора, победителем аукциона признаётся лицо, заявка которого соответствует требованиям установленным документацией, и которое предложило наиболее высокую цену за право заключить договор. ПАО "Сбербанк" вправе потребовать от участника предоставить оригиналы или нотариально заверенные копии документов (если иной порядок заверения и предоставления документов не предусмотрен в документации), поданных им в электронном виде в составе заявки на участие в электронном аукционе. В случае непредставления участником полного пакета документов (надлежащих по форме и содержанию) в течение 3 (трех) рабочих дней с даты получения требования заказчика о предоставлении документов, ПАО "Сбербанк" повторно рассматривает заявки в порядке, предусмотренном пунктами 9.4.1 - 9.4.3. Положения о закупках, исключив из рассмотрения заявку данного участника.
По результатам рассмотрения заявок заказчик составляет протокол подведения итогов электронного аукциона с информацией о победителе или о признании электронного аукциона несостоявшимся, и размещает его в соответствии с пунктом 7.2 Положения о закупках. После размещения информации об итогах электронного аукциона заказчик осуществляет подготовку договора и направляет его победителю электронного аукциона для подписания.
Таким образом, в соответствии с Положения о закупках, закупочная комиссия ПАО "Сбербанк" рассматривает заявки, поданные участниками закупки на соответствие требованиям, установленным закупочной документацией, и проверяет соответствие участников закупки требованиям закупочной документации, а именно: содержание заявки и представленные документы.
Согласно пункту 18.12 Положения о закупках, заключение договора по итогам закупочной процедуры осуществляется в сроки и в порядке, указанные в извещении и/или документации, но не ранее 10 (десяти) и не позднее 20 (двадцати) дней со дня подведения итогов закупочной процедуры, а в случае размещения информации о закупке в единой информационной сети - со дня размещения протокола подведения итогов закупочной процедуры в единой информационной сети. В случае необходимости одобрения уполномоченным органом Банка заключения договора, договор должен быть заключен не позднее чем через 5 (пять) дней с даты указанного одобрения.
Суд апелляционной инстанции установил, что общество признано победителем электронного аукциона, проведенного на оказание охранных услуг с помощью технических средств охраны для объектов Краснодарского отделения ПАО "Сбербанк" N 8619, согласно извещению N 32008943342.
Согласно протоколу от 26.03.2020 N 21-1 о рассмотрении первых частей заявок, на участие в закупке подано 7 (семь) заявок, которым присвоены порядковые номера, при этом одна заявка была отклонена. Протокол от 26.03.2020 N 21-1 размещен в единой информационной сети 30.03.2020.
В соответствии с протоколом от 30.04.2020 N 26-1/1 о рассмотрении вторых частей заявок, комиссия заказчика отклонила 2 (две) заявки. Протокол от 30.04.2020 N 26-1/1 размещен в единой информационной сети 20.05.2020.
Протоколом от 30.04.2020 N 26-1/2 о подведении итогов, заявка общества признана соответствующей требованиям электронного аукциона и общество признано его победителем. Протокол от 30.04.2020 N 26-1/2 размещен в единой информационной сети 20.05.2020.
В части соблюдения требований условий закупки, общество в составе заявки представило гарантийные письма о выполнении требований к началу оказания услуг по договору в случае признания участника победителем в течение 10 календарных дней с даты подведения итогов закупочной процедуры, по требованию: наличие у участника огнестрельного оружия не менее 22 штук; наличие у участника лицензированных охранников не ниже шестого разряда не менее 44 человек; наличие у участника не менее 22 групп быстрого реагирования, каждая из которых укомплектована двумя охранниками шестого разряда, имеет техническую оснащенность (автотранспорт, оружие, спецсредства, средства связи); наличие у участника инженерно-технического персонала, квалификация которого подтверждена дипломами о техническом образовании/сертификатами в области электронных систем безопасности/свидетельствами о повышении квалификации в области систем безопасности не менее 22 человек; наличие у участника специального оборудования - пульта централизованного наблюдения типа (любого из перечисленного в пункте 1.5 технического задания).
Пунктом 3.13 документации об аукционе предусмотрено право заказчика в ходе проведения закупочной процедуры осуществлять проверку предлагаемой участниками продукции на соответствие требованиям документации, в том числе посредством проведения тестирования продукции (образцов продукции) собственными силами и/или с привлечением внешних экспертов/экспертных организаций, обладающих специальными познаниями. Порядок, условия проведения указанной проверки устанавливается документацией. Аналогичная норма закреплена в пункте 4.1.14 Положения закупках.
Письмом от 20.05.2020 N ЮЗБ-125-исх/101 Юго-Западный банк ПАО "Сбербанк" уведомил общество о предстоящей проверке сотрудниками управления безопасности на предмет подтверждения наличия ресурсов, необходимых для исполнения обязательств по договору, согласно условиям закупки, а именно: предъявления списка номерного учета РХИ; удостоверений охранников шестого разряда (все страницы); личных карточек охранников с указанием принадлежности к охраняющей организации; справки химико-токсикологического исследования; медицинской справки на оружие по форме 046-1; трудовых книжек охранников; согласия охранников на обработку персональных данных; справки с информацией об имеющихся ГБР, содержащей в том числе сведения об автотранспорте и цветовой схеме раскраски автомобилей, информацию о закрепленном за ГБР оружии, спецсредствах, средствах связи, сведения о форменной одежде охранников (в том числе цвет, информация о шевронах и нашивках); документы на право распоряжения автотранспортом, задействованным для ГБР (договоры купли-продажи, аренды, лизинга) с приложением СТС; РСЛа на закрепление оружия за охранниками ГБР; документы на право распоряжения средствами связи, видеорегистраторами и GPS-трекерами, задействованными для ГБР (договоры купли-продажи, аренды, лизинга); удостоверения, подтверждающие инженерно-технического персонала наличие не ниже III группы по электробезопасности для работы в электроустановках напряжением до 1000 В; трудовые книжки инженерно-технического персонала; штатное расписание или справку о наличии инженерно-технического персонала в штате организации или копии гражданско-правовых договоров с приложениями; документы подтверждающие квалификацию сотрудников инженерно-технического персонала (копии дипломов/копии сертификатов/копии свидетельств); согласие инженерно-технического персонала на обработку ПАО "Сбербанк" их персональных данных.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции обоснованно расценил установленные ПАО "Сбербанк" требования к участникам закупки, содержащиеся в закупочной документации, и требования, изложенные в письме заказчика от 20.05.2020 N ЮЗБ-125-исх/101, в качестве не противоречащих, признав необоснованным довод общества о том, что письмом заказчика от 20.05.2020 N ЮЗБ-125-исх/101 предъявлены дополнительные требования, не установленные условиями закупки.
Пунктом 5 приложения 12 к постановлению Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 N 587 "Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности" установлено, что работники частной охранной организации, осуществляющие охранные услуги в виде вооруженной охраны имущества, должны соблюдать требования нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих оборот оружия.
Пунктом 123 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации (зарегистрировано в Минюсте России 24.06.1999 N 1814), утвержденной приказом МВД России от 12.04.1999 N 288 "О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 N 814" (далее - Инструкция) установлено, что количественный и номерной учет оружия и патронов в организации осуществляется руководителем юридического лица или его заместителем, ответственным за сохранность оружия и патронов в организации, либо работником, на которого приказом руководителя юридического лица возложены такие обязанности.
Юридическими лицами с особыми уставными задачами ведутся книги номерного учета и персонального закрепления оружия и патронов. В подразделениях органов государственной власти, которым предоставлено право изъятия оружия, дополнительно ведутся книги наличия и движения, номерного учёта изъятого оружия и патронов, а также акты приема (передачи) изъятого оружия и патронов (подпункт "а" пункта 133 Инструкции).
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции сделал вывод о том, что требования заказчика о предъявлении списка номерного учета РХИ, не устанавливает новых требований для общества с особыми уставными задачами.
Приказом Минздрава России от 30.06.2016 N 441н утвержден Порядок проведения медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием и химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов (зарегистрирован в Минюсте России 25.11.2016 N 44430), который регулирует вопросы проведения медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием и химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.
Пунктом 21 Порядка проведения медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием и химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, утвержденного приказом Минздрава России от 30.06.2016 N 441н, установлено, что результаты химико-токсикологических исследований отражаются в справке о результатах химико-токсикологических исследований (учетная форма N454/у-06), которая оформляется по форме и в порядке, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.01.2006 N 40 "Об организации проведения химико-токсикологических исследований при аналитической диагностике наличия в организме человека алкоголя, наркотических средств, психотропных и других токсических веществ" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26.02.2006, регистрационный N 7544) и представляется в медицинскую организацию, направившую в химико-токсикологическую лабораторию образец биологического объекта (мочи).
По желанию освидетельствуемого в медицинской организации, указанной в пункте 6 Порядка проведения медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием и химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, ему выдается копия справки о результатах химико-токсикологических исследований.
Согласно части 7 статьи 12 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" обязательным требованием является наличие у работников частной охранной организации, осуществляющих охранные услуги, личной карточки охранника, выданной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности, или его территориальным органом в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности. Работники частной охранной организации имеют право оказывать охранные услуги в специальной форменной одежде, если иное не оговорено в договоре с заказчиком. Оказание работниками частной охранной организации услуг в специальной форменной одежде должно позволять определять их принадлежность к конкретной частной охранной организации.
В силу положений Трудового кодекса Российской Федерации, трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе. Сведения о взысканиях в трудовую книжку не вносятся, за исключением случаев, когда дисциплинарным взысканием является увольнение.
Аукционной документацией ПАО "Сбербанк" установил обязательные требования по допуску к участию в закупке лиц, в том числе наличие профессиональной компетентности, финансовых и трудовых (кадровых) ресурсов, оборудования и других материальных возможностей, опыта, необходимого для исполнения договора.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что требование заказчика о подтверждении обществом соответствия его заявки в части требования о наличии у общества не менее 44 человек лицензированных охранников не ниже шестого разряда, является обоснованным.
Условиями аукциона (пункт 1.4) заказчик установил следующие требования к качеству товаров (работ, услуг) и иные показатели, связанные с определением соответствия товаров (работ, услуг) потребностям заказчика или целям использования) - обеспечение времени прибытия на объект групп быстрого реагирования охранной организации по сигналу тревога: до 7 минут - центры городских округов (г. Краснодар, г. Новороссийск, г. Геленджик, г. Горячий Ключ, г. Армавир, г. Анапа) и центры муниципальных районов Краснодарского края; до 15 минут - все остальные населенные пункты; на вновь принимаемые под охрану объекты, условие прибытия групп быстрого реагирования распространяется аналогичным образом; количество вооруженных охранников в группе быстрого реагирования - не менее двух; обязательное обеспечение, на время действия договора, работников групп быстрого реагирования форменной одеждой, огнестрельным оружием, спецсредствами, средствами связи, автотранспортом; исполнитель обязан обеспечить постоянный контроль линий связи Комплекса с ПЦО с периодичностью не реже одного раза в 3 минуты; при несовместимости ТСО Комплекса и оборудования ПЦО, монтаж необходимых приборов и оборудования (из Перечня рекомендованных к применению на объектах ПАО "Сбербанк") производится исполнителем за свой счет без дополнительной оплаты со стороны заказчика.
Суд апелляционной инстанции установил, что в силу предмета закупки и установленных аукционной документацией обязательных требований, в данном случае заказчик в целях проверки соответствия участника, обоснованно предложил обществу представить доказательства в обоснование поданной заявки о наличии профессиональной компетентности, финансовых и трудовых (кадровых) ресурсов, оборудования и других материальных возможностей, опыта, необходимого для исполнения договора на поставку продукции.
В соответствии с частью 2 статьи 5 Закона N 223-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров.
Соответствующие полномочия по ведению реестра недобросовестных поставщиков согласно пункту 5.3.4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, возложены на ФАС России.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 N 1211 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"" утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (далее - Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков), пунктом 2 которых установлено, что ведение реестра, в том числе включение в реестр и исключение из него сведений об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров), осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на ведение реестра, в единой информационной системе в сфере закупок.
Из пунктов 3 и 4 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков следует, что реестр ведется в электронном виде путем использования информационной системы, включающей в себя средства программного обеспечения, отвечающие требованиям к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков.
Согласно пункту 1 приказа ФАС России от 18.03.2013 N 164/13 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"" (далее - Приказ N 164/13) на комиссию ФАС России и соответствующие комиссии территориальных органов Федеральной антимонопольной службы России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров возложены полномочия по проверке сведений, предоставляемых в Федеральной антимонопольной службы России в соответствии с Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков.
В соответствии с пунктом 2.4 Приказа N 164/13 сведения рассматриваются соответствующими территориальными органами ФАС России по месту нахождения заказчика.
При этом пунктами 2.1, 2.2 и 2.3 Приказа N 164/13 установлено, что комиссия проводит проверку сведений в течение 10 дней с даты их поступления. По результатам проверки сведений комиссия дает соответствующее заключение, которое не позднее двух рабочих дней должно быть представлено руководителю ФАС России для принятия им решения о включении либо об отсутствии оснований для включения сведений в реестр, которое оформляется приказом ФАС России.
Таким образом, включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение участника закупки, выражающееся в неправомерном нарушении положений Закона N 223-ФЗ.
При рассмотрении вопроса о признании участника закупки уклонившимся от заключения договора уполномоченный орган исполнительной власти не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения закона и обязан всесторонне исследовать все обстоятельства дела, дать оценку существенности нарушения, степени вины участника, ущербу, нанесенному заказчику.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия).
Указанные обстоятельства в каждом конкретном случае подлежат выяснению антимонопольным органом при решении вопроса о наличии оснований для включения определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков в рамках установленной процедуры.
В соответствии с частью 15 статьи 3.2 Закона N 223-ФЗ договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее, чем через десять дней и не позднее, чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки. В случае необходимости одобрения органом управления заказчика в соответствии с законодательством Российской Федерации заключения договора или в случае обжалования в антимонопольном органе действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки договор должен быть заключён не позднее, чем через пять дней с даты указанного одобрения или с даты вынесения решения антимонопольного органа по результатам обжалования действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что общество до заключения с заказчиком договора, не представило доказательства соответствия сведений заявки условиям закупки.
Согласно пункту 5.4 документации об аукционе, пункту 18.14 Положения о закупке, в случае отказа победителя заключить договор, в том числе уклонения от заключения договора, банк имеет право отменить решение о признании данного участника победителем закупочной процедуры и принять одно из следующих решений: заключить договор с участником, занявшим второе (последующее) место; отказаться от проведения закупочной процедуры; заверенную участником копию контракта, или гарантийное письмо о выполнении данного требования к началу оказания услуг по договору в случае признания участника победителем в течение 10 календарных дней с даты подведения итогов закупочной процедуры; провести новую закупочную процедуру.
Пунктом 5.6 документации об аукционе и пунктом 18.16. Положения о закупках установлено, что под уклонением (отказом) от заключения договора понимаются следующие действия/бездействие победителя закупочной процедуры: непредставление в банк подписанного победителем закупки экземпляра договора в установленный срок и порядке; отказ победителя закупки заключить договор на условиях проекта договора, размещенного в составе документации; представление победителем закупки в ПАО "Сбербанк" требования/предложения о внесении изменений в условия проекта договора, размещенного в составе документации, либо измененного проекта договора, размещенного в составе документации; непредставление в установленный срок надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных документацией и/или необходимых для заключения договора; непредставление документов, подтверждающих оформление победителем обеспечения исполнения договора (если установлено); иные действия или бездействие победителя закупки, свидетельствующие о том, что договор не будет подписан с его стороны.
Протокол N 37-4 о признании общества уклонившимся от заключения договора с ПАО "Сбербанк" опубликован заказчиком в единой информационной сети 08.07.2020.
Суд апелляционной инстанции принял во внимание выводы судов по делу N А53-37856/2020, в рамках которого дана оценка как условиям аукционной документации заказчика по закупке по извещению N 32008943342, так и действиям самого заказчика при проведении проверки соответствия профессиональной компетентности, финансовых и трудовых (кадровых) ресурсов, оборудования и других материальных возможностей, опыта, необходимого обществу для исполнения договора на оказание охранных услуг с помощью технических средств охраны для объектов Краснодарского отделения N 8619 ПАО "Сбербанк".
Поскольку доказательства несоответствия оспариваемого заключения управления требованиям Закона N 223-ФЗ, иным нормативным правовым актам, а также нарушение указанным заключением антимонопольного органа прав и законных интересов общества, в материалах дела отсутствуют, суд апелляционной инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных обществом требований.
Довод о том, что суд апелляционной инстанции не дал оценку всем представленным в материалы дела доказательствам и доводам общества, не нашел своего подтверждения в ходе рассмотрения кассационной жалобы, при этом неотражение в судебных актах всех имеющихся в деле доказательств либо доводов стороны не свидетельствует об отсутствии их надлежащей судебной проверки и оценки (определение Верховного Суда Российской Федерации от 06.10.2017 N 305-КГ17-13690).
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2021 по делу N А53-41932/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
Т.В. Прокофьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 15 статьи 3.2 Закона N 223-ФЗ договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее, чем через десять дней и не позднее, чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки. В случае необходимости одобрения органом управления заказчика в соответствии с законодательством Российской Федерации заключения договора или в случае обжалования в антимонопольном органе действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки договор должен быть заключён не позднее, чем через пять дней с даты указанного одобрения или с даты вынесения решения антимонопольного органа по результатам обжалования действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки.
...
Поскольку доказательства несоответствия оспариваемого заключения управления требованиям Закона N 223-ФЗ, иным нормативным правовым актам, а также нарушение указанным заключением антимонопольного органа прав и законных интересов общества, в материалах дела отсутствуют, суд апелляционной инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных обществом требований.
Довод о том, что суд апелляционной инстанции не дал оценку всем представленным в материалы дела доказательствам и доводам общества, не нашел своего подтверждения в ходе рассмотрения кассационной жалобы, при этом неотражение в судебных актах всех имеющихся в деле доказательств либо доводов стороны не свидетельствует об отсутствии их надлежащей судебной проверки и оценки (определение Верховного Суда Российской Федерации от 06.10.2017 N 305-КГ17-13690)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22 февраля 2022 г. N Ф08-222/22 по делу N А53-41932/2020