г. Краснодар |
|
24 февраля 2022 г. |
Дело N А32-23279/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 февраля 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Посаженникова М.В. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Центральная-Краснодар"" (ИНН 2310184295, ОГРН 1152310003130) - Хальзовой А.В. (доверенность от 10.01.2022) Шмелевой Е.А. (доверенность от 10.01.2022), от заинтересованного лица - Государственной жилищной инспекции Краснодарского края (ИНН 2308124796, ОГРН 1062308033700) - Мингалевой А.А. (доверенность от 15.07.2020), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Центральная-Краснодар"" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.08.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2021 по делу N А32-23279/2021, установил следующее.
ООО "Управляющая компания "Центральная-Краснодар"" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Государственной жилищной инспекции Краснодарского края (далее - инспекция) о признании недействительным предписания от 13.05.2021 N 835.
Решением суда от 09.08.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 26.11.2021, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судебные акты мотивированы тем, что у инспекции имелось законное основание для проведения внеплановой проверки в отношении общества по вопросу размещения информации ГИС ЖКХ, выданный акт не нарушает законные права и интересы общества.
В кассационной жалобе общество просит отменить решение суда и постановление суда апелляционной инстанции, принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы указал, что к рассматриваемым отношения подлежат применению положения части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ). Для соблюдения процедуры внеплановой проверки предмет рассматриваемого вопроса юридического значения не имеет. Обращение любого лица в надзорный орган само по себе законным основанием к проведению проверки не является. Издание инспекцией распоряжения является следующим документом в процедуре оформления проверки, а не дополнением к обращению. Часть 3 статьи 196 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) не применима в рассматриваемом случае, поскольку на согласовании с прокуратурой и уведомлении заявитель не настаивал. Выводы суда о применении при разрешении спора Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) применение Закона N 294-ФЗ не подменяет. Общество представило в суд документы от 17.05.2021, подтверждающие размещение информации о тарифах на коммунальные услуги. Не дана оценка представленным доказательствам по размещению до проведения проверки тарифов (цен) на коммунальные услуги по отоплению, горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, электроснабжению, отведению сточных вод. Делая вывод о том, что обществом информация о состоянии расчетов за содержание жилого помещения собственниками и пользователями помещений в МКД за апрель 2021 года не размещена, что является нарушением пункта 8.3 Приказа Минкомсвязи России N 74, Минстроя России N 114/пр от 29.02.2016 "Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Приказ N 74/114/пр), суды не учли, что решением собственников помещений МКД с 01.04.2021 определены способ и сроки предоставления платежных документов, размещенных в электронной форме, не позднее шестого числа месяца, следующего за истекшим, без размещения в почтовые ящики платежных документов в бумажной форме. Неразмещение управляющей компанией в системе платежных документов за апрель 2021 года по состоянию на 04.05.2021 не является нарушением требований жилищного законодательства. Не применен пункт 1 части 2 статьи 155 Жилищного кодекса для определения срока размещения платежных документов в системе. Суд апелляционной инстанции в нарушение статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принял и оценил в качестве доказательств новые документы, представленные инспекцией, которые не представлены в суд первой инстанции. Суды не дали оценки доводу общества о нелегитимности проверки, поскольку она проведена Келиной Н.В, не уполномоченной на проведение проверки (в распоряжении о проверке она не указана). Судом не дана оценка доводу общества о том, что размещение информации в ГИС ЖКХ о тарифах размещается в заданной последовательности: сначала сведения размещает ресурсоснабжающая организация (оператор по обращению с ТКО), затем, в привязке с РСО (оператору), может разместить управляющая компания. Суд возложил на общество обязанность по размещению информации, подлежащей размещению ресурсоснабжающей организацией, согласно алгоритму системы ГИС ЖКХ.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представители общества поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель инспекции в судебном заседании просил судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению на основании следующего.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения от 13.04.2021 N 1043Л инспекция провела внеплановую документарную проверку общества, в ходе которой выявила нарушение требований пункта 3.1.6.3, пункта 8.3 раздела 10 Приказа N 74/114/пр, а именно: в телекоммуникационной сети Интернет, на сайте https://dom.gosuslugi.ru не размещены платежные документы для внесения платы за апрель 2021 года за содержание жилых помещений (квартир), расположенных в многоквартирном доме N 129 г. Краснодар, ул. Буденного (далее - МКД); в телекоммуникационной сети Интернет, на сайте https://dom.gosuslugi.ru не размещена информация о тарифах (ценах) на коммунальные услуги по отоплению, горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, обращению с твердыми коммунальными отходами, электроснабжению, отведению сточных вод, предоставляемых собственникам и пользователям помещений в МКД.
Результаты проверки отражены в акте от 13.05.2021 N 1556.
Инспекция выдала обществу предписание от 13.05.2021 N 835, которым предписано устранить причины и последствия допущенных нарушений, а именно, в срок по 11.06.2021 разместить платежные документы для внесения платы за содержание жилых помещений (квартир) в МКД в срок по 11.06.2021; в телекоммуникационной сети Интернет, на сайте https://dom.gosuslugi.ru информацию о тарифах (ценах) на коммунальные услуги по отоплению, горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, обращению с твердыми коммунальными отходами, электроснабжению, отведению сточных вод, предоставляемых собственникам и пользователям помещений в МКД.
Общество, не согласившись с предписанием инспекции, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
На основании части 1 статьи 196 Жилищного кодекса к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), и муниципального контроля" и положения Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) с учетом особенности проведения внеплановой проверки, установленной частью 3 статьи 196 Жилищного кодекса.
Согласно части 3 статьи 196 Жилищного кодекса внеплановая проверка по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 4, 5 части 10 статьи 19 Закона о лицензировании, а также в связи с поступлением в орган государственного жилищного надзора обращений, заявлений граждан.
В частях 6 и 7 статьи 19 Закона о лицензировании определено, что в отношении лицензиата лицензирующим органом проводятся документарные проверки, плановые проверки и в соответствии с частью 10 данной статьи внеплановые выездные проверки. Предметом указанных в части 6 данной статьи проверок лицензиата являются содержащиеся в документах лицензиата сведения о его деятельности, состоянии используемых при осуществлении лицензируемого вида деятельности помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, соответствие работников лицензиата лицензионным требованиям, выполняемые работы, оказываемые услуги, принимаемые лицензиатом меры по соблюдению лицензионных требований, исполнению предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.
Внеплановая документарная проверка назначена на основании поступившего в инспекцию обращения вх. от 09.04.2021 N 75-71-Л 11/21 о неисполнении обществом Закона N 209-ФЗ. Таким образом, у инспекции имелись законные основания для проведения внеплановой проверки в отношении общества по вопросу размещения информации ГИС ЖКХ.
Ссылка кассатора в жалобе на проведение проверки Келиной Н.В., которая не уполномочена на ее проведение, отклонена. Согласно акту проверки она проведена Келиной Н.В. и Корсуновым А.И., уполномоченным в распоряжении от 13.04.2021 на проведение проверки в отношении общества. Кроме того, в материалах дела имеется приказ от 27.04.2021 N 48а о внесении изменений в распоряжение от 13.04.2021 N 1043Л, в соответствии с которым произведена замена главного специалиста Ширыбановой Е.М. на консультанта отдела контроля установления платы за жилищно-коммунальные услуги Келину Н.В.
Как верно указали суды со ссылкой на частью 1 статьи 198, часть 5 статьи 200 и статью 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статью 20 Жилищного кодекса, положения Федерального закона от 21.07.2014 N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - Закон N 209-ФЗ), оспариваемое предписание выдано инспекцией в пределах предоставленных ей полномочий.
Официальным сайтом государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства является сайт www.dom.gosuslugi.ru (приказ Минкомсвязи России N 504, Минстроя России N 934/пр от 30.12.2014).
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, устанавливают порядок, состав, способы, сроки и периодичность размещения в ГИС ЖКХ информации поставщиками информации, обязательное размещение которой предусмотрено Федеральным законом, в системе, а также адрес официального сайта системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункты 2, 11 части 3 статьи 7 Закона N 209-ФЗ).
Порядок и способы размещения информации, ведения реестров в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, доступа к системе и информации, размещенной в ней, установлены приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28.12.2015 N 589/944/пр (далее - приказ N 589/944/пр), технологическими инструкциями и руководством пользователя, которые опубликованы на сайте http://dom.gosuslugi.ru в разделе "Регламенты и инструкции".
Пунктами 2 и 3 Порядка N 589/944/пр установлено, что система ГИС ЖКХ имеет открытую часть, свободный доступ к которому имеет неограниченный круг лиц, и закрытую часть для разных категорий пользователей, доступ к которой ограничен.
В силу части 3 статьи 8 Закона N 209-ФЗ поставщики информации обеспечивают полноту, достоверность, актуальность информации и своевременность ее размещения в системе.
В соответствии с частью 19 статьи 7 Закона N 209-ФЗ лица, осуществляющие поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, в многоквартирные дома, жилые дома, размещают в системе информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 6, 7, 21 - 25, 28 - 33, 35 - 40 части 1 статьи 6 Закона N 209-ФЗ.
В системе должна размещаться информация о состоянии расчетов потребителей с лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, с лицами, осуществляющими предоставление коммунальных услуг, с лицами, осуществляющими поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, в многоквартирные дома, жилые дома (пункт 33 части 1 статьи 6 Закона N 209-ФЗ).
Состав, сроки и периодичность размещения информации в ГИС ЖКХ определены приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29.02.2016 N 74/114/пр.
Информация, подлежащая размещению в системе лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирным домом, содержится в разделе 10 Приказа N 74/114/пр, из которого следует, что при размещении информации в системе поставщики информации должны использовать сведения, содержащиеся в системе, размещенные федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, путем выбора соответствующих позиций.
Так, пунктом 3.1.6.3 раздела 10 Приказа N 74/114/пр для управляющих организаций предусмотрена обязанность по размещению информации о тарифах (ценах) на коммунальные ресурсы в сроки не позднее семи дней со дня заключения договора, в соответствии с которым собственник помещения в многоквартирном доме, не являющейся членом товарищества, кооператива, вносит плату за содержание жилого помещения и плату за коммунальные услуги либо дополнительного соглашения о внесении в него изменений.
Пунктом 8.3 раздела 10 Приказа N 74/114/пр для управляющих организаций предусмотрена обязанность по размещению информации о состоянии счетов за содержание жилого помещения с собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах ежемесячно, не позднее первого числа месяца, следующего за расчетным, по состоянию на первое число месяца, следующего за расчетным, либо в иной срок, предусмотренный договором.
Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суды обеих инстанций установили, что общество, являясь управляющей организацией в отношении МКД, в силу вышеназванных норм права обязано было разместить сведения в системе ГИС ЖКХ на сайте www.dom.gosuslugi.ru в объеме, установленном уполномоченным органом исполнительной власти, однако в нарушение пункта 2 части 3 статьи 7 Закона N 209-ФЗ, части 10.1 статьи 161, части 2.1 статьи 162, части 2.1 статьи 164, части 5 статьи 165, части 2 статьи 167, части 8 статьи 168, части 5 статьи 172, статьи 195 Жилищного кодекса информацию о тарифах (ценах) на коммунальные услуги по отоплению, горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, обращению с ТКО, электроснабжению, отведению сточных вод (пункт 3.1.6.3 раздела 10 Приказа N 74/114/пр), а также информацию о состоянии расчетов за содержание жилого помещения с собственниками и пользователями помещений в МКД за апрель 2021 года (пункт 83 раздела 10 Приказа N 74/114/пр) в информационно-телекоммуникационной сети Интернет не опубликовало, в том числе применительно к установленным срокам.
Представленными в материалы дела и оцененными судом доказательствами данный факт не опровергается. Кроме того, указывая на установленный протоколом от 19.03.2021 N 1 внеочередного общего собрания собственников помещений срок размещения в ГИС ЖКХ платежных документов в электронной форме, общество не представило в материалы дела доказательства опубликования требуемой информации за апрель 2021 года в срок включительно до 06.05.2021 (установлен на внеочередном собрании собственников). Размещение информации о состоянии расчетов за содержание жилого помещения за апрель 2021 года произведено 07.05.2021. При этом в период проверки общество не предоставило инспекции информацию об изменении срока для опубликования необходимой информации.
Поскольку оспариваемым предписанием от 13.05.2021 N 835 установлен факт нарушения обществом норм жилищного законодательства, что не опровергнуто заявителем и подтверждено материалами дела, арбитражные суды пришли к правильному выводу о соответствии указанного ненормативного правового акта требованиям действующего законодательства.
Оснований для переоценки указанных выводов судов у суда округа в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Так как все обстоятельства настоящего дела установлены судами в полном объеме, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену принятых по делу судебных актов, не установлено, отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы по доводам, указанным в ней.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.08.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2021 по делу N А32-23279/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
М.В. Посаженников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суды обеих инстанций установили, что общество, являясь управляющей организацией в отношении МКД, в силу вышеназванных норм права обязано было разместить сведения в системе ГИС ЖКХ на сайте www.dom.gosuslugi.ru в объеме, установленном уполномоченным органом исполнительной власти, однако в нарушение пункта 2 части 3 статьи 7 Закона N 209-ФЗ, части 10.1 статьи 161, части 2.1 статьи 162, части 2.1 статьи 164, части 5 статьи 165, части 2 статьи 167, части 8 статьи 168, части 5 статьи 172, статьи 195 Жилищного кодекса информацию о тарифах (ценах) на коммунальные услуги по отоплению, горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, обращению с ТКО, электроснабжению, отведению сточных вод (пункт 3.1.6.3 раздела 10 Приказа N 74/114/пр), а также информацию о состоянии расчетов за содержание жилого помещения с собственниками и пользователями помещений в МКД за апрель 2021 года (пункт 83 раздела 10 Приказа N 74/114/пр) в информационно-телекоммуникационной сети Интернет не опубликовало, в том числе применительно к установленным срокам."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24 февраля 2022 г. N Ф08-569/22 по делу N А32-23279/2021