г. Краснодар |
|
24 февраля 2022 г. |
Дело N А53-42587/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 февраля 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Посаженникова М.В. и Черных Л.А., при ведении протокола помощником судьи Филипповой Е.Н., при участии в судебном заседании с использованием системы видео-конференц-связи с Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом (судебное поручение исполняет судья Долгова М.Ю., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Соколовой В.Д.), от заявителя - акционерного общества "Инженерная фирма "Орион-Хит"" (ИНН 6150039914, ОГРН 1036150011534) - Масалыкина В.Ю. (доверенность от 19.01.2022), от заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (ИНН 6163030500, ОГРН 1026103173172) - Крикуновой В.С. (доверенность от 09.08.2021), рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2021 по делу N А53-42587/2020, установил следующее.
АО "Инженерная фирма "Орион-Хит"" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области со следующими требованиями:
- признать недействительным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - управление) о проведении внеплановой проверки, оформленное приказом от 07.12.2020 N 494;
- признать незаконными действия управления об истребовании документов (информации), оформленных требованием о предоставлении документов (информации) от 07.12.2020 N 27489/06.
Решением суда от 22.03.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд пришел к выводу, что оспариваемое решение управления о проведении внеплановой проверки, оформленное приказом от 07.12.2020 N 494, а также действия об истребовании документов (информации), оформленные требованием о предоставлении документов (информации) от 07.12.2020 N 27489/06, соответствуют действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы общества.
Постановлением от 17.12.2021 суд апелляционной инстанции отменил решение суда от 22.03.2021, признал недействительным решение управления о проведении внеплановой проверки, оформленного приказом от 07.12.2020 N 494, как не соответствующее Федеральному закону от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее - Закон N 275-ФЗ) и признал незаконными действия управления об истребовании документов (информации), оформленные требование о предоставлении документов (информации) от 07.12.2020 N 27489/06. С управления в пользу общества взысканы 4500 рублей расходов по уплате государственной пошлины. Вернул обществу из федерального бюджета 1500 рублей излишне уплаченную по платёжному поручению от 21.04.2021 N 556 государственную пошлину.
Судебный акт мотивирован тем, что решение управления, формализованное в приказе о проведении внеплановой документарной проверки от 07.12.2020 N 494, не соответствует требованиям Закона N 275-ФЗ и нарушает права и законные интересы общества, незаконно возложив на него обязанность совершить действия и представить документы.
В кассационной жалобе управление просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, оставить в силе решение суда от 22.03.2021. Податель жалобы указал, что суд апелляционной инстанции неправильно применил нормы материального права, суд апелляционной инстанции оставил без внимания доводы управления о том, что определение управления от 29.10.2020 вынесено не в порядке части 4 статьи 15.25 Закона N 275-ФЗ, а в порядке части 6 статьи 15.25 Закона N 275-ФЗ, то есть срок исполнения предписания N 762 не продлен, а установлен новый срок для исполнения предписания. Выводы суда апелляционной инстанции об отсутствии доказательств неисполнения предписания N 762 опровергаются имеющимися в материалах дела доказательствами привлечения общества к административной ответственности.
В отзыве на кассационную жалобу общество считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
В судебном заседании представитель управления поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель общества в судебном заседании просил постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению на основании следующего.
Как видно из материалов дела, решением управления от 31.10.2019 по делу N 1495/06 общество признано нарушившим положения части 3 статьи 8 Закона N 275-ФЗ.
В связи с выявленными нарушениями обществу выдано предписание от 31.10.2019 N 762/06, согласно которому обществу надлежало в срок до 15.01.2020: произвести перерасчёт основных экономических показателей нормативов (ОЭН) на 2017 год с учётом решения по делу от 30.10.2019 N 1495/06 и исходя из экономически обоснованного размера запланированной основной заработной платы основных исполнителей на 2017 год; в целях исполнения пункта 1 предписания представить расчётно-калькуляционные материалы по расчёту размера основных экономических нормативов на 2017 год и расчёту запланированной основной заработной платы основных исполнителей на 2017 год; исключить факты расчёта ОЭН исходя из экономически необоснованного размера заработной платы основных исполнителей; в целях исполнения пункта 3 предписания представить расчетно-калькуляционные материалы по расчету размера ОЭН на 2018 - 2020 годы и расчету запланированной заработной платы основных исполнителей на 2018 - 2020 годы.
В связи с неисполнением в установленный срок предписания от 31.10.2019 N 762/06 управление вынесло постановление от 28.10.2020 N 061/08/19.5-342/2020 о привлечении общества к административной ответственности по части 7.1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Определением от 29.10.2020 управление продлило обществу срок исполнения предписания от 31.10.2019 N 762/06 до 25.01.2021.
Информация о неисполнении обществом предписания от 03.10.2019 N 762/06 доведена управлением до сведения прокуратуры Ростовской области.
В управление 25.11.2020 поступило требование и.о. прокурора Ростовской области от 18.11.2020 о проведении внеплановой документарной проверки общества по факту допущенных обществом нарушений законодательства в сфере государственного оборонного заказа и о не устранении таких нарушений.
Во исполнение требования и.о. прокурора Ростовской области от 18.11.2020 управлением издан приказ от 07.12.2020 N 494 о проведении в отношении общества проверки.
Обществу направлено требование от 07.12.2020 N 27489/06 о предоставлении документов (информации).
Считая незаконными действия управления по вынесению решения о проведении внеплановой проверки, оформленные приказом от 07.12.2020 N 494, и направлению требования о предоставлении документов, общество обратилось в суд.
Отказывая обществу в удовлетворении заявленных требований, Арбитражный суд Ростовской области, руководствуясь статьями 15.3, 15.7, 15.25 Закона N 275-ФЗ, подпунктом "в" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - постановление N 438), пришел к выводу, что установление нового срока для исполнения предписания не влияет на наличие права на проведение проверки деятельности общества, если основанием к такой проверке является требование прокурора в соответствии с подпунктом "в", пункта 1 постановления N 438. При этом действия об истребовании документов (информации), оформленные требованием о предоставлении документов (информации) от 07.12.2020 N 27489/06, соответствуют действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы общества.
Отменяя решение суда первой инстанции и признавая недействительными решение управления о проведении внеплановой проверки, оформленное приказом от 07.12.2020 N 494, как не соответствующее Закону N 275-ФЗ и признавая незаконными действия управления об истребовании документов (информации), оформленные требованием о предоставлении документов (информации) от 07.12.2020 N 27489/06, суд апелляционной инстанции правомерно руководствовался следующим.
В силу подпункта "в" пункта 1 постановления N 438 в 2020 году в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии со статьей 4 Закона N 209-ФЗ к субъектам малого и среднего предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, а также в отношении некоммерческих организаций, среднесписочная численность работников которых за 2019 год не превышает 200 человек, за исключением политических партий и некоммерческих организаций, включенных в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, проводятся только внеплановые проверки, основанием для проведения которых являются поручения Президента Российской Федерации, поручения Правительства Российской Федерации с указанием конкретного юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя, требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Как видно из материалов дела, внеплановая документарная проверка назначена во исполнение требования и. о. прокурора Ростовской области от 18.11.2020 N 7-66-2020.
Суд апелляционной инстанции указал, что в соответствии с положениями статей 15.1, 15.2, 15.4 и 15.9 Закона N 275-ФЗ на контролирующий орган - Федеральную антимонопольную службу, возложены полномочия по выявлению нарушений законодательства в сфере государственного оборонного заказа, принятию решений по их прекращению и привлечению к ответственности за данные нарушения. В рамках реализации полномочий контролирующий орган, в частности, полномочен: возбуждать и рассматривать дела о нарушениях законодательства в сфере государственного оборонного заказа; выдавать государственному заказчику, головному исполнителю, исполнителю обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства в сфере государственного оборонного заказа и (или) об устранении последствий такого нарушения; о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения законодательства в сфере государственного оборонного заказа.
Порядок проведения плановых и внеплановых проверок соблюдения требований, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа, утверждён приказом Федеральной антимонопольной службы от 15.03.2016 N 240/16 (Зарегистрировано в Минюсте России 10.06.2016 N 42508) (далее - Порядок), согласно пункту 3.73 которого, в случае выявления при проведении проверки нарушений законодательства в сфере государственного оборонного заказа, не подпадающих под признаки нарушений, указанных в части 3 статьи 8 Закона N 275-ФЗ, проверяемому лицу выдается предписание об устранении выявленных нарушений законодательства в сфере государственного оборонного заказа.
Согласно части 4 статьи 15.4 Закона N 275-ФЗ основаниями для проведения внеплановой являются: 1. Материалы, поступившие от правоохранительных органов, федеральных органов исполнительной власти, государственных заказчиков, головных исполнителей и исполнителей государственного оборонного заказа, указывающие на признаки нарушения законодательства в сфере государственного оборонного заказа; 2. Сообщения и заявления юридических лиц, физических лиц, сообщения в средствах массовой информации, указывающие на признаки нарушения законодательства в сфере государственного оборонного заказа; 3. Истечение срока исполнения предписания, выданного по результатам проведения проверки или рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере государственного оборонного заказа; 4. Поручения (указания) Президента Российской Федерации и поручения Правительства Российской Федерации; 5. Обнаружение контролирующим органом признаков нарушения законодательства в сфере государственного оборонного заказа.
Предметом внеплановой проверки является соблюдение проверяемым лицом при осуществлении своей деятельности требований законодательства в сфере государственного оборонного заказа или, если такая проверка проводится по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 4 данной статьи, исполнение ранее выданного предписания (часть 5 статьи 15.4 Закона N 275-ФЗ).
Частью 6 статьи 15.4 Закона N 275-ФЗ установлено, что проверка проводится в соответствии с приказом руководителя контролирующего органа.
Суды установили, что внеплановая документарная проверка общества назначена приказом управления от 07.12.2020 N 494, пунктом 4 которого установлено, что целью, задачей и предметом проверки являются проверка исполнения обществом предписания от 31.10.2019 N 762/06, выданного по результатам рассмотрения дела N 1495/06 (т. 2, л. д. 21 - 23).
В связи с назначением проверки приказом от 07.12.2020 N 494, управление 07.12.2020 выдало обществу требование о представлении документов (информации) в срок до 14.12.2020. То есть, к проведению проверки управление приступило 07.12.2020.
Вместе с тем, материалами дела подтверждено, что определением от 29.10.2020 управление установило новый срок исполнения предписания от 31.10.2019 N 762/06 - до 25.01.2021, который на момент принятия приказа от 07.12.2020 N 494 еще не наступил. Данное обстоятельство не оспаривается сторонами. Таким образом, управление назначило и приступило к проведению внеплановой документарной проверки общества по вопросу исполнения требований предписания от 31.10.2019 N 762/06 в нарушение установленного пунктом 3 части 4 статьи 15.4 Закона N 275-ФЗ ограничения - срок исполнения предписания от 31.10.2019 N 762/06 на момент назначения и начала проверки не наступил.
Довод управления о том, что внеплановая документарная проверка назначена и проведена в период, указанный в требовании и.о. прокурора Ростовской области от 18.11.2020 N 7-66-2020, правомерно отклонен судом апелляционной инстанции, поскольку указанное требование не обязывает управление провести проверку общества в нарушение установленного законом порядка. Указание в требовании от 18.11.2020 о представлении управлением в срок до 20.12.2020 сведений о ходе либо о результатах проверки общества, не изменяет обязанности контролирующего органа о соблюдении требований части 3 пункта 4 статьи 15.4 Закона N 275-ФЗ. Кроме того, требование и.о. прокурора от 18.11.2020 N 7-66-2020 содержит указание на то, что срок исполнения предписания от 31.10.2019 N 762/06 истек 15.01.2021, т. е. без учета того, что управлением установлен новый срок исполнения предписания - 25.01.2021.
При таких обстоятельствах апелляционный суд пришёл к обоснованному выводу о том, что решение управления, формализованное в приказе о проведении внеплановой документарной проверки от 07.12.2020 N 494, не соответствует названным выше требованиям Закона N 275-ФЗ и нарушает права и законные интересы общества, незаконно возложив на него обязанность совершить действия и представить документы.
Учитывая, что у управления отсутствовали основания для проведения внеплановой документарной проверки, апелляционный суд правомерно указал, что действия управления по истребованию у общества документов (информации), оформленных требованием о предоставлении документов (информации) от 07.12.2020 N 27489/06 являются незаконными по причине отсутствия, в рассматриваемом случае, у управления полномочий по обязанию общества исполнить требование.
Отклонен довод управления о том, что определение от 29.10.2020 вынесено не в порядке части 4 статьи 15.25 Закона N 275-ФЗ, а в порядке части 6 статьи 15.25 Закона N 275-ФЗ (срок исполнения предписания N 762 не продлен, а был установлен новый срок для исполнения предписания). Частью 4 статьи 15.4 Закона N 275/ФЗ установлено, что основанием для проведении внеплановой проверки является истечении срока исполнения предписания. В рассматриваемом случае, как было указано ранее и сторонами не отрицается, срок для исполнения предписания установлен до 25.01.2021, проверка начата 07.12.2020, т. е. задолго до даты окончания срока исполнения предписания, установленного определением управления от 29.10.2020.
Выводы суда апелляционной инстанции основаны на надлежащей правовой оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии с требованиями главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы не установлены предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены обжалуемого судебного акта, в связи с чем постановление арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Кодекса подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2021 по делу N А53-42587/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
М.В. Посаженников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод управления о том, что внеплановая документарная проверка назначена и проведена в период, указанный в требовании и.о. прокурора Ростовской области от 18.11.2020 N 7-66-2020, правомерно отклонен судом апелляционной инстанции, поскольку указанное требование не обязывает управление провести проверку общества в нарушение установленного законом порядка. Указание в требовании от 18.11.2020 о представлении управлением в срок до 20.12.2020 сведений о ходе либо о результатах проверки общества, не изменяет обязанности контролирующего органа о соблюдении требований части 3 пункта 4 статьи 15.4 Закона N 275-ФЗ. Кроме того, требование и.о. прокурора от 18.11.2020 N 7-66-2020 содержит указание на то, что срок исполнения предписания от 31.10.2019 N 762/06 истек 15.01.2021, т. е. без учета того, что управлением установлен новый срок исполнения предписания - 25.01.2021.
При таких обстоятельствах апелляционный суд пришёл к обоснованному выводу о том, что решение управления, формализованное в приказе о проведении внеплановой документарной проверки от 07.12.2020 N 494, не соответствует названным выше требованиям Закона N 275-ФЗ и нарушает права и законные интересы общества, незаконно возложив на него обязанность совершить действия и представить документы.
...
Отклонен довод управления о том, что определение от 29.10.2020 вынесено не в порядке части 4 статьи 15.25 Закона N 275-ФЗ, а в порядке части 6 статьи 15.25 Закона N 275-ФЗ (срок исполнения предписания N 762 не продлен, а был установлен новый срок для исполнения предписания). Частью 4 статьи 15.4 Закона N 275/ФЗ установлено, что основанием для проведении внеплановой проверки является истечении срока исполнения предписания. В рассматриваемом случае, как было указано ранее и сторонами не отрицается, срок для исполнения предписания установлен до 25.01.2021, проверка начата 07.12.2020, т. е. задолго до даты окончания срока исполнения предписания, установленного определением управления от 29.10.2020."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24 февраля 2022 г. N Ф08-395/22 по делу N А53-42587/2020